50 самураев


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Ведомости» совместно с PricewaterhouseCoopers (PwC) и «Форумом Доноров» в очередной, четвертый раз подвели итоги рэнкинга корпоративной благотворительности. О новых лидерах, недостижимом докризисном уровне пожертвований, последних трендах и проблемах самого рейтинга — в материале обозревателя «Филантропа».

Кадр из кинофильма "Семь самураев"

Докризисный уровень все еще не достигнут, но волонтерские программы усилились

В прошлом году выявилось, что компании, пережив экономический кризис, несколько увеличили свои благотворительные бюджеты. Рэнкинг-2010 не показал дальнейшего их роста, но отчетливо проявил тенденции, заданные кризисом: вовлечение сотрудников и партнеров в благотворительность, с одной стороны, и развитие социальных инвестиций в регионах, где работают компании, — с другой. До-кризисного максимума (13,6 млрд руб. в 2007 г.). объем благотворительности по-прежнему не достиг, и это отчасти компенсируется волонтерскими проектами и программами частных пожертвований сотрудников.

50 крупнейших российских компаний потратили на благотворительные программы более 8,7 млрд руб (четыре участника не раскрыли свои расходы). Объем затрат – на уровне 2009 г., когда суммарно участники рэнкинга потратили 8,8 млрд руб (тогда из 53 компаний расходы не раскрыли пять). Напомним, что в кризисный 2008 год благотворительные бюджеты ужались до 6,5 млрд руб.

Такое положение дел, как считают эксперты, участвовавшие в составлении рэнкинга, отражает определенный застой в корпоративной благотворительности: крупные корпорации вышли на стабильный уровень затрат, а главная проблема — в том, что новички не спешат их догонять, пишут «Ведомости».

Новые лидеры

Новым лидером рэнкинга стала компания «Алкоа Россия», она увеличила расходы в 1,5 раза — до 36,6 млн руб. На второй позиции – новичок рэнкинга: «Сахалин энерджи инвестмент компани», которая переместилась с 12-й позиции прошлого года на 2-ю, с результатом 61,8 млн руб. Третью позицию занимает лидер предыдущего рэнкинга, ФК «Уралсиб», потративший в 2010 г. на благотворительность 538 млн руб. Есть в первой пятерке и еще один новичок: «Катрэн» (в рэнкинге прошлого года не участвовал) с затратами в 24,1 млн руб.

Резкий скачок в рэнкинге сделали компании потребительского рынка — «Крафт фудс» переместился с 35-й позиции на 7-ю, Amway — c 26-й на 6-ю, а Coca-Cola — с 28-й на 11-ю. Рост благотворительных бюджетов у этих компаний произошел благодаря увеличению количества программ и росту их качества.

Не только детям, но и взрослым

Эксперты отмечают, что медленно, но расширяется список адресатов благотворительной помощи компаний. «Если раньше благотворительность была практически целиком направлена на помощь детям, то сейчас появляются такие важные направления как помощь старикам и инвалидам», — рассказала София Малявина, помощник федерального Министра, пресс-секретарь Министра здравоохранения и социального развития РФ (цит. по «Практики компаний в области благотворительности и социальных инвестиций», Форум Доноров, 2011).

В отличие от частных фондов, для которых помощь детям остается приоритетной, компании все чаще ориентируются на развитие регионов. Этот момент был отмечен и в материале «Ведомостей», процитировавших Алексея Костина, исполнительного директора НП «Корпоративная ответственность — Русский центр»: «Бизнес, как правило, тратит на социальные проекты в регионах от 3 до 6% прибыли.

Делают они это не из чистого альтруизма, у них свои цели. Цель первая — создать в регионе присутствия социальную инфраструктуру вокруг своего бизнеса и тем самым обеспечить лучшие условия работы предприятий. Цель вторая — установить на региональном уровне правила отношений с властью. Бизнес стремится заключить четкие соглашения с администрацией на реализацию определенного количества проектов. Соглашения служат хотя бы относительной гарантией того, что власти “не будут трясти компанию как грушу”, заставляя раскошеливаться на все подряд».

По мнению экспертов, самыми популярными направлениями благотворительной деятельности в прошлом году были помощь местным сообществам, социальная работа, соцзащита и образовательные программы.

Проблемы самого рэнкинга: почему компании то участвуют, то не участвуют в нем

Все эксперты отметили, что возросло качество заявок, представленных на конкурс, стало сложнее отделить по-настоящему сильные проекты от средних. Рэнкинг уже имеет свою историю и репутацию.

Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума Доноров, отмечает: «Важно, что проект продолжается. Это стабильно – некий бренд из года в год. И мы должны его делать все дальше и дальше. Меня приятно удивило то, что в этом году набралось 19 новичков. Это, с одной стороны, показатель — люди хотят участвовать в проекте, зная его историю и результаты. С другой же стороны, общее число компаний почти не изменилось… В проекте две части – рэнкинг и конкурс программ. Программу можно и не подавать на следующий год, если она не менялась, но участвовать в рэнкинге, как мне кажется,- это принципиально. И меня, честно говоря, расстраивает, что компании уходят… То есть, двоякое ощущение – и надо думать, что с этим делать».
Организаторы планируют опросить компании, появляющиеся в рэнкинге в разные годы, чтобы понять, что является причиной их участия или неучастия.

Одна из известных причин – недоверие к критериям оценки. В некоторых компаниях, как выяснилось, считали, что конкурс недостаточно прозрачный. Наталья Каминарская рассказывает: «Мы в этом году приложили максимум усилий, вплоть до электронной работы с Фэйсбуком и “Вконтакте”, чтобы “опрозрачить“ процесс как можно больше. Члены жюри всем хорошо известны, известно и то, что организаторы не принимают участие в оценке. Что еще нам нужно сделать? Мне важно будет это услышать от компаний».

Кроме недоверия, есть, вероятно, и другие причины. Например, представители компаний, которые сильно сдали свои позиции по сравнению с рэнкингом прошлого года, рассказывали, что топ-менеджментом этот показатель воспринимается как отрицательная оценка их благотворительных программ. И не факт, что после этого компания вновь отважится на участие в рэнкинге.

Есть и еще одна причина — многие компании до сих пор не слишком стремятся к публичной отчетности. Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, в связи с другим конкурсом, «Точкой отсчета», в котором участвуют НКО, говорила: «Картина, складывающаяся в публичной отчетности НКО, очень похожа на то, что происходит в бизнесе. Более успешные в бизнесе компании – лидеры и в области некоммерческой отчетности. С НКО – то же самое. Успешные НКО просто не могут себе позволить не быть прозрачными».

Интересно, что в рэнкинге корпоративной благотворительности участвует около 50 компаний, и число это практически не меняется, хотя некоторые компании уходят, а на их место приходят другие. Похожая картина и в конкурсе «Точка отсчета» — в нем постоянно задействованы порядка 100 НКО. Симптоматично, что в обоих конкурсах не происходит значительного количественного прироста участников.

4 Comments

Add yours
  1. Гезалов Александр

    Поздравляем наших партнеров фонд «Виктория» и «Катрен». Надеемся, что эффективность вашей деятельности в будущем году будет гораздо выше.С Новым благотворительным годом.Браво.

Добавить комментарий