Бизнес-смена


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Если посмотреть финансовую отчетность на сайтах благотворительных организаций и других НКО, то в графе «доходы» скорее всего обнаружатся пожертвования частных и юридических лиц. Возможно, там же мы увидим гранты или государственные субсидии. И почти наверняка в доходной части не будет прибыли от коммерческой деятельности организаций. Корреспондент «ДиБ» попытался разобраться, что мешает зарабатывать российским НКО и как это делают те немногие, у кого получается.

Источник: www.pegs.com

Один из ярких примеров – опыт Центра лечебной педагогики (ЦЛП). Эта организация, уже более 20 лет оказывающая помощь «особым» детям, смогла найти органичное сочетание коммерческого и некоммерческого в своей работе. При этом, что большая редкость для российского третьего сектора, ЦЛП выстроил прозрачную «бизнес-модель»: понятны принципы ценообразования на услуги центра; все юридически четко оформлено.

Заработать на своих услугах

Среди коммерческих (приносящих доход) проектов ЦЛП – собственное издательство «Теревинф», которое, в частности, занимается выпуском книг по лечебной педагогике и психологии. Как отмечают в организации, до сих пор наблюдается недостаток изданий для детей с особенностями развития.

Кроме того, ЦЛП, например, устраивает ярмарки, на которых можно приобрести изделия воспитанников: календари, открытки и т.д. Одно из последних мероприятий такого рода – благотворительная ярмарка в декабре 2011 года в московской Школе Монтессори. На ней можно было недорого купить вещи высокого качества, бывшие в употреблении: одежду для детей, игрушки, книги, кровати, коляски, детские стулья, автомобильные детские кресла и т.п. Все эти вещи в основном принесли посетители Школы и Студии. В результате организаторам этой маленькой ярмарки удалось собрать 70 443 рублей, которые целиком перечислены на счет ЦЛП и пойдут на оплату занятий детей с нарушениями развития.

Также центр, кроме бесплатных, проводит платные занятия для специалистов в области интегративного образования и родителей детей с особенностями развития, организовывает курсы повышения квалификации, тренинги-супервизии.

«Мы тоже только учимся организовывать мероприятия и проводить различные акции, – рассказывает педагог, координатор проектов ЦЛП Екатерина Лебедева. – Однако, что очень важно в благотворительной деятельности, на мой взгляд, – это привлекать профессионалов к участию, например музыкантов и других специалистов, создавать комфортные для них условия работы. Мы этому уделяем большое внимание».

Привлечь бизнес-партнера

Интересен пример фонда помощи хосписам «Вера». Самый известный коммерческий проект организации – издание сборников произведений современных прозаиков и поэтов. Продажа «Книги, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно» только в 2009 году принесла «Вере» 3 778 800 рублей. Эти цифры – из финансового отчета фонда.

Хорошо продавалась и «Книга, ради которой объединились поэты, объединить которых невозможно», поступившая в магазины в конце августа 2010 года. Доход только за несколько оставшихся месяцев того года составил 1 139 276 рублей.

«Изюминка» в том, что выпуск сборников, строго говоря, нельзя назвать коммерческим проектом собственно фонда «Вера». НКО привлекла бизнес-партнера – издательство «Рипол классик», – и получает часть выручки от продажи книги.

«Выпуск книги – это всего лишь один из наших проектов, мы также проводим благотворительные аукционы, устраиваем концерты и т.д. Наша коммерческая деятельность позволяет нам заработать деньги для реализации благотворительных программ», – говорит руководитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер.

Занять пустующую нишу

Другой пример совмещения благотворительности и коммерческой деятельности – Устьянская региональная организация Всероссийского общества инвалидов. И здесь тоже не обошлось без издательской деятельности. Организация в том числе издает собственную газету «Согретые верой». Между тем в регионе плохо развит рынок типографских услуг, а потому стоят они недешево.

С помощью гранта по программе «Точки роста» (программа CAF Россия) общество закупило оборудование для собственной типографии и теперь в ней печатает свою газету. А заодно – мелкую полиграфию для местных предпринимателей и администрации. Объемы бизнеса небольшие, однако важно, что начало положено. Так, с апреля 2010 года по апрель 2011 года общество выполнило 18 заказов администрации МО «Устьянский муниципальный район» и пару заказов от других учреждений на сумму более 160 тысяч рублей. Это составило более 20% от всех привлеченных средств за этот период. В организации считают, что получение дохода от собственной предпринимательской деятельности в перспективе дает возможность выйти на самоокупаемость.

Юридические трудности

Подобных примеров в России пока немного. «Может быть, не всем НКО просто нужна коммерческая деятельность, они могут и без нее нормально существовать, и за них можно только порадоваться», – предполагает Нюта Федермессер.

На самом деле, конечно, денег не хватает подавляющему большинству. Но зарабатывать их что-то мешает. В том числе – юридические ограничения. «Главная трудность для российской НКО, которая решит заниматься предпринимательской деятельностью, заключается в том, что эта деятельность должна соответствовать основному профилю организации. Таким образом, круг деятельности существенно ограничивается», – говорит директор по правовым вопросам CAF Россия Инна Моторина. Действительно, далеко не каждый социальный проект удастся монетизировать. Однако «обойти» это ограничение можно, привлекая бизнес-партнеров, как это сделал фонд «Вера».

Еще одним препятствием для НКО могут стать сложности с налогообложением. Дело в том, что когда некоммерческая организация начинает заниматься коммерческой деятельностью, то ей приходится вести раздельный налоговый учет, то есть отдельно учитывать безвозмездные поступления и доходы от коммерческой деятельности. «Многие НКО считают это сложным, поэтому если они предвидят, что от коммерческой деятельности будет невысокий доход, то могут вообще отказаться от ее ведения», – говорит Инна Моторина.

Именно поэтому, кстати, некоторые российские НКО, де-факто оказывая платные услуги, не оформляют их должным образом. Например, договариваются с клиентом о добровольном пожертвовании в обмен на услуги.

Мало креатива

Впрочем, не все считают налоговые проблемы непреодолимыми. «Если НКО занимается коммерческой деятельностью, то проблема налогообложения – не самая сложная. Мы на упрощенной системе налогообложения, просто платим налог 6% с дохода», – комментирует Нюта Федермессер. По ее мнению, основная проблема в другом: чтобы заниматься коммерческой деятельностью, надо быть очень энергичным и креативным менеджером, все время придумывать что-то новое, чтобы заинтересовать и привлечь людей. «Заниматься коммерческой деятельностью не труднее, чем прямым фандрайзингом, просто надо иметь в команде творческих и ярких людей, которые смогут придумать интересный проект», – резюмирует она.

Но есть и другие точки зрения. Например, что коммерция – вообще не дело НКО и развивать надо не ее, а доверие граждан к своей деятельности. Тогда и проблем с финансированием не будет. По мнению заместителя директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Ильи Чукалина, основной статьей доходов НКО должны быть как раз частные пожертвования, а не коммерческая деятельность или, например, иностранное финансирование. «Это соответствует самой сути деятельности НКО: поскольку большинство НКО работает на четко определенной территории и решает проблемы этой территории, логично, если НКО в первую очередь будет искать поддержку у местных сообществ, а не у фондов федерального уровня или за рубежом. Мне кажется, что именно уровень частных пожертвований отражает, насколько эффективно действует НКО», – аргументирует эксперт свою точку зрения. При этом, отмечает Илья Чукалин, на Западе большая часть доходов НКО приходится как раз на частные пожертвования, тогда как в России основная масса пожертвований – корпоративные. «Это одно из свидетельств уровня развития гражданского общества, уровня информированности населения о работе НКО и доверия к ней. В США, Великобритании осознанно жертвуют деньги на благотворительность», – говорит он. Так что, по мнению Чукалина, основной задачей наших НКО на ближайшие годы будет развитие доверия к своей деятельности, информирование граждан. «Никакие технологии не заставят людей жертвовать в пользу того, что они не понимают, – говорит он. – Текущее же состояние с финансированием частными лицами российских НКО является следствием неразвитости самих НКО», – резюмирует представитель Министерства.

1 comment

Add yours

Добавить комментарий