«НКО – хорошо. Но лично мне они не нужны»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

За два года доля россиян, информированных о деятельности благотворительных организаций, выросла на 20%. Однако по-прежнему НКО не пользуются особым доверием: передавать им деньги граждане опасаются. Таковы результаты исследование, проведенного в мае-июне 2010 АНО «Социологическая мастерская Задорина» по заказу АСИ.

Это была вторая волна исследования «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы». Результаты представил генеральный директор группы «Циркон» Игорь Задорин в ходе круглого стола «НКО и люди: появилась ли взаимность».

Первая волна накрыла россиян 2 года назад; исследование проводилось по аналогичной методике, что дало возможность сравнить полученные результаты и оценить их динамику.

Исследователей интересовали, прежде всего, изменения уровня общественной поддержки НКО, а также – отношения к самим идеям благотворительности и добровольчества. Вторая задача исследования: оценить эффективность деятельности, направленной на популяризацию НКО и продвижение идей благотворительности и добровольчества.

Социологи провели массовые опросы (по 500-600 респондентов) и фокус-группы среди населения в возрасте 25-45 лет в Барнауле, Калининграде, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде, а также панельный опрос руководителей НКО (по 30-37 человек в каждом городе).

Информированность растет, а доверия по-прежнему нет

В качестве одной из главных причин, вызывающих недоверие российских граждан к НКО, социологи традиционно называют низкую информированность об их деятельности.

Эта проблема, похоже, перестает быть главной и основной: результаты исследования ЦИРКОНа свидетельствуют, что уровень информированности населения о действующих в их городах благотворительных или общественных организациях значительно возрос – число положительных ответов на соответствующий вопрос увеличилось с 30% в 2008 году до 50% в 2010 году.

Во всех городах, где осуществлялось исследование, проходила активная кампания «Так просто!» Параллельно в государственных СМИ в последнее время появилось множество сюжетов на тему благотворительности, телевизионный экран наполнился социальной рекламой.

Можно уверенно сказать, что люди узнали намного больше о благотворительных организациях. Однако, картина отношения к благотворительности не так уж проста.

В ходе исследования респондентам предъявлялись карточки с изображениями эмблем ряда благотворительных и социальных акций, проводившихся в разных городах в течение последнего года. Среди общего числа эмблем одна была «фальшивой» – искусственно сконструированной исключительно для целей исследования и к реальной рекламе отношения не имеющей («Мир – нашим детям!»).

Наиболее высокой оказалась узнаваемость эмблемы «Года молодежи», ее «опознали» в среднем 30% респондентов в разных городах.

А второе место заняла заведомо «усредненная» эмблема несуществующей акции – ее опознали от 10% до 30% респондентов в разных городах (см. рис.).

Узнаваемость эмблемы несуществующей акции «Мир – нашим детям!»

Этот результат можно интерпретировать следующим образом: социальная реклама и кампании по популяризации благотворительных проектов сливаются в общий «информационный шум». И если респонденту предъявляется некое усредненное (и в целом довольно шаблонное) изображение цветка вкупе с тривиальным слоганом («Мир – нашим детям!») он может совершенно искренне полагать, что действительно где-то и когда-то видел эту эмблему.

Таким образом, распространение рекламы «зонтичного бренда» благотворительности, рекламы «филантропии как таковой» может приводить к тому, что про «благотворительность вообще» слышали и знают теперь гораздо больше людей. Но понимание конкретной деятельности конкретных НКО по-прежнему остается очень смутным.

Интересен и еще один парадокс. Общее отношение населения к деятельности благотворительных и общественных организаций за время между двумя волнами исследования практически не изменилось и осталось на высоком положительном уровне – в среднем по городам 84% респондентов дали ответы о положительном отношении к этой деятельности.

При этом исследователи отметили явную тенденцию к «индивидуализации» благотворительной деятельности в восприятии населения («Благотворительность – дело личное, и ни в каких организациях для этого состоять не нужно»). Стереотип этот распространен весьма широко (его разделяют от 70% до 80% опрошенных в разных городах), и в каждом городе наблюдается рост доли согласных с этим утверждением по сравнению с данными первой волны исследования (более всего эти доли увеличились в Краснодаре и Нижнем Новгороде).

Это — существенный стереотип общественного сознания, который, без сомнения, негативно влияет на участие граждан в организованных формах благотворительности и в поддержке НКО.

Недоверие некоммерческим организациям отчетливо проявилось на фокус-группах. При обсуждении, например, причин, мешающих людям участвовать в финансовой благотворительности, многие респонденты выказывали крайнюю подозрительность в отношении любых форм передачи денег НКО.

Некоторые ссылались на отрицательный опыт: «Кому-то пожертвовали деньги, а ушли непонятно куда» (Калининград). Кто-то сетовал на непрозрачность финансовых операций: «Я не понимаю их [НКО] финансовые отношения, как может один человек помочь другому. Нужно какие-то операции производить. И как все это можно проверить?» (Москва).

Не меньшая подозрительность, по мнению участников фокус-групп, свойственна и другим людям.

Получается любопытная ситуация: российские граждане «в целом» позитивно оценивают деятельность благотворительных и общественных организаций. Но, как только дело касается их личного участия, фактически выказывают нежелание сотрудничать с этими организациями. Это же противоречие проявилось и в других блоках исследования.

Объявить — не значит сделать

За два года ситуация с вовлеченностью граждан в общественно-полезную деятельность фактически не изменилась. На декларативном уровне в нее включены от четверти до половины населения в разных городах. При этом выросла и преобладает группа людей, оказывающих помощь в частном порядке или в составе неформальных объединений. Те, кто сотрудничает с благотворительными и общественными организациями, в явном меньшинстве – их 6%. 10% заявили о своем участии в благотворительных акциях, и 7% – о взаимодействии с религиозными организациями.

Одновременно, несмотря на довольно низкую активность участия граждан в деятельности некоммерческих организаций, в рамках опроса они демонстрируют весьма высокую готовность к такому участию в будущем (см. рис.). В среднем по городам более половины респондентов заявили, что хотели бы в будущем участвовать в деятельности НКО, а в Барнауле и Москве о таком желании сообщили около двух третей опрошенных. В каждом из городов наблюдается заметный и значимый рост этого показателя.

«Хотели бы Вы в будущем принимать участие в деятельности благотворительных или общественных организаций?» (совокупные доли ответов «Да, хотел бы» и «Скорее хотел бы»)

Таким образом, сдвиги общественного мнения по проблематике НКО очевидны: в каждом городе заметно выросла доля «потенциальных участников» деятельности организаций третьего сектора. При этом роста числа фактических участников этой деятельности не наблюдается. То есть, в декларируемом мнении людей заметно выросла ценность участия в деятельности НКО, но на реальное поведение этот рост не повлиял.

Сложившуюся ситуацию можно объяснить так: участие в благотворительной и иной общественно-полезной деятельности постепенно становится социальной нормой. И, отвечая на вопросы, граждане стараются ей соответствовать. Однако разница между декларацией и реальным действием велика.

«Благотворительность становится социальной нормой, но к активным действиям переходят не все, — пояснил Игорь Задорин. – Несоответствие норме люди «прикрывают» заявлениями об индивидуальной общественно-полезной деятельности».

Однако, результаты исследования все же свидетельствуют о положительной тенденции: обычно «изменения происходят сначала в голове, и только потом – в поведении».

НКО и граждане: взаимные ожидания

Структура декларируемых предпочтений в отношении видов общественной деятельности между двумя этапами исследования практически не изменилась: по-прежнему наиболее высока готовность помогать детям, пожилым людям, ветеранам, инвалидам. Заметно менее популярными сферами возможного приложения усилий остаются проблемы, связанные со спортом, культурой, наукой, образованием, обустройством среды обитания.

Как и в 2008 году, менее всего респонденты готовы участвовать в деятельности НКО, оказывая финансовую помощь. Все же доля тех, кто такую помощь готов оказывать, несколько возросла (с 20% до 27%). Немного увеличилось и количество НКО, привлекающих денежные средства граждан, по сравнению с весной 2008 г. (с 38% до 41%).

Однако кризис все же оказал серьезное негативное влияние на процесс софинансирования НКО населением: руководители НКО — участники опроса — отмечают уменьшение объемов привлекаемых средств.

Изменяется и типичная картина пожертвований. Исследование выявило следующую тенденцию: доля организаций, которым удается привлекать большие объемы средств от населения (100 тыс. руб. и более), снизилась с 19% до 12%. То есть, увеличивается количество небольших частных пожертвований.

Предпочитаемой (по крайней мере, на словах) формой участия граждан в деятельности НКО является оказание нефинансовой материальной помощи нуждающимся, причем доля сторонников такой формы выросла с 47% в 2008 году до 60% в 2010 году.

При этом, как и в 2008 году, во всех городах наиболее предпочтительным видом личного участия в деятельности НКО оказался сбор и передача вещей, продуктов нуждающимся – его назвал в среднем каждый второй участник опроса (из числа не отрицающих возможность участия в благотворительной деятельности).

Респонденты готовы сдавать вещи для нуждающихся (41% в 2008 году и 52% — в 2010 году) и кровь в качестве доноров (18% и 27%, соответственно). Участвовать в поездках в детские дома, дома престарелых и др. готова примерно четверть опрошенных.

Но сбор вещей практикует только 17% НКО, а привлечением к донорству занимается всего 4% организаций. Наблюдается уменьшение количества НКО, привлекающих волонтеров к поездкам в детские дома и дома престарелых (с 34% до 28%).

Есть и еще одна несостыковка. Со стороны НКО существуют определенные ожидания, касающиеся работы волонтеров. Добровольцы нужны им, прежде всего, для участия в коллективных акциях – об этом заявили 69% руководителей НКО. Довольно высока потребность также и в информационной и профессиональной работе волонтеров (43% и 38%, соответственно).

Среди же населения желание участвовать в акциях выразили 25% респондентов, а готовность участвовать в распространении информации и использовать в добровольчестве свои профессиональные навыки высказали только 12% и 11% опрошенных.

Расхождение между потребностями и возможностями общественных организаций и желаниями потенциальных волонтеров директор АСИ Елена Тополева-Солдунова назвала наиболее серьезным вызовом для НКО.

Важно, как на этот вызов будут реагировать сотрудники и активисты НКО. Здесь возможно два принципиально разных варианта.

Первый – «идти навстречу» гражданам, предоставляя им те услуги, которые они хотят. Такую позицию высказал креативный директор Центра рекламных исследований Grand prix Владимир Вайнер. Полученную четкую информацию о том, чего хочет целевая аудитория общественных организаций, он предложил использовать как «хороший рецепт PR-кампании для НКО». Он рекомендовал благотворительным организациям включать в свои проекты сбор вещей, донорство, поездки в учреждения и на дом и т.п., тем самым расширяя «ассортимент» возможной добровольной активности.

Второй вариант – принципиально иной. Вместо того, чтобы просто откликаться на «спрос», можно заниматься информационно-правовым просвещением граждан, тем самым внедряя культуру социальных проектов. Опасность «реагирующей» стратегии обозначил Нодар Хананашвили, член Комиссии по делам семьи, молодежи и детей Общественного совета Москвы: «Если мы будем продолжать собирать вещи, ни о какой модернизации и инновации не может быть и речи. Это будет откат назад».

Еще раз про волонтерство

Руководители НКО по-прежнему, как и 2 года назад, довольно высоко оценивают роль добровольцев в работе своих организаций – 7,5 балла из 10 (в 2008 г. 7,8 балла). О том, что добровольцы участвуют в проектах организаций, заявило 72% опрошенных руководителей. За 2 года количество НКО, сотрудничающих с волонтерами, выросло на 8%.

Тем не менее, часть руководителей выделили моменты, которые, по их мнению, делают помощь волонтеров для их организации не очень существенной. Прежде всего, это ее незначительный объем, постоянная ротация волонтеров и их недостаточная квалификация и опыт работы.

То есть, общая тенденция расширения масштабов волонтерства определенно есть, но сегодня развиваются, прежде всего, краткосрочные и периодичные практики взаимодействия НКО с добровольцами, в том числе в ущерб долгосрочным и постоянным практикам.

Так, заметен опережающий рост числа волонтеров, сотрудничающих с НКО на временной основе (его отмечают 30% респондентов при 16% указывающих рост числа постоянных волонтеров); увеличивается доля НКО, в которых добровольцы работают в среднем несколько часов в месяц (с 8% до 17%), тогда как доля организаций, где длительность работы волонтеров измеряется днями, сокращается (с 71% до 50%). К тому же рост численности волонтеров отмечается в основном в тех НКО, которые сотрудничают с достаточно большим их количеством (более 10 человек), использование же добровольчества в «малых дозах» не расширяется.

Вывод ясен: НКО хотят привлекать постоянных, квалифицированных и опытных волонтеров на долгосрочные проекты, использовать их профессиональные навыки.

Но готовы ли они к такой работе организационно?

Например, выражая заинтересованность в постоянном взаимодействии с волонтерами, большинство НКО (58%) не ведут учета своих добровольных помощников, а если и ведут, то он не имеет системного характера, ограничивается составлением простых списков и первичной регистрацией волонтеров. Системная работа по учету волонтеров характерна пока для ограниченного круга НКО, в том числе таких, которые имеют базы данных, дающие возможность постоянного и оперативного привлечения волонтеров (11%), и заключающих договоры о добровольчестве или ведущих кадровый учет добровольцев (по 8%).

Есть и еще один момент: по результатам исследования 33% представителей НКО уже сейчас удовлетворены нынешним уровнем включенности населения в деятельность их организаций, и считают такую поддержку достаточной. А если, в самом деле, выразившие готовность к сотрудничеству люди решатся прийти в НКО и предложить свои услуги, смогут ли их там встретить и найти занятия, которые устроили бы обе стороны?

Вовлечение постоянных волонтеров на длительную перспективу требует от НКО серьезных вложений: к квалифицированной работе во многих областях добровольцев необходимо готовить, их нужно поощрять, обращать внимание на их мотивацию и т.п. Похоже, что здесь есть серьезный повод для размышлений.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий