«То, что было сделано волонтерами, грандиозно и беспрецедентно»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Фото: Игорь Черский

Лето 2010 года оказалось очень тяжелым для России. Огромное количество людей пострадало от лесных пожаров: много погибших, раненых, оставшихся без крова. Среди основных причин столь масштабного урона – недостаточная профилактика и неумение государства мобилизовать людей на борьбу со стихией, считают эксперты. Что следует сделать, чтобы в следующем году пожары опять не застали всех врасплох? Для ответа на этот вопрос в Общественной палате собрался 30 ноября Всероссийский форум «Благотворительность в чрезвычайной ситуации: итоги и уроки».

Власть в явном меньшинстве

«Масштаб бедствия был такой, которого никто не мог себе представить» — созналась председатель Комитета по делам молодежи Рязанской области Елена Буняшина. Она рассказала, что для тушения пожаров в регионе были использованы все имеющиеся для этих целей технические средства. Власть пыталась и помогать пострадавшим. Однако ресурсов было явно недостаточно.

Проявились острые системные проблемы: отсутствие инфраструктуры ликвидации чрезвычайных ситуаций, ригидность властных структур, утаивание достоверной информации, нескоординированность действий разных инстанций.

Нужно отдать должное мужеству Елены Буняшиной — на форуме она буквально взяла «огонь на себя» – будучи единственным представителем региональной власти, согласившимся в нем участвовать. Такое положение вещей, к сожалению, типично – власть редко добровольно идет на контакт и готова что-либо обсуждать. А тем для обсуждения было множество.


Видео предоставлено порталом НКО

Волонтеры

Пожары вызвали волну добровольческого движения. Именно волонтеры первыми забили тревогу и начали активно участвовать в ликвидации катастрофы и ее последствий. Но их инициативы не получали поддержки от власти.

Блогосфера во время пожаров стала гораздо более достоверным источником информации, чем официальные сводки МЧС и сообщения центральных СМИ. Экологи и добровольные пожарные, участвовавшие в форуме, утверждали, что в сообщениях МЧС масштабы бедствия были явно занижены — большинство представленных цифр на порядки отличались от реальной картины.

СМИ вообще не очень охотно освещали эту тему. «Любопытно было бы задать вопрос директорам служб информации 1 канала, «России», НТВ и т.п. Что, они правда не хотели все лето ничего сообщать и специально начинали новостные выпуски с какой-нибудь жизнеутверждающий ерунды, тогда как вокруг была сплошная дымина? Или были иные причины, по которым нам сообщали, что все локализовано и почти не горит?» — написал по результатам форума в своем блоге Игорь Черский, журналист радио «Русская служба новостей», автор проекта [ljcomm]pozar_ru[/ljcomm].

Волонтеры создали «Карту помощи пострадавшим от пожаров», собирали помощь погорельцам (Лиза Олескина, координатор движения «Старость в радость», Елизавета Глинка, директор «Справедливой помощи», и др.), помогали оснащению пожарных частей, по-партизански узнавая, кто в чем нуждается (пожарные не имеют права общаться с гражданами минуя пресс-службу МЧС).

«То, что было сделано волонтерами, грандиозно и беспрецедентно для России», — подчеркнула директор Агентства социальной информации Елена Тополева. Но при отлаженном взаимодействии между волонтерами, НКО, властью и бизнесом можно достичь еще больших результатов.

Как строить взаимодействие

«Лишь бы нам не мешали» — это пожелание в отношении госструктур звучало на форуме неоднократно.

Анализируя опыт помощи пострадавшим в Беслане, Александр Венгер, профессор международного университета «Дубна», рассказал, какие сложности в работе создавало Министерство образования, которое пыталось контролировать деятельность психологов-волонтеров и постоянно требовало отчетность.

«Ситуация выглядит так, что мы говорим государству: “Мы хотим делать добро”. А нам отвечают: “Не надо нам вашего добра…” – сказала Анастасия Северина, проект «Карта помощи». — Хотелось бы, чтобы госструктуры пользовались нашей информацией».

Волонтеры много раз звонили в МЧС, сообщая о новых обнаруженных очагах пожара. Все звонки остались без ответа.

«Был только один случай, когда из МЧС обратились к нам сами, — рассказала Анастасия. – Позвонили из МЧС Ленинградской области и сказали: “У нас вроде все нормально, но вы помониторьте, нет ли сообщений от людей”. Возможно, это была частная инициатива».
Тем не менее, государство, как активного «игрока», невозможно исключить. Важно не обвинять друг друга, а искать возможности совместных действий.

«Точное понимание особенностей сторон позволяет искать точки взаимодействия», — уверен Андрей Печников, директор программ CAF Россия.

Мария Черток. Фото с сайта www.miloserdie.ru

К тому же всегда действует человеческий фактор – от этого многое зависит. «Раньше нам казалось, что взаимодействие с властью невозможно, — отметила Мария Черток, директор CAF Россия . – Но сейчас можно с уверенностью сказать, что есть отдельные персоны в отдельных государственных органах, с которыми можно разговаривать».

У бизнеса тоже существует своя специфика, и, если ее учитывать, все только выиграют. «Мы готовы делать бесплатный PR, — рассказал Игорь Черский. — Если какая-то фирма помогала нам, мы ее громко благодарили».

«НКО могут создавать «картину потребностей», предоставляя бизнесу информацию о том, что именно необходимо пострадавшим в чрезвычайной ситуации» — предложил Андрей Печников.

О важности правильного информирования общества говорила и Мария Черток. Она рассказала о курьезной ситуации, когда британские благотворители, оторвав от сердца британских детей их любимых плюшевых мишек, хотели направить их в помощь пострадавшим детям Беслана…

Именно общественные организации, а не госструктуры, могут и должны выступить в роли координаторов помощи в чрезвычайных ситуациях и ее контролеров – с этим согласились практически все участники форума.

Что нас ждет в 2011 году

Главная цель форума – извлечение опыта, который мог бы помочь предотвратить новые чрезвычайные ситуации. Общественная палата РФ готовит рекомендации для всех заинтересованных сторон.

Но волонтеры продолжают бить тревогу: по их информации большинство лесов после пожаров представляют собой практически подготовленные «пионерские костры», которые вспыхнут при первой возможности. Расчистка лесов в большинстве районов не ведется вообще, а в некоторых идет опять же силами исключительно волонтеров.

Схожим образом обстоят дела и с восстановлением лесов. Сейчас известно об отдельных инициативах частных лиц. Например, подмосковный фермер Михаил Шляпников выращивает саженцы.

Программу восстановления лесов начинает и Гринпис России. О государственных же проектах в этой области пока ничего не известно.

Средства, поступающие от бизнеса, идут на восстановление, а не на профилактику будущих пожаров, констатируют эксперты. Так что от повторения истории никто не застрахован.

1 comment

Add yours
  1. ipagava

    остается только вдогонку быстро прокричать, что по мнению жюри конкурса «Лучшая гражданская акция года» фонда «Право и справедливость» лучшей акцией за 2010, помимо других,
    стали интернет-проект «Карта помощи»!
    О других победителях конкурса читайте здесь: http://www.regnum.ru/news/1353976.html#ixzz17WgDm6sl

Добавить комментарий