Счастье для сотен тысяч малышей


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Праздник «День игры», 15 марта 2009 г. Выборгский район Санкт-Петербурга

Праздник «День игры», 15 марта 2009 г. Выборгский район Санкт-Петербурга

Мама отказалась от Фаи, когда ей было восемь месяцев. Девочка, когда ее привезли в дом ребенка, заметно отличалась от других детей: она была общительная и веселая. Ей нужны были близкие отношения со взрослыми людьми, и она это страстно демонстрировала всем окружающим. Спустя полгода Фая стала тихой и замкнутой, ей больше не нужен был тесный контакт ни со взрослыми, ни с детьми.

«Если ребенок ничего не требует, это не означает, что он счастлив», – говорит диктор в фильме «Дорога домой»  –  фильме про Фаю и других отказных детей, снятом благотворительной организацией EveryChild, Санкт- Петербургским институтом раннего вмешательста и организацией «HealthProm». Менеджер этого проекта Павел Тютрин проводит рабочие встречи со специалистами государственных и негосударственных учреждений, с показом и обсуждением основных концепций этого фильма. Показывает, обсуждает метод «управления случаем», собирает отзывы. Однажды фильм продемонстрировали даже в школе. Старшеклассникам – будущим папам и мамам. Дети, возможно, впервые тогда задумались о том, что такое стать ответственными родителями, считает Павел.

Широкий показ фильма о том, как можно помочь брошенным детям  –  это только один из проектов российской программы британской некоммерческой организации EveryChild.

Цель фильма и других начинаний организации – развитие и пропаганда семейного воспитания детей. «Деинституционализации», как по-научному называется этот процесс.

Сотрудники со смехом признаются, что учились выговаривать это слово несколько месяцев. Но эти лингвистические трудности совершенно не мешали им активно внедрять идею деинституционализации в сознание как общества, так и чиновников. Ведь за этим сухим словом стоит счастье сотен тысяч маленьких граждан России, ежегодно попадающих в детские дома и дома ребенка и лишающихся родительской любви и тепла.

Конечно, хорошо, чтобы в России детские дома пустовали. Как, например, детский дом № 19 – один из партнеров EveryChild. До прошедшего недавно ремонта в нем еще оставались жить от двух до четырех детей. Но потом и им нашли патронатные семьи. Сегодня в детском доме № 19 нет ни одного ребенка.

Однако достичь таких успехов удается далеко не всегда и не везде. Число сирот, находящихся в российских детских домах с каждым годом только увеличивается, несмотря на спускаемые с самого верха приказы о необходимости сокращения количества детей, поступающих в детские дома. Извращенная логика некоторых чиновников приводила порой к простым решениям – например, сокращению количества детских домов за счет… банального их укрупнения.

Переводишь всех детей из одного детского дома в другой – и все, можно послать в Москву отчет о еще одном закрытом учреждении.

Причина пробуксовки в том, что в целом понятая и принятая государством идея деинституционализации сталкивается с отсутствием внятной национальной программы комплексного подхода и четкого понимания методов решения проблемы у чиновников. Работа с представителями власти: как местного, так и федерального уровней – одно из важнейших направлений деятельности EveryChild. Как рассказала сотрудник московского офиса организации Елена Подорожная, в этой области удалось сделать уже довольно много: проводятся совещания, круглые столы, семинары с участием представителей двух профильных министерств: Минобразования и науки и Минздравсоцразвития. Правда, отмечает Елена, с первым министерством контакты удалось наладить гораздо более тесные, представители  же Министерства здравоохранения и социального развития, например, на последний круглый стол, организованный EveryChild, к сожалению, не пришли. Но в организации уверены, что капля камень точит. Отношение федеральных чиновников к предлагаемым EveryChild инициативам постепенно меняется. Со временем, не сомневается Елена Подорожная, им удастся решить одну из главных задач – содействовать созданию национальной программы деинституционализации. К сожалению, отмечает Елена, без федерального вмешательства никак не обойтись – обычно местные чиновники не готовы воспринимать новые идеи, особенно исходящие от общественных организаций. Вот если поступит приказ сверху – тогда другое дело.

Впрочем, бывают и счастливые исключения. Так, в двух Петербургских районах – Невском и Выборгском  –   при активном участии местных властей и социальных служб, работающих с детьми, удалось запустить очень важный проект  –  службу ранней помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Все, кто имеет отношение к работе с семьей: воспитатели, педагоги, врачи, правоохранительные органы, социальные работники действуют в тесном взаимодействии и опираясь на специально разработанные методики по оценке состояния дел в семье. Здесь, как рассказал Павел Тютрин, работают не с потоком, а с отдельным жизненным случаем. Благодаря одной только организационной работе удается сложить усилия разных специалистов и действовать намного эффективнее. В итоге вовремя оказанная помощь дает многим семьям возможность избежать катастрофических последствий, связанных с помещением детей в интернаты, детские дома и другие сиротские учреждения. Помощь семьям, попавшим в тяжелую ситуацию, оказывается самая разная: от психологической и юридической до материальной. Всё это обеспечивается благодаря комплексной работе, в основе которой лежит метод управления случаем.

При таком подходе обеспечивается не только слаженная работа специалистов разных ведомств, но и непосредственное участие семьи в системе принятия решений.

На базе Петербургского филиала благотворительной организации «Эвричайлд» в РФ  работает и услуга по краткосрочному пребыванию детей с особыми потребностями в принимающих семьях. Зачастую родители детей-инвалидов вынуждены отказываться от них или временно размещать их в домах для инвалидов, так как у них совершенно нет свободного времени для себя: ни сходить к врачу, ни сделать свои дела, ни отдохнуть в конце концов. Вовремя помочь таким людям – значит предотвратить тяжелую психологическую травму у ребенка. Родители детей с особыми потребностями могут на время оставить их в специально обученных специалистами EveryChild семьях -волонтерах, готовых побыть с особым ребенком от нескольких часов до нескольких суток.

Организация работы по профилактике попадания детей в приюты в Петербурге  –  одна из моделей, предлагаемых EveryChild в качестве примера для разработки комплексных программ деинституционализации. В НКО обкатано еще несколько моделей предотвращения попадания детей в детдома и возврата их в семью. Одна из них действует в Гатчине Ленинградской области. Здесь специалисты организации работают с роддомом, при котором размещена служба по профилактике отказов от детей. Специально обученный социальный работник выявляет среди беременных и родивших потенциально опасные с точки зрения возможного добровольного отказа от родительских прав случаи, а затем различные специалисты  –  психологи, юристы, социальные службы  –  начинают работать с такой мамой. За последний год из 20 случаев отказа восемь мамочек удалось убедить не делать этого.

Для таких  женщин в другом регионе  –  в городе Ревда Свердловской области работает центр «Мать и дитя». И опять в тесном контакте с местными властями. Тем мамочкам, которым просто негде стало жить из-за рождения ребенка, предоставляется временное жилье и все необходимое для воспитания ребенка. Женщинам помогают найти работу.

В Свердловской же области активно практикуется еще одна модель социальной работы по деинституционализации, связанная с возвращением брошенных детей в семью.

Специалисты EveryChild работают с домом ребенка, в котором находятся отказники. Они находят их родителей, проводят с ними соответствующую работу, помогают им понять свою ошибку. В итоге многие родители после помощи благотворительной организации забирали детей обратно, в семью.

Разработка, воплощение в жизнь и описание всех этих моделей позволит более широко их применять. И здесь EveryChild надеется не только на федеральных чиновников, но и на общество в целом. Именно для объединения заинтересованного общества и специалистов под эгидой EveryChild создается широкая социальная сеть организаций, активных в деинституционализации  детей. Участники сети обмениваются информацией, опытом, проводят совместные семинары и разрабатывают свою дорожную карту  –  план по продвижению деинституционализации в России.

Если Россия начнет движение с этой картой в руках, возможно, мы не будем краснеть, сознавая, что каждый год у нас в стране в приюты попадает 100 тысяч детей. И эта цифра только растет с каждым годом. И возможно, грустные истории этих сирот закончатся в итоге хэппи-эндом, как закончилась она у девочки Фаи, которую все-таки удочерили новые родители. Хотя история маленькой девочки Фаи еще только началась. И пусть это будет история любви, тепла и доброты.

2 Comments

Add yours
  1. Катерина

    Здравствуйте. В самом начале статьи стоит фото… фото доброе очень, да только вот к «Дню игры» не имеет никакого отношения!!! Фото вообще из другого города!!! Это учредитель и волонтер некоммерческого детского благотворительного фонда имени Алены Петровой (г. Томск) с детьми, больными раком крови. Объясните, пожалуйста, ситуацию.
    Вот ссылка на сайт фонда http://fond-alena.ru/. Именно это фото, увы, не нашла в архиве.

Добавить комментарий