«Лишь бы только нас дубинкой по голове не били»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Госдума приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций«. Теперь в нашей стране появится институт социально ориентированных организаций, которые получат государственную финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку. О перспективах, открывающихся перед НКО, а также о трудностях, возникающих в связи с этим законом, обозреватель «Филантропа» побеседовал с экспертами.

Большинство из них сходятся во мнении, что закон имеет «рамочный» характер. «Он подтверждает заинтересованность государства в поддержке некоммерческих организаций, — уверена Наталья Каминарская, исполнительный секретарь «Форума Доноров». – Но все будет зависеть от того, какая будет написана программа реального финансирования и поддержки… Это главное. Надо смотреть, как это реально будет действовать».

Предполагается, что программа будет разрабатываться в ближайшее время, и начнет реализовываться с 2011 г.

Елена Тополева

Елена Тополева. Фото с сайта www.f1cd.ru

О том, как ведется подготовка программы, рассказала директор Агентства социальной информации Елена Тополева: «Инициировал процесс подготовки изменений в законодательство Совет по правам человека и содействию развития гражданского общества при президенте РФ, который возглавляет Элла Панфилова. Для этого создана рабочая группа, ее координирует и Владислав Сурков. Часть таких законодательных актов уже разработана. Например, некоторые налоговые изменения уже приняли форму законопроекта. Просто этот законопроект застрял на этапе всяких согласований. В данный момент он, по-моему, из правительства РФ уже направлен в Думу. У него очень хорошая степень согласования с разными министерствами (например, с Минфином), и теперь все зависит от Думы – как быстро она его примет…»

Планируется и разработка новых поправок, которые должны предоставлять НКО все большие налоговые льготы. Елена Тополева считает, что налоговое поощрение будет связано с тем, насколько НКО готовы раскрывать информацию о себе и менять свое внутреннее управление, чтобы все было максимально прозрачным, демократичным, подотчетным и т.д.

По факту, закон написан таким образом, что большинство НКО могут рассчитывать на признание их деятельности «социально ориентированной». Однако есть организации, которые серьезно сомневаются в том, что они получат какие-либо блага государственной поддержки. Это, например, правозащитные организации.

Людмила Алексеева

Людмила Алексеева. Фото с сайта www.svobodanews.ru

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, убеждена, что ее организация останется вне действия этого закона:

«Для нас вообще не будет никаких изменений. Под «социальной поддержкой» государственные чиновники понимают что угодно – квартплату, пособия… Но никак не гражданские права. Поэтому правозащитные организации не относятся к тем, которые оказывают «социальную поддержку».

А мы защищаем весь спектр прав граждан, и социальные права – в том числе. Но уж раз защищаем, кроме социальных, и гражданские права, нам пощады нету… Идет разговор и о том, что этот закон не касается НКО, получающих материальную поддержку от зарубежных фондов. А правозащитные организации не могут существовать без поддержки западных организаций. Так что мы не подпадаем полностью. Мы, к тому же, часто защищаем граждан от государства, так что, увы…»

Одна из самых популярных тем обсуждения закона: как будет проходить отбор организаций, не будет ли нарушений — практика его применения может сильно варьироваться на местах, в зависимости от властей. Елена Тополева полагает, что сами НКО должны озаботиться, чтобы обеспечить общественный контроль за этим процессом: «Если будет такой произвол в регионах – значит, надо как-то с этим бороться, что-то с этим делать… Для того, чтобы не было злоупотреблений, все должно быть максимально прозрачно».

Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин. Фото с сайта www.fmgu.ru

Позиция Валерия Панюшкина, известного журналиста и общественного деятеля, в этом смысле радикально отличается: «Меня совершенно не смущает то, что местные или федеральные власти начнут «подкармливать» свои какие-то «прирученные» НКО: конечно, начнут. Лишь бы только нас дубинкой по голове не били. И на том спасибо…

Я думаю, что весь смысл деятельности некоммерческих организаций принципиально заключается в том, чтобы не надеяться на государство. Если оно вдруг каким-то удивительным образом окажет какую-то помощь, — надо этому удивиться и помощь принять. Но рассчитывать на нее никак нельзя. Апеллировать к государству нельзя. Нужно апеллировать друг к другу, к людям».

Панюшкин надеется при этом, что сама возможность получения помощи от государства рано или поздно может сыграть положительную роль: «когда про «плохие» НКО вылезут скандалы, а про «хорошие» выяснится, что им никто не помогал, — тогда начнет меняться не только 3-й сектор, но и само государство тоже…»

Все эксперты солидарны в том, что не стоит бояться, что государственные чиновники начнут «перекладывать» на НКО весь спектр социальных проблем.

Наталия Каминарская

Наталия Каминарская. Фото с сайта www.miloserdie.ru

«Сильны социальные традиции и государство никогда не откажется от своих обязанностей» – так считает Наталья Каминарская.

Валерий Панюшкин приводит более прозаичный аргумент: «Этого не произойдет никогда. По одной простой причине: у них есть БЮДЖЕТ. И что, они от него откажутся? Они же чиновники, они с этого живут…»

Мария Черток

Мария Черток. Фото с сайта www.miloserdie.ru

«Как не досадно, надо признать, что принятый закон обернулся для нас разочарованием, – резюмирует Мария Черток, директор CAF Россия. — В нынешнем виде закон рискует стать основой для непрозрачных и даже коррупционных действий региональных и местных властей, на деле не обязывая их поддерживать социально ориентированные организации. Критерии и процедура для определения достойных поддержки организаций невнятные, и опять все отдано на откуп чиновникам. Особенно обидно, что в процессе обсуждения законопроекта были проведены широкие и интенсивные консультации с экспертами (в том числе в рамках работы Общественной Палаты). Эксперты разработали и предложили десятки поправок, ни одна из которых не была принята. Единственное изменение, которое было внесено между чтениями – включение религиозных организаций в понятие социально ориентированных, что сделало закон еще более спорным. Будем надеяться, что, столкнувшись с трудностями при применении закона в его нынешнем виде, чиновники вернуться к тем предложениям, которые были отвергнуты на этапе принятия закона».

10 Comments

Add yours
  1. Мизантроп

    Ну что ж, если властям не нравятся НКО, есть лесной браток Робин Гуд с друганами, большой специалист по перераспределению излишков. Глядишь, и у нас такие появятся.

  2. Игорь

    Я вот не знаю как для Москвы и Питера, а для провинции этот закон пока первый и единственный понятный инструмент взаимодействия с властью. И конечно власть впервую очередь обратится с лидрам НКО. Больше просто не к кому. И конечно лидеры НКО будут активно участвовать в реализации закона. А вот дальше уже будет понятно какие НКО и как участвуют в этом процессе. Наколько сами НКО, получившие право участввать в реализации закона, могут быть прозрачными, отстаивающими интересы коллег НКО. Насколько хватит и власти и лидирующим НКО не замкнуться на уже известных, приближенных к валасти организациях, а искать новые, социально ориентированные организации. Я всегда говорил и буду говорить: какой бы закон не приняли, как бы не декларировали поддержку НКО, все будет решаться на местах. И если Ангарск по форме поддержки социально-значимых НКО, прописанной в новом законе, живет уже больше 10 лет, то соседний Иркутск даже близко не подешел к таким взаимоотношениям власти и НКО. А вообще закон открывает огромные возможности и плохие и хорошие. Важно, что регионам и муниципалитетам дано право расширять рамки уже прописанных видов деятельности. А значит есть возможность стимулировать создание НКО. Особенно детские и молодежные.

  3. б.а.рмалей

    http://grani.ru/Events/Crime/m.176556.html

    На станции «Парк культуры» неизвестный напал на главу Московской Хельсинкской группы 82-летнюю Людмилу Алексееву, ударив ее в лицо со словами «Ты жива еще, мразь». Алексеева возлагала цветы на место теракта. Нападавшего — 30-летнего мужчину — сразу же задержали и увели в неизвестном направлении сотрудники милиции. На место прибыл пресс-секретарь ГУВД Москвы.

    • Мизантроп

      Вы это к чему? А на одном заводе ещё в советское время мужики решили разрезать автогеном цистерну со спиртом. Рвануло так, что всех потом с трудом опознали.

  4. ipagava

    не вполне согласна с В. Панюшкиным и другими. Рассчитывать на государство особенно, наверное, не стоит, но только в смысле — don’t hold your beath. Но не рассматривать его в качестве одного из игроков было бы ошибочно. почему все так криво получается, в том числе с последним законом, еще и зависит от силы проникновения в процесс с нашей стороны. Британия сегодня пожинает плоды двадцатилетнего политического трения/взаимодействия между государством и сектором НКО, которое дало не самые радужные результаты.

    • б.а.рмалей

      результаты британские, возможно, и не столь радужные, как хотелось бы, но сильно отличные от российских.
      в британии общество дрессировало государство лет этак 1000, а в россии государство непуганное и не дрессированное. дикое.

      какой из него игрок? оно просто там ворочается само в себе и озабочено одним простым вопросом: как бы кому побольше бабла спилить. оно — только по видимости — игрок. у него нет ни страегии (даже относительно самого себя), ни сколь-нибудь долгосрочного планирования.
      его просто нужно терпеть. и принимать в отношении него гигиенические и технико-безопасные меры.

  5. masaltsev

    Панюшкин: «Я думаю, что весь смысл деятельности некоммерческих организаций принципиально заключается в том, чтобы не надеяться на государство».

    Мне кажется, это квинтэссенция.

    • mchertok

      Присоединяюсь! Однако кроме НКО действующими лицами являются еще и благотворители, которым хорошо бы получать налоговые льготы, например… а этого без разумного законодательства не достичь. Пока с разумностью напряженка…

Добавить комментарий