Соцрекламе добавят лиц. Физических и юридических


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Госдума РФ

Летняя жара не помешала российскому законодателю принять два документа, непосредственно касающихся НКО. В частности, был расширен список организаций, которые смогут официально предоставлять микрозаймы. Осенняя сессия парламента может завершиться еще более важными законами. В сфере социальной рекламы, например.

Новеллы

Один из принятых летом законов вносит определенность в вопросе использования слов «Россия» и «Российская Федерация» . Согласно новой редакции ст. 4 , включение данных слов и производных от них в название НКО допускается по разрешению, выдаваемому в .

Госпошлина, подлежащая уплате за право использования названных слов, предусмотрена одинаковой для НКО и коммерческих организаций – 50 тыс. рублей. Однако, как и раньше, не требуется разрешения правительства общественным объединениям, имеющим статус общероссийских, а также религиозным организациям, подразделения которых до момента обращения за регистрацией действовали на российской территории не менее пятидесяти лет. Законом также предусмотрена возможность отзыва разрешения на использование названных слов.

В начале июля был принят еще один нормативный акт. Он определяет статус и регулирует деятельность . Под микрофинансовыми организациями понимаются коммерческие и некоммерческие организации, зарегистрированные в России в определенных законом формах и предоставляющие микрозаймы в размере не более одного миллиона рублей. Что важно? С января 2011 года микрофинансовой организацией официально может стать и НКО, созданная в форме фонда, АНО, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, для этого ей необходимо будет попасть в специальный государственный реестр. микрофинансовые организации относятся к организациям инфраструктуры малого и среднего бизнеса, для которых предусмотрены дополнительные возможности получения государственных субсидий.

Чего ждать

Есть все основания ожидать, что в осеннюю сессию Госдума разродится еще несколькими законами, важными для НКО. Для этого есть следующие предпосылки.

24 июня правительство внесло в Государственную думу в закон «О рекламе». Основная цель – расширение понятия социальной рекламы. Предлагается в некоторых случаях разрешить упоминание в ней физических и юридических лиц. Например, если содержание соцрекламы связано с описанием деятельности социально ориентированных НКО. Сейчас ситуация выглядит абсурдно: призыв жалеть сирот можно признать социальной рекламой, а вот распространение информации об организации, работающей с сиротами, — уже коммерческая реклама. А значит, публиковать ее на некоммерческой основе – окажется себе дороже и СМИ, и рекламодателю.

Разрешение упоминания в социальной рекламе о физических лицах — получателях благотворительной помощи также позволит расширить возможности привлечения СМИ для проведения адресного сбора пожертвований.

В законопроекте оговорены и ограничения, которые должны предотвратить использование статуса социальной рекламы в коммерческих целях. Так, предлагается установить, что в социальной рекламе, распространяемой в теле- и радиопрограммах и при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах должна составлять не более чем три секунды, и такому предупреждению должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не более чем пять процентов рекламной площади.

Еще до внесения в Госдуму законопроекта по социальной рекламе Правительство РФ одобрило целый , связанных с поощрением благотворительной деятельности.

Среди них также есть ряд предложений, касающихся социальной рекламы: освобождение от НДС бесплатного производства и распространения социальной рекламы, включение расходов по безвозмездному изготовлению или распространению социальной рекламы в разряд прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, а главное, учитываемых при определении прибыли и расчете соответствующего налога.

Также проект расширяет основания для применения социального налогового вычета. С принятием закона физические лица-жертвователи смогут вернуть или не платить с суммы пожертвования, перечисленной практически любой НКО, в том числе и на формирование целевого капитала. Напомним, что сейчас в большинстве случаев это возможно, только если пожертвование было сделано в бюджетную организацию.

Документ предлагает освободить от НДФЛ доходы детей, оставшихся без попечения родителей, а также доходы в виде оплаты медицинского лечения физических лиц, если они были получены от благотворительных или религиозных организаций.

В целях развития волонтерства законопроект освобождает от НДФЛ доходы добровольцев в натуральной и денежной формах, полученные ими в связи с добровольческой деятельностью (например, в виде оплаты питания, проезда и проживания). Главным условием применения названной льготой является наличие письменного договора с волонтером.

Раз уж мы коснулись добровольцев, необходимо рассказать еще об одном важном документе. В рамках реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации 3 июля 2010 года в Госдуму были внесены .

Заявленная цель законопроекта – создание благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности и добровольчества. Авторы поправок делают попытку привести Закон о благотворительной деятельности в соответствие с современным гражданским законодательством. Документ предусматривает:

  • расширение перечня целей благотворительной деятельности, а значит, и возможных целей деятельности добровольцев;
  • допускает создание благотворительных организаций в форме автономной некоммерческой организации;
  • устранение двусмысленности и признание труда добровольцев не чем иным, как безвозмездными работами и услугами;
  • определение случаев заключения устных и письменных гражданско-правовых договоров с добровольцами, определение их предмета;
  • расширение перечня расходов добровольцев, которые могут быть возмещены организацией;
  • запрет на обложение компенсационных выплат добровольцам страховыми взносами во внебюджетные фонды (пенсионное, медицинское, социальное страхование).

В заключение

Увы, ни один из рассмотренных проектов так и не решает важнейшей на сегодняшний день проблемы для НКО — вопроса обложения налогом на прибыль бесплатно полученных НКО работ и услуг. Хотя при их разработке соответствующие положения были в них включены, но затем оказались «утраченными» в процессе согласования различными министерствами.

В связи с этим хотелось бы отметить, что освобождение от налога на прибыль работ и услуг, полученных НКО безвозмездно, было названо президентом одной из первоочередных задач, ожидающих своего решения в 2010 году (в послании Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года). Президентские поручения в нашей стране, как правило, выполняются, так что есть надежда, что к концу года соответствующие поправки будут приняты парламентом.

Госдуме предстоит горячая пора, а нам остается ждать и следить за новостями.

Автор — директор по правовым вопросам CAF Россия

Федеральный закон от 22.07.2010  № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и о признании утратившими силу постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур» и части второй статьи 50 Федерального закона «Об общественных объединениях»
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
На настоящий момент применительно к НКО действует старый порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 8.12.2005 № 743 «О мерах по организации принятия Правительством Российской Федерации решений, предусмотренных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 2355-1».

Новые правила включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от них, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 52, распространяются только  на коммерческие организации.

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Федеральный закон от 05.07.2010  № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
Законопроект № 395585-5 «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» (в части социальной рекламы)». С его текстом и сопутствующими документами можно ознакомиться на сайте Госдумы или Минэкономразвития России (http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/publicsociety/doc20100414_05).
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности». С текстом законопроекта и сопутствующими документами можно ознакомиться на сайте Минфина России http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/03/Zakonoproekt_NKO.doc.
Налог на доходы физических лиц
Законопроект № 400715-5 «О внесении изменений в ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организа-циях» и ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». С текстом законопроекта и сопутствующими документами можно ознакомиться на сайте Госдумы или Минэкономразвития России (http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/publicsociety/doc20100324_02)

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий