Бизнес инвестирует в людей. А кто такие люди?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

24 ноября были подведены итоги проекта «PEOPLE INVESTOR 2011: Искусство управления нематериальными рисками». Ассоциация Менеджеров провела очередное исследование российского бизнеса. В фокусе — особенности управления человеческими ресурсами, взаимодействия с деловыми партнерами и клиентами, развития местных сообществ. Проект существует четвертый год. В этом году, как и в прошлом, в исследовании участвовало 50 компаний.

Источник: followdesign.com

Интересно, что цифра полностью совпадает с количеством участников другого ежегодного исследования — «Лидеры корпоративной благотворительности». При этом пересечений немного: компаний, участвующих в 2011 году в двух исследованиях сразу оказалось всего 5. Возможно, два этих проекта востребованы разной аудиторией.

Российские компании крупного и среднего бизнеса в большинстве своем увеличивают инвестиции в людей – уверяют исследователи.

Персонал тоже люди

Персонал по-прежнему самый главный адресат инвестиций. Большинство опрошенных компаний увеличили объем расходов на обучение и развитие персонала (82%) в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Лишь в 16% компаний объем расходов остался прежним. В 45% опрошенных компаниях расходы на обучение и развитие персонала в 2010 году составили свыше 10 млн. руб.

Самыми актуальными проблемами в этой области были названы: текучесть кадров, нехватка линейных специалистов и сотрудников рабочих специальностей (46, 41 и 34% опрошенных). В перспективе 3-5 лет наиболее остро встанут вопросы с поиском менеджеров высшего и среднего звена, повышением среднего возраста сотрудников компаний — считают 40%, 40% и 35% опрошенных. Через 10-15 лет к повышению среднего возраста добавится проблема ухода ценных сотрудников, — уверены в 33% компаний.

Не удивительно, что номинация «Управление человеческими ресурсами» оказалось самой многочисленной – в ней была получена 21 заявка.

Гран-при здесь получил проект «Корпоративная программа негосударственного пенсионного обеспечения» ОАО «Мечел».

Партнеры – тоже люди?

Понимание проблем в сфере отношений с деловыми партнерами и клиентами менее четко структурировано, чем видение рисков в области работы с персоналом, — отмечают исследователи. Опрошенные компании смогли обозначить, в основном, лишь круг проблем, решением которых они занимаются в настоящее время или же считают неактуальными для компании вообще. В числе первых: недобросовестная конкуренция со стороны других компаний и низкая квалификация поставщиков, подрядчиков и других партнеров (46 и 38%).

Интересно, что большинство компаний не видит необходимости в предприятии дополнительных действий в связи с отсутствием обратной связи от клиентов компаний, единых стандартов качества по взаимодействию с партнерами и клиентами, а также — независимых площадок для общения компаний-конкурентов (84, 78, 73% компаний соответственно). Вероятно, для каких-то компаний такое положение дел не представляется значимой проблемой, а другие считают, что это – проблемы, которые они смогли решить.

Финансирование же программ по взаимодействию с партнерами и клиентами также растет: у 85% компаний оно увеличилось, лишь в 15% – не изменилось. 41% компаний потратили за 2010 год свыше 10 млн руб., 23% — от 2 до 5 млн руб.

Заявок в номинации «Выстраивание отношений с партнерами и клиентами» значительно меньше, чем в первой номинации — в этом году их было подано 6. Гран-при достался ООО «Джобс Маркет» за проект «Конкурс грантов на обучение «Мечты сбываются!” и виртуальные деньги на обучение EduMoney».

Местные сообщества скоро испортятся?

Исследование этого года дало неожиданный результат: 88% компаний не считают для себя актуальным вопрос поддержания высокой репутации бизнеса. То есть, либо желаемый результат уже достигнут, либо эта тема просто не важна.

Проблемы местных сообществ рассматриваются в большинстве компаний через призму описанных выше вызовов в работе с персоналом. В качестве наиболее актуального и в данный момент, и на перспективу в 15 лет опрошенные выделяют вопрос низкого качества рабочей силы на территории присутствия бизнеса. «В России происходит переосмысление модели роста, — подчеркнул Александр Горелик, директор Информационного центра ООН. — В связи с этим рассматривается и устойчивое развитие, и развитие местных сообществ».

58% компаний признают, что занимаются выстраиванием социальной инфраструктуры в регионах.

Еще один момент, волнующий бизнес – опасение, что в долгосрочной перспективе ожидается низкая рождаемость и старение населения регионов присутствия, а также — снижение его покупательской способности (53 и 33% соответственно).

Вклад бизнеса в развитие местных сообществ также растет. В 67% опрошенных компаний расходы на программы этого направления в течение 2010 года, по сравнению с 2009, увеличились. В 23% компаний – не изменились. 42% опрошенных компаний инвестировали свыше 5 млн. руб., 20 – от 1 до 5 млн руб.

Номинация «Развитие местных сообществ» получила 11 заявок. Гран-при получил проект «От закрытых учреждений к семейной поддержке: развитие служб раннего вмешательства в Нижегородской области» ЗАО «КПМГ».

Еще один подход к «местной теме»

Несмотря на то, что большинство компаний ратуют за развитие местных сообществ с точки зрения улучшения качеств рабочей силы, главный приз в этой номинации получил проект не связанный с работой с персоналом и с тематикой HR. Не связан он и с простыми схемами развития местных сообществ. Однако этот проект – один из немногих – можно назвать действительно гуманитарным.

Дети, у которых нарушения в развитии – если не помогать им специально, — не реализуют свой потенциал. В США, например, существуют специальные федеральные программы помощи таким детям, часто объединяемые под грифом «раннее вмешательство». В России подобных программ нет. Поэтому авторы проекта нашли регион, который заинтересован в развитии подобных услуг, было заключено соглашение об обучении специалистов, работающих с детьми.

Юлия Богданова, менеджер по КСО и устойчивому развитию КМПГ, рассказала: «Мы знали, что специалисты – существуют. Важно, чтобы они работали вместе. Причем, позиция наша заключалась в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не дублировать государственную работу. Нашли Нижний Новгород и заключили там соглашение».

Большая часть проекта – обучающая. Специалистов, работающих с детьми, учили современным методикам, помогали внедрять их на практике, организовывали комплексную работу. Постоянно осуществлялась оценка – анализировались изменения и у конкретных детей, и в работе учреждений (изменение должностных обязанностей).

Эта программа дала людям надежду – как детям, так и специалистам, которые с ними работают. «Это фрустрирующая тема, — когда специалисты не могут помочь своим пациентам», — говорит Юлия Богданова. Если же заметны реальные улучшения – это поддерживает всех. Юлия рассказала, что в последние годы происходит возвращение специалистов, которые уходили в самые разные области, сулившие достаток. Причем, они возвращаются с готовностью работать за очень умеренные деньги, — по меркам российского бизнеса. Их ценностные ориентации по-прежнему являются для них приоритетными, а возможность профессионального роста оказалась очень важна.

В 2010 г. проект поддержало Агентство США по международному развитию (USAID). Западным экспертам понятно, что такие услуги должны быть доступны для всех, кому они нужны, и находиться, что называется, в шаговой доступности. Это – очевидно «местная тема», однако путь к «местному сообществу» здесь не донорский или организационный, а ориентированный на региональных профессионалов, в данном случае – на специалистов по работе с детьми.

Пока трудно говорить о тенденциях в области «инвестирования в людей», однако ясно, что репертуар в этой сфере корпоративной благотворительности несколько расширился и вышел за пределы «работы с персоналом» или простой поддержки наиболее очевидных местных аварийных проектов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий