Вера, надежды, опрос


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Хотя нынешний экономический кризис и является серьезным испытанием на прочность, предыдущий богатый опыт «развития на грани выживания» заставляет НКО быстро искать прагматичные эффективные решения, а не повергает в уныние и растерянность. Такой вывод сделала директор CAF Россия Мария Черток по результатам исследования «Благотворительность в условиях экономического кризиса». В целом, донорские организации оказались менее готовы к работе в кризисных условиях, чем НКО, полагает она. Фонды и корпоративные программы создавались в удачных экономических условиях на долгосрочную перспективу после значительных размышлений, а потому им ранее не приходилось думать о стратегиях выживания, значительной оптимизации расходов или привлечении дополнительного финансирования. Поэтому процесс адаптации к новым условиям и поиск новых подходов для донорских организаций только начинается. В отличие от них большинство НКО постоянно работали в условиях недостатка ресурсов, без гарантий наполнения бюджета на следующий период, часто вообще на голом энтузиазме. «ДиБ» публикует основные результаты исследования.

Исследование «Благотворительность в условиях экономического кризиса» проводилось в апреле-мае 2009 года при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в России. Организаторы исследования: CAF Россия, исследовательская группа ЦИРКОН, PricewaterhouseCoopers, Форум доноров. Целью исследования являлось получение информации, необходимой для анализа текущего состояния некоммерческого сектора и сферы благотворительности в России.

Объект исследования:

  • НКО, оказывающие социальные услуги населению
  • Коммерческие компании, занимающиеся благотворительной деятельностью
  • Донорские организации, присутствующие в России

В исследовании приняли участие: 440 НКО, 36 компаний, 11 донорских организаций.

Предмет исследования состоял из следующих компонентов (параметров):

  1. Оценка текущей ситуации;
  2. Восприятие финансового кризиса, оценка произошедших изменений в последние несколько месяцев;
  3. Ожидания относительно течения финансового кризиса в стране, его влияния на эту сферу;
  4. Стратегии поведения участников сектора (НКО, коммерческие компании, донорские организации) в ситуации кризиса;
  5. Возможные системные изменения в деятельности участников в ситуации кризиса (изменения в управлении, структуре, содержании деятельности и т.п.);
  6. Потребности участников сектора в помощи и поддержке для реализации антикризисных стратегий; ожидания конкретных действий со стороны ключевых стейкхолдеров (другие НКО и их объединения, государство, бизнес, частные и международные фонды, граждане, сотрудники, собственники компаний).
Какова вероятность того, что в ближайший год в вашей некоммерческой организации будут происходить следующие события? (кликните, чтобы увеличить картинку)

Какова вероятность того, что в ближайший год в вашей некоммерческой организации будут происходить следующие события? (кликните, чтобы увеличить картинку)

Некоммерческие организации: работать дальше, затянув пояса

НКО продемонстрировали относительную готовность к кризису. Они успешно диверсифицировали свои источники финансирования или всерьез задумались об этом (по данным Циркон, лишь около 40% НКО имеют доминирующий источник финансирования, будь то государственные, корпоративные пожертвования или гранты, остальные в равной мере получают средства из разных источников), строят свои стратегии на развитии тех направлений, которые способны привлечь средства и рассматривают государство как главного донора на кризисный период. В отличие от доноров, НКО не собираются сокращать персонал и при возможности готовы вкладываться в его обучение и профессиональное развитие. НКО также готовы адаптировать свои программы для привлечения частных пожертвований и волонтеров.

На фоне значительного сокращения объемов финансирования (отмечено у 61% опрошенных, причем у 52% – более чем на 25%) и ожиданий дальнейших сокращений (84%), подавляющее большинство НКО намерены продолжать деятельность и развиваться. Тем не менее, 23% НКО считают вероятным закрытие своей организации и 9% – преобразование в государственное или муниципальное учреждение.

Наиболее подвержены кризису с позиций НКО оказались поступления от коммерческих компаний (их сокращение отмечают 65% НКО,

Как изменилось поступление средств в вашу организацию из различных источников за последние полгода (кликните, чтобы увеличить картинку)

Как изменилось поступление средств в вашу организацию из различных источников за последние полгода (кликните, чтобы увеличить картинку)

получающих или получавших средства из данного источника), региональных и муниципальных бюджетов (54% и 52% соответственно), доходы от предпринимательской деятельности (52%). Самыми стабильными оказались поступления из федерального бюджета и взносы от учредителей, членов: более 50% опрошенных отмечают, что они остались на прежнем уровне или даже возросли.

На фоне сокращения финансирования 59% НКО констатируют увеличение спроса на своиуслуги. Это говорит об их востребованности и потенциальной способности отвечать на вызовы времени, по крайней мере, по оценке их клиентов. Данная тенденция совпадает со стратегией значительного количества организаций на развитие услуг – 51% НКО собирается расширить спектр услуг, 34% – увеличить список клиентских групп. В развитии услуг часть НКО видят источник финансовой устойчивости: организации намерены увеличить объем (19%), повысить цены (5%) или расширить спектр (22%) платных услуг.

Какие действия ваша организация намерена предпринять в первую очередь для продвижения себя на "рынке", в том сегменте сектора НКО, который она занимает (кликните, чтобы увеличить картинку)

Какие действия ваша организация намерена предпринять в первую очередь для продвижения себя на «рынке», в том сегменте сектора НКО, который она занимает (кликните, чтобы увеличить картинку)

Что касается видов наиболее востребованных услуг, то и НКО, и компании прогнозируют рост запроса на консультации по защите прав и интересов (в первую очередь социальных и экономических прав), профессиональной подготовке, трудоустройству, развитию малого бизнеса. В то же время запрос на программы, касающиеся улучшения качества жизни (защита окружающей среды, досуг и т.п.), уходят в нижнюю часть списка в ответах НКО, что вполне закономерно для кризисного времени, но остаются в средней части списка, по мнению компаний.

Значительная часть опрошенных НКО демонстрирует стратегию с ориентацией на «инновации», повышение эффективности деятельности, в т.ч. через развитие платных услуг, привлечение пожертвований от частных лиц, освоение новых технологий привлечения средств (фандрайзинга). Однако как склонные к инновациям организации, так и приверженцы более консервативного подхода в равной степени понимают необходимость оптимизации системы планирования, бюджетирования и контроля над расходами.

Какие действия намерена предпринять ваша компания в отношении своей благотворительной деятельности в условиях кризиса? (кликните, чтобы увеличить картинку)

Какие действия намерена предпринять ваша компания в отношении своей благотворительной деятельности в условиях кризиса? (кликните, чтобы увеличить картинку)

Несмотря на в целом активный настрой НКО, в их ответах явно прослеживается запрос к другим участникам сектора (государству, компаниям, фондам) в первую очередь на финансовые ресурсы. 66% НКО считают наиболее эффективным видом поддержки со стороны государства увеличение финансирования (в форме грантов, субсидий), 59% – развитие системы государственного и муниципального заказа. Дополнительные налоговые и иные льготы, упрощение системы регистрации и отчетности, а также специальные усилия по пиар и пропаганде деятельности НКО считают приоритетными соответственно только 34, 20 и 11% опрошенных. Что касается запроса к компаниям, опять на первом и втором местах оказывается материальная помощь или то, что приводит к образованию или экономии финансовых средств: безвозмездное предоставление НКО в пользование офисных помещений, оргтехники и т.п. (68%), и покупка у НКО производимых ими товаров и услуг (49%). И только на третьем месте идет волонтерство и бесплатная квалифицированная помощь (Pro bono) – 30%. Такая позиция вполне объяснима и рациональна: в условиях кризиса наиболее важным (критическим) ресурсом являются деньги, и в комплексе с реалистичными оценками возможностей по их предоставлению, формируется запрос к государству о финансовой помощи. Востребованность правового ресурса (предоставление налоговых и иных льгот, устранение административных барьеров) – слабее, поскольку число организаций, которые могут им эффективно воспользоваться (а это в первую очередь сильные игроки) – меньше, к тому же большинство НКО скорее всего плохо понимают, как правильно распорядиться нефинансовым ресурсом, чтобы он позволил им развиваться дальше.

Какие действия ваша организация намерена предпринять в первую очередь для продвижения себя на "рынке", в том сегменте сектора НКО, который она занимает (кликните, чтобы увеличить картинку)

Какие действия ваша организация намерена предпринять в первую очередь для продвижения себя на «рынке», в том сегменте сектора НКО, который она занимает (кликните, чтобы увеличить картинку)

«Считаю, что не стоит такие уж большие надежды сейчас возлагать на помощь государства и на бюджетные деньги. Государству надо бороться с тяжелыми последствиями кризиса, и оно не в состоянии помочь всем НКО. Мы, напротив, будем пытаться увеличивать сбор частных пожертвований, искать новых институциональных доноров, развивать новые платные услуги для бизнеса».

Елена Тополева, директор АСИ

Доноры – коммерческие компании: не все потеряно

В каких сферах (областях) осуществляет благотворительную деятельность ваш фонд? (кликните, чтобы увеличить картинку)

В каких сферах (областях) осуществляет благотворительную деятельность ваш фонд? (кликните, чтобы увеличить картинку)

Корпоративные доноры в полной мере ощутили на себе влияние экономического кризиса. Многие компании сократили свои благотворительные бюджеты (13 из 36 ответивших, 7 – более чем на 25%), некоторые до сих пор не имеют утвержденного бюджета (7) или вообще приостановили благотворительную деятельность (часто именно это было причиной отказа отвечать на вопросы анкеты).

«То, что это исследование подтверждает результаты многих других опросов компаний – только четверть (по другим данным – треть) расходов на благотворительность сокращается – очень впечатляющий результат, на мой взгляд. Это значит, что на 70–75% расходы сохраняются. Вообще-то говоря, можно было бы ожидать намного большего сокращения в сложившихся условиях. Справедливым оказывается вывод, что социальные инвестиции и деятельность в местном сообществе остаются для компаний в числе приоритетов, и они понимают важность поддержания своей активности в этой сфере».

Елена Феоктистова, руководитель Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности Российского союза промышленников и предпринимателей

Тем не менее, значительная часть опрошенных компаний (20) планирует продолжать благотворительную деятельность. Большинство опрошенных компаний рассматривает благотворительную деятельность в кризис как возможность продемонстрировать устойчивость бизнеса и укрепить репутацию компании, а некоторые даже готовы оказать дополнительную поддержку НКО, так как понимают, что в кризис им становится еще тяжелее.

Приоритетным антикризисным действием для компаний является вовлечение в нее собственных сотрудников. Среди запланированных компаниями мер также называются увеличение внимания к социальному эффекту корпоративных благотворительных программ, повышение эффекта для бизнеса, кооперация с другими компаниями и НКО и изменение приоритетов благотворительной деятельности. Наименее популярными являются отказ от бюджетозамещающих расходов и замена денежной помощи на натуральную.

Истоники доходов частных фондов (кликните, чтобы увеличить картинку)

«С одной стороны, и это позитивный момент, исследование показало, что компании понимают: благотворительность – это способ продемонстрировать устойчивость бизнеса. Все задумались об эффективности, и это тоже хорошо. Но, с другой стороны, в этой бочке меда есть и ложка дегтя: только треть компаний имеет партнерство с НКО, которые занимаются администрированием их проектов; компании фактически не ждут повышения роли аутсорсинга в администрировании своих благотворительных инициатив. По-моему, это азбука корпоративного управления: когда надо снижать издержки, экономить – тогда начинают по-максимому выводить определенную деятельность на аутсорсинг. Но не выводят, всякий раз рассчитывают на личную инициативу, на свои силы и не считают, что какая-то профессиональная помощь может повысить эффективность, что довольно-таки удивительно».

Татьяна Рыбакова, генеральный директор Центра изучения корпоративного гражданства

Наиболее популярными мерами борьбы с кризисом компании считают налоговое стимулирование благотворительной деятельности компаний (30) и публичную поддержку со стороны государства

Доноры – частные фонды: пока гром не грянет…

Исследование показало, что фонды оказались не вполне готовы к вызовам, которые поставил перед ними экономический кризис. На это указывают многочисленные отказы отвечать на вопросы анкеты, противоречивость планов ответивших, а также значительное расхождение их видения того, что надо делать в принципе, и того, что они планируют делать сами.

Большинство институциональных доноров утверждает, что не будет менять свои программные приоритеты (7), объемы финансирования или географию деятельности. При этом они уже отмечают сокращение собственных бюджетов (5), как минимум, в их административной части, не исключают в дальнейшем снижение программных расходов, а некоторые организации даже говорят о вероятности закрытия.

Фонды считают, что главными приоритетами поддержки должны стать устойчивое развитие организаций-получателей (8) и общая поддержка их деятельности (5), однако ни один из опрошенных фондов не предоставляет подобного финансирования. Если принять во внимание, что, по данным исследования, смены приоритетов фонды не планируют, становится очевидно, что фонды пока намерены ограничиваться тактическими корректировками, не связанными с изменением приоритетов программ.

Как и компании, в качестве стимула для развития благотворительной деятельности в условиях кризиса, фонды практически единодушно отдают предпочтение налоговому стимулированию (10). Вторым по значимости фактором для фондов является возможность воспользоваться профессиональными услугами в области разработки, управления и оценки программ, профессиональной подготовки специалистов (8). Возможно, повышение профессионализма фондов в дальнейшем сможет компенсировать сокращение объемов деятельности.

Актуальные сквозные темы

Повышение эффективности деятельности (и в целом интенсификация работы) является лейтмотивом для НКО и доноров в равной степени. 56% НКО намерены освоить новые технологии работы, 39% – заняться повышением квалификации сотрудников, 62% – оптимизацией финансового планирования, 53% – оптимизацией процессов и технологий работы, и пр. В то же время, только незначительное число организаций собираются идти путем сокращения сотрудников (9%), снижения зарплат (14%) и пр. – видимо, НКО и так не имели избыточных кадров, да и зарплаты в НКО более чем скромные. Эффективностью программ намерены озаботиться и коммерческие компании (50%) Фонды же поддерживают идею предоставления грантов, направленных на повышение эффективности организаций-получателей, что полностью совпадает с запросом от самих НКО (63%). Следует, правда, отметить, что в ходе предварительных обсуждений стало понятно, что понимание термина «эффективность» и подходы к ее оценке могут различаться весьма существенно у разных участников сектора.

Волонтерство является важной темой как для НКО, так и для компаний-доноров. 34% НКО отмечают приток добровольцев, для 49% привлечение волонтеров является частью антикризисной стратегии (на первом месте относительно других мер в сфере человеческих ресурсов). В то же время, запрос на волонтеров и помощь pro bono к коммерческим компаниям – далеко не в приоритете (30%, на третьем месте), тогда как для компаний вовлечение сотрудников является приоритетом номер один среди мер по изменению форм благотворительной деятельности в условиях кризиса.

«Вопрос в том, а знают ли вообще НКО в отдаленных регионах о том, что возможно получить бесплатную профессиональную помощь? Даже когда в Москве мы начали оказывать бесплатные юридические услуги НКО, многие из них спрашивали: «Это действительно бесплатно? Мы вам ничего не должны?». Поэтому до сих пор для многих НКО волонтерство – это когда приезжаешь в детский дом и красишь забор. Скорее всего, они даже и не в курсе других возможностей волонтерской помощи».

Татьяна Песоцкая, менеджер по социальным проектам Clifford Chance.

Наконец, все три опрошенные аудитории единодушны в признании влияния государства на развитие благотворительности в кризисный период. Всего 3% НКО верят в снижение государственного контроля над НКО (опрос проходил до внесения соответствующего законопроекта Президента РФ), только 10% ожидают улучшения законодательства. В то же время, 59% хотели бы видеть развитие системы государственного и муниципального заказа, 34% – улучшение налогового законодательства, 20% – упрощение системы регистрации и отчетности. Компании на первое и второе место среди стимулов к развитию благотворительности ставят налоговое стимулирование и публичную поддержку со стороны государства, фонды полностью с ними солидарны.

«Интересно, что в трудные времена НКО считают, что контроль государства над ними усилится, и это, на их взгляд, плохо. И тут же 50% руководителей считают, что Президент РФ, Правительство РФ и региональные власти смогут облегчить жизнь российских НКО, а это, разумеется, хорошо. Не складывается как-то. Государство однозначно стало больше уделять внимания и выделять средств на благотворительность в России, но это не спасет всех. Мое мнение состоит в том, что НКО надо объединяться, учиться друг у друга и самостоятельно помогать друг другу».

Ирина Меньшенина, директор по маркетингу и привлечению средств DOWNSIDE UP

Среди позитивных результатов исследования можно выделить фактически одинаковое понимание представителями всех трех секторов того, что нужно делать для преодоления кризиса: на первом месте стоят налоговые льготы для осуществления благотворительной деятельности, затем – публичная поддержка, распространение информации о лучших практиках, повышение прозрачности организаций-благополучателей.

Вопросы на будущее

Необходимо обсудить внутри донорского сообщества стратегии новых для России форматов финансирования НКО, которые ожидают вкладов в их институциональное развитие или просто финансирования основной деятельности организации в текущем, а не проектном режиме (например, регулярного предоставления услуг клиентской группе). До сих пор большинство российских частных фондов не имели подобной практики, а стремились поддерживать инновационные проекты. У компаний больше опыта общей поддержки получателей, однако зачастую этот опыт формировался в отношении государственных социальных учреждений. В контексте развития подобных форматов финансирования вопрос оценки эффективности, своевременно осознанный респондентами, также может получить новую актуальность.

Необходимы специальные усилия по гармонизации отношений НКО и компаний в сфере корпоративного волонтерства, направленные на лучшее понимание и согласование интересов. НКО единодушно отмечают, что работа с волонтерами требует дополнительных ресурсов по обучению, сопровождению, обеспечению обратной связи. Это не всегда осознается и признается коммерческими компаниями, настроенными на развитие корпоративного волонтерства. Кроме того, не все НКО в принципе ориентированы на работу с волонтерами, хотя им, возможно, требуется квалифицированная помощь в развитии их деятельности, которую компании могли бы предлагать в формате pro bono.

В условиях повышения спроса на услуги, связанные с защитой экономических прав и интересов, а также профессиональной переподготовкой, трудоустройством и развитием малого бизнеса встает закономерный вопрос: способен ли существующий третий сектор его удовлетворить? Структура нынешнего российского третьего сектора пока не ориентирована на указанные направления, и неясно, что будет более эффективным: создание новых НКО с новым направлением деятельности или переориентация существующих на новый тип услуг. Также неясно, кто может стать субъектом этого развития.

Увеличение финансирования НКО со стороны государства, а также так желанно для всех введение налоговых льгот очевидно будет связано с сохранением высокого уровня контроля (а то и увеличением его). Тем не менее, именно в изменении политики государства в отношении благотворительности видится значительный потенциал развития сектора и ресурс для увеличения объемов его деятельности в ситуации сжатия социальной сферы и роста потребностей населения. Курс на инновационность и повышение эффективности, разделяемый НКО и донорским сообществом, обеспечит максимальный результат при использовании средств, освобожденных от налогообложения. Участникам сектора (в том числе – в коалиции НКО и доноров) следует продолжать развитие диалога с государством, который мог бы привести к реализации этого сценария.

1 comment

Add yours
  1. Nikolai Belonogov

    Важное и нужное исследование (для авторов), оно прекрасно, особенно графики, а мы тут живем и не знаем кто мы и куда мы, теперь знаем

Добавить комментарий