Ответственному бизнесу — художественную пропаганду


21 марта в очередной раз обсуждали продвижение КСО. Тележурналист Владимир Познер полагает, что продвинуть идеи КСО в массы возможно только через телевидение. И предлагает социально ответственному бизнесу заняться исследованием общественных стереотипов, активным просветительством и художественной пропагандой.

ТВ и КСО

Коллаж на основе фотографии Brandon King (http://www.flickr.com/photos/bking/)

Конференцию «Как информировать общество о корпоративной социальной ответственности: от кризиса к доверию» провел журнал «Бизнес и общество». Подобные конференции журнал регулярно организует на протяжении уже более 10-ти лет. Надо сказать, что за это время произошли определенные изменения, — в обсуждениях принимают участие все больше различных журналистов, некоторые СМИ уже публикуют материалы, рассказывающие о КСО.

В опросе, проведенном журналом «Бизнес и общество», эксперты даже назвали СМИ, которые хорошо освещают эту тему. По мнению сорока экспертов — представителей корпораций, НКО и журналистов, — это: КоммерсантЪ, Ведомости, Forbes, Русский репортер, Moscow Times, Известия. Из специальных изданий были названы журналы «Деньги и благотворительность», «Бизнес и общество» и портал «Филантроп».

Стоит отметить,  что в последнее время сильно возросло и количество различных мероприятий, посвященных КСО, проводимых разными организациями и структурами (только в марте их было несколько). Неужели «лед тронулся» и в ближайшее время стоит ожидать существенных изменений – и со стороны власти, и со стороны общества? Ответ на этот вопрос достаточно артикулировано дал журналист Владимир Познер, который впервые принимал участие в конференции журнала «Бизнес и общество».

Мы расскажем о его выступлении подробно, так как оно достаточно сильно контрастирует с привычной риторикой подобных встреч.

Богачи – бяки

Татьяна Бачинская, редактор журнала «Бизнес и общество»,  констатировала: «Недавнее исследование ВЦИОМ подтвердило, что люди, в большинстве, негативно относятся к бизнесу».

Владимир Познер усилил этот тезис. Для подавляющего числа граждан РФ слова «бизнес», «бизнесмен», «бизнесвумен», «корпорация», «корпоративная этика» и т.п. имеют явные негативные коннотации, — уверен он. «Богачи – бяки. И все, что они возглавляют – тоже плохое… Все знают, как появились корпорации: были различные шахер-махеры, и главную роль в этом играл рыжий человек с нерусской фамилией Чубайс, и вообще они всех нас обокрали, — так описал журналист типичное восприятие российской действительности. — Это такой посыл, очень простой, и на него нет никакого ответа, такого же простого и понятного».

Власть же, по мнению известного телеведущего, никак не способствует улучшению имиджа предпринимателей, а «как бы делает вид, что они все-таки плохие люди».

Однако американские богачи, создавшие США как экономическую державу, воровали, убивали и совершали разные преступления, но все-таки остались в народной памяти героями. «Рокфеллер, Дюпон, Форд, Вандербилд – фамилии, которые вызывают позитивный прилив. Из сегодняшних капитанов индустрии – Билл Гейтс, Уорен Баффет – это все люди с позитивной аурой для населения. В отличие от наших», — рассказал Владимир Познер.

Соответственно, российским гражданам просто невозможно внятно объяснить, что такое КСО. Перечисленные издания, по мнению журналиста, почти ровным счетом ничего не дают. «Их читают 3,5 человека, — подчеркнул он. —  Даже количество читателей «Коммерсанта» ничтожно мало в соотношении с населением РФ – всего 300-500 тыс. Единственное, что пока еще имеет реальное влияние на общественное мнение – это федеральные телевизионные каналы». Но, поскольку все федеральные каналы напрямую или опосредованно контролируются властью, не стоит ждать от них работы по изменению имиджа российского бизнеса.

Если не преодолеть внутреннее сопротивление людей тематике бизнеса и их презрительного отношения к богатым, ничего в стране не изменится. «Не может быть рыночного общества, если общество плохо относится к рынку».

Пропаганда и просвещение

Корпорации могут сами пытаться менять ситуацию. Журналист предложил им свой план действий. «Мне кажется, что к этой проблеме очень мало творческого подхода. Я свежая голова здесь, может быть, удастся найти необычное решение»,  — сказал Владимир Познер.

Для начала на деньги бизнесменов нужно провести глобальный опрос, выявив взгляды и предрассудки граждан в отношении делового мира в целом. И, поняв это, решить, куда именно направлять усилия.

Главных направлений приложения усилий Познер выделил три.

Во-первых, надо идти в образование. Чтобы, начиная со школы, дети понимали, «что такое дело и почему это важно».

Во-вторых, вкладываться в кинематограф. Именно художественные фильмы, по мнению Познера, сыграли большую роль в изменении отношения американского народа к бизнесу во время великой депрессии. Тогда выходили блистательные картины великолепных режиссеров. «Там не было ЦК КПССС, — подчеркнул журналист, — просто они понимали, что без этого дальше не двинуться».

И третье — СМИ. Открытый и справедливый конкурс работ на тему КСО, возможно, позволит чего-то добиться. Если корпорации будут давать победителю $25 тыс., а занявшему 10-е место — $5 тыс., тогда журналист, которому очень хочется заработать, постарается написать хорошо…

Иначе говоря, «свежая голова» в КСО предлагает заниматься исследованием стереотипов, активным просветительством  и художественной пропагандой.

Внезапно представилось, что вместо телесериалов о бандитах и ментах в телевизоре появятся интересные и высокохудожественно сериалы о построении бизнеса законными и благородными средствами, без использования связей во власти и силовых структурах. А журналисты в СМИ начнут рассказывать поучительные истории о трудном пути владельца табачного ларька до владельца, скажем, авиакомпании. Или о том, как бизнесмены один за другим прекратили добычу нефти в масштабах всей страны в связи с экологическими угрозами и опасением за будущность грядущих поколений.

Лишь один вопрос возникает в связи с этой картиной: а кто в это поверит?

В СССР мастера искусства, причем, такие, которых сейчас и не найти, в индустриальном масштабе занимались пропагандой и просвещением. Они рассказывали, как хорошо жить в СССР, о том, насколько передовое это общество в научном и моральном отношении. Но и у них – не получилось.

Представляется, что конкретные дела – например, программа ликвидации сиротства в Череповце, осуществленная «Северсталью», куда больше «информируют» общество о КСО компаний, чем массированная атака в СМИ или телевизоре.

  1. mchertok

    «В СССР мастера искусства, причем, такие, которых сейчас и не найти, в индустриальном масштабе занимались пропагандой и просвещением. Они рассказывали, как хорошо жить в СССР, о том, насколько передовое это общество в научном и моральном отношении. Но и у них – не получилось.»
    Почему же, очень даже получилось. Общество от этого не стало более передовым, это правда, а вот красивую картинку население усваивало довольно эффективно. Смущает во всей этой конструкции, что программы КСО компаний и так чудовищно перекошены в сторону PRa. Если и дальше двигаться в эту сторону, ничего реального в смысле вклада в общество не останется, все уйдет в выхлоп.

Leave a Reply