Гора родила мышь: законодательные итоги года
Бесконечные новогодние праздники позади. Кажется, давно уже был и прошлогодний беспрецедентный ажиотаж вокруг поправок в законы об НКО. Оставшееся после него ощущение больших надежд и ожиданий в третьем секторе все еще живо, но что же в итоге было принято Госдумой?
Взносы во внебюджетные фонды
Особенно остро в конце 2010 года стоял вопрос со ставками страховых взносов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ОМС).
Еще летом 2009 года был принят закон, вводящий с 1 января 2011 года новые ставки, совокупный размер которых должен был составить 34% от фонда оплаты труда для всех НКО без исключений, независимо от вида налогового режима.
В связи с этим в конце 2010г. силы третьего сектора были брошены на введение льготы для НКО. В результате чего на НКО, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), были переходного периода (2011-2019 годы). Так, в 2011-2012 годах совокупный тариф составит 24% вместо 34%.
Однако не все НКО с УСН смогут воспользоваться названной льготой, а только те, что отвечают следующим условиям:
- основным видом экономической деятельности НКО (в соответствии с ОКВЭД) является производство игр и игрушек; научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов; прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов); деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий; деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
- доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
А что же делать остальным НКО, не подпадающим под перечисленные требования? Сами понимаете, вопрос риторический…
Благотворительность и добровольчество
В прошедшем году много говорилось и писалось о поправках в федеральный закон о благотворительности. В конце декабря они были .
В частности, думцы расширили применение закона, удлинив перечень целей благотворительной деятельности, К ним были отнесены:
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- содействие добровольческой деятельности;
- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Кроме того, Госдума и заложила правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности. Так, эти самые условия могут быть закреплены в . В этом документе можно прописать возмещение связанных с исполнением договора расходов добровольцев: по найму жтилья, проезду до места назначения и обратно, питанию и .
Для волонтеров по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды фонды.
Однако так и остались только в проекте предложения по расширению перечня правовых форм, в которых могут создаваться благотворительные организации. Сейчас это фонды, общественные объединения и учреждения. Планировалось дополнить список — как минимум, еще автономными некоммерческими организациями. Однако это было признано нецелесообразным. Дело в том, что сейчас идет реформа гражданского права, одним из направлений которой является как раз сокращение организационно-правовых форм НКО.
Ставка 0% по налогу на прибыль
То, о чем мечтали многие НКО, стало возможным для медицинских и образовательных организаций.
В конце декабря 2010 года в Налоговом кодексе появилась новая статья 284.1, которая предусматривает возможность для НКО, , применять налоговую ставку 0%.
НКО , если они удовлетворяют следующим условиям:
- если организация имеет лицензию на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности;
- если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, составляют не менее 90 процентов ее доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ;
- если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
- если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
- если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Дополнен перечень российских грантодателей
Согласно п. 6 ст. 217 НК РФ от налога на доходы физических лиц освобождаются индивидуальные гранты, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства. В правительство грантодающих организаций. Правда, в него включили исключительно российские организации: Международный Фонд Технологий и Инвестиций (Москва), Фонд инновационных научно-образовательных программ «Современное естествознание» (Москва), Фонд «Русский мир» (Москва). Перечень иностранных грантодающих организаций это постановление, увы, не затрагивает.
Чего не случилось
А не случилось следующее:
Еще в мае 2010 года в первом чтении , основная цель которого — расширить перечень объектов, передаваемых в целевой капитал, и ввести налоговые льготы жертвователям в целевой капитал. Документ все еще ожидает второго чтения, однако дата его проведения неизвестна.
В ноябре 2010 года прошло первое чтение . Суть — разрешить упоминание в социальной рекламе физических и юридических лиц (сейчас нельзя). Так, предполагается допустить упоминание социально ориентированных некоммерческих организаций в случаях, если содержание рекламы непосредственно связано с описанием . Дата второго чтения тоже покрыта мраком.
И, наконец, , снижающие налоговое бремя на НКО. Второе чтение было запланировано на середину декабря, и все ожидали, что он закон вступит в силу с января 2011 года. Но заседания было отложено на февраль нового года. В результате так остались несбывшейся надеждой льготы для физических лиц-получателей благотворительной помощи, освобождения от НДС для учреждений социальной направленности, налоговый вычет для частных жертвователей, льготы для производителей социальной рекламы, освобождение от налога на прибыль услуг и работ, получаемых НКО бесплатно.
Итак, вспоминая небывалую законотворческую активность, развившуюся в конце 2010 года, приходится с сожалением констатировать: «Гора родила мышь». Важные поправки, принятые в первом чтении, увы, до сих пор остаются лишь законопроектами. И сложно прогнозировать, когда они превратятся в настоящие законы.
Автор — директор по правовым вопросам CAF Россия
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности»
да, все так, увы, увы и еще разок увы. и в то же время не могу не радоваться появлению «мышки»: несколько лет назад намерение взять на какое-нибудь задание волонтера означало получить головную боль и необходимость идти на всякие «обходные маневры» в договорах и организации процесса. жизнь становится чуть-чуть легче.