Интеллектуальный фитнесс


С начала экономического кризиса многие компании заменяют финансовую помощь благотворительным и некоммерческим организациям на волонтерскую помощь. Такая помощь часто отклоняется, что вызывает недоумение, а порой и обиду у предлагающего ее. Мы не рассматриваем случаи, когда компании под видом помощи пытаются бесплатно провести мероприятия по формированию команды и повышению лояльности своих сотрудников. Такие мероприятия сами по себе имеют право на существование, но при полном взаимопонимании сторон – НКО оказывают услугу компании, не раз поддерживавшей ее материально, а компания оплачивает предоставляемую услугу по проведению корпоративного мероприятия. Однако хотелось бы поговорить о других ситуациях. Многие компании вполне искренне стремятся помочь и полагают, что в сложившейся экономической ситуации все, что они могут предложить – это волонтеры. Так ли это?

Это и так и не так. Волонтеры НКО очень нужны, но не разовые помощники по мытью окон или крашению заборов (что, вне всякого сомнения, временами бывает очень полезно, но не в предлагаемых объемах). Также невелик спрос на волонтеров, готовых заменить профессиональных педагогов, психологов и социальных работников. Чтобы подготовить волонтера к общению с непосредственными получателями помощи (детьми, инвалидами, стариками и т.д.) НКО необходимо затратить массу профессиональных ресурсов. Иногда, в случае нехватки специалистов, эти усилия окупаются, но только при готовности волонтера взять на себя долгосрочные обязательства.

В компаниях помимо денег есть огромный ресурс – это профессиональные знания и умения сотрудников. Большинство крупных компаний имеет в своем штате опытных финансистов, юристов, маркетологов и пиарщиков. А ведь это именно то, что так необходимо НКО! Лучшие из них сейчас активно ищут новые пути привлечения финансирования, осознавая, что старые источники иссякают или уже совсем иссякли. Это сложная задача, и большинство НКО не обладают навыками, необходимыми для ее решения. Финансовый анализ, стратегическое и бизнес планирование, изучение рынка, проведение пиар-кампаний – всех этих навыков нет у НКО, а без них развитие и реализация новой стратегии невозможны. Специалисты в этих областях слишком дороги для большинства НКО, и мало кто из них может позволить себе такую роскошь как штатный пиарщик или юрист. Обычно руководитель организации сочетает в себе большинство перечисленных функций, а также заменяет отдел кадров и завхоза. Многие при этом еще пытаются не забывать о своей профессии и ухитряются принимать клиентов или вести занятия в краткие промежутки между написанием заявки на грант или составлением отчетов.

Это может выглядеть крайне непрофессионально, но многие организации так и жили долгие годы, предоставляя помощь и услуги самым нуждающимся. Часто уровень этих услуг очень высок, порой уникален, НКО передают наработанные ими знания и методики в другие организации, обучают специалистов из государственного сектора.

Однако времена меняются, и старые методы больше не работают. Сейчас, и на этом сходятся все специалисты, пришло время учиться собирать небольшие частные пожертвования от среднего класса. Если НКО не помочь разработать и реализовать новую стратегию привлечения средств, огромное количество людей, нуждающихся в профессиональной помощи, останется без нее, ведь не секрет, что государственные службы социальной помощи не в состоянии предоставить ее в нужном объеме и на должном уровне.

Вот здесь и нужны волонтеры из корпоративного сектора, но такие, которые готовы использовать свои профессиональные навыки для помощи НКО. Этот особый вид волонтерства принято называть pro bono. Латинское выражение pro bono publico дословно переводится «ради общественного блага». Рro bono – популярная на Западе (а у нас – только получающая развитие) форма поддержки некоммерческого и благотворительного сектора. Ее особенность – добровольная помощь предоставляется и компанией, и сотрудником.

 

Карикатура на тему pro bono: "Мой адвокат выступал pro bono и за истца (pro-plaintiff)". Источник: http://www.shannonburns.com

 

 

 

Компания принимает решение о предоставлении бесплатной профессиональной помощи той или иной организации и предлагает своим сотрудникам, имеющим необходимую квалификацию, принять в ней участие.С другой стороны, сотрудник может сам инициировать предоставление такой помощи выбранной им организации.

Компания оплачивает работнику время, затраченное им на выполнение работы, полностью или частично. Обычно компании устанавливают определенное количество оплаченного времени, которое каждый сотрудник может потратить на предоставление услуг pro bono. На Западе большинство компаний имеют официальную политику pro bono, регламентирующую эту сторону ее социальной ответственности.

В корпоративной среде существует расхожая точка зрения, что, в отличие то неквалифицированного волонтерства, вносящего разнообразие в жизнь сотрудников, помощь pro bono обременительна для них. Опыт говорит об обратном. Рro bono не только приносит огромное удовлетворение от сознания важности предоставляемой помощи, но и позволяет расширить профессиональные горизонты. В большой компании редко удается от начала до конца самостоятельно реализовать отдельный проект, а НКО предоставляет такую возможность. Помимо этого, новые условия заставляют по-новому думать и по-новому использовать имеющиеся знания и опыт, становясь своего рода интеллектуальным фитнессом.

В России пока не урегулировано законодательство в сфере предоставления услуг pro bono. Это создает трудности прежде всего для НКО, получающих помощь. Однако потребность в бесплатных профессиональных услугах столь высока, что многие НКО готовы идти на этот риск.

Уже сейчас ряд компаний оказывает услуги pro bono. Это прежде всего юридические и аудиторские фирмы, среди которых выделяются «Клиффорд Чанс» и «ПрайсвотерхаусКуперс». Можно также выделить ряд компаний-участников программы CAF Россия . Они помогают НКО донести суть и значимость деятельности последних до широкой публики.

Профессиональную работу должны делать профессионалы, тогда и результаты будут значительно выше. А в случае с НКО результат – улучшение качества жизни целых групп наших сограждан. Пусть педагоги, врачи, психологи и социальные работники сосредоточат свое внимание на тех, кто нуждается в их помощи. Давайте поможем им в этом.

Автор — директор по программной деятельности и отношениям с донорами CAF Россия

К программе уже присоединились издательские дома «Афиша», «Эксперт» и Independent Media Sanoma Magazines, СТС Медиа, Rambler, SUP Media, «Новая газета», «Новые известия», креативные агентства BBDO Group, Saatchi&Saatchi, Ogilvy и другие.
  1. Прохожий

    Карикатура понравилась. Мне кажется, не такие у нас еще сознательные люди, чтобы выполнять профессионально работу за бесплатно. Вот отдохнуть душой, поработав вечерок аниматором в детском доме — это да.

Leave a Reply