Государственное — негосударственным


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Заказ бюджетных услуг мог бы стать одним из основных источников финансирования некоммерческих организаций. При этом в выигрыше оказалось бы и государство: зачастую НКО работают эффективнее госструктур.

О перспективах привлечения некоммерческих организаций к предоставлению государственных и муниципальных услуг и работ — в статье Леонида Перцова, руководителя проектов сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города».

Госзаказ

На сегодняшний день подавляющее большинство услуг, , предоставляется населению на основе сети государственных и муниципальных учреждений. По данным Минрегиона, по состоянию на 2009 год доля бюджетных услуг, оказываемых негосударственными (немуниципальными) организациями, составляет лишь . При этом в 64 из 83 регионов значение этого показателя было менее 1 процента.

Большая часть федеральных законов явно или неявно предполагает, что поставщиком услуг населению является сеть подведомственных учреждений. Монополизм является важной причиной того, что большинство учреждений слабо заинтересовано в повышении качества и эффективности предоставления услуг и работ населению. Малопрозрачной остается и система принятия органами публичной власти решений в отношении объемов и качества госуслуг.

В развитых странах — совсем другая ситуация. В большинстве стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, негосударственным поставщикам направляют до 10–15 процентов бюджетных средств, вкладываемых в оказание услуг образования, здравоохранения, социальной защиты. Широко распространено установление специальных законодательных норм и процедур, способствующих участию НКО в государственных закупках, в частности в закупках социально значимых услуг. Формы и масштаб участия некоммерческих организаций в оказании услуг за счет бюджетных средств различаются в разных странах и отраслях, однако в большинстве развитых стран НКО — важнейший партнер при оказании услуг и выполнении работ в социальной сфере. Доля бюджетного финансирования в общих доходах некоммерческих организаций в среднем по группе стран Западной Европы, Канады и Израиля достигает 54 процентов, стран Восточной Европы — 42 процентов, в англосаксонских стран — 36 процентов, развитых стран Азии — 34 процентов, стран Латинской Америки — . В современной России значение этого показателя .

В рамках разработки предложений по корректировке Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (так называемая подготовка «Стратегии-2020») экспертная группа 16 «Развитие общественных институтов» сформулировала ряд долгосрочных предложений по привлечению негосударственных организаций, и прежде всего НКО, к предоставлению госуслуг и работ. Сейчас эти предложения рассматривают в федеральных органах власти.

В этих предложениях — три основных направления.

  1. Развитие практики заказа государственных (муниципальных) услуг (работ) у негосударственных (немуниципальных) организаций.
  2. Развитие механизмов предоставления государственных (муниципальных) услуг (работ, товаров) на основе целевых потребительских субсидий — бюджетных средств, перечисляемых потребителям, и лишь потом от потребителей — выбранным ими организациям — поставщикам услуг (работ, товаров)
  3. некоммерческих организаций при предоставлении государственных (муниципальных) услуг (работ).

Конечная цель развития механизмов участия НКО в системе заказа бюджетных услуг — повышение качества и эффективности их предоставления. Это можно обеспечить развитием конкуренции, а развитие конкуренции — частичной передачей обязательств и ресурсов от бюджетного сектора негосударственным организациям.

При разработке предложений группа руководствовалась следующими принципами.

Во-первых, поскольку основной объем госуслуг населению оказывается на региональном и местном уровне, федеральная власть должна создавать условия и стимулы для того, чтобы регионы и муниципалитеты передавали часть бюджетных услуг и работ на аутсорсинг. При этом необходимо учитывать, что в значительном количестве территорий административное принуждение к передаче функций в лучшем случае приведет к массовой имитации, в худшем — окажет негативное воздействие на систему оказания услуг.

Во-вторых, условия привлечения к поставке услуг для государства и муниципалитетов должны быть одинаковы для НКО и коммерческих негосударственных организаций. С одной стороны, все негосударственные поставщики должны осуществлять свою деятельность на равных с государственными и муниципальными учреждениями. С другой – НКО не должны дискриминироваться в сравнении с коммерческими организациями.

В-третьих, основными целями мероприятий являются повышение качества и развитие конкуренции, но не повышение эффективности бюджетных расходов в краткосрочной перспективе. Это связано с тем, что планирование и учет в существующей системе бюджетного финансирования производится по текущей стоимости оказания услуг — без учета амортизации недвижимого имущества и оборудования. В результате при замещении учреждения негосударственным поставщиком стоимость оказания услуги формально возрастает.

Составленный перечень мероприятий включает в себя:

  • меры совершенствования бюджетного, налогового законодательства РФ; законодательства о государственных и муниципальных закупках; законодательства, регулирующего оказание услуг в основных отраслях социальной сферы;
  • подготовку федеральными органами государственной власти инструкций и модельных актов для регионов и муниципалитетов по заказу услуг (работ), применению механизма целевых потребительских субсидий;
  • стимулирование реформирования системы оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) на региональном и местном уровне путем предоставления субсидий субъектам РФ и муниципальным образованиям;
  • реализацию обучающих программ для представителей органов публичной власти, НКО и иных негосударственных (немуниципальных) поставщиков.

С аналитической запиской, содержащей полный перечень мероприятий, можно ознакомиться на информационном сайте экспертных групп по работе над «Стратегией-2020».

Согласно предложениям экспертной группы, к 2020 году 15–20 процентов всех бюджетных средств, направляемых на оказание госуслуг и работ, должны передаваться негосударственным поставщикам путем размещения госзаказа и с помощью механизма целевых потребительских субсидий. Это общий индикатор достижения цели. Для оценки успешности реформ следует также оценивать ряд дополнительных параметров: удовлетворенность населения качеством госуслуг; организационно-правовую структуру, размер, характеристики финансирования и другие особенности негосударственных поставщиков; правовые основы практик привлечения негосударственных поставщиков к оказанию услуг (работ) на региональном и местном уровне и ряд других. Оценки по этим направлениям не могут быть получены на основе системы государственной статистики, для этого потребуется периодическое проведение специальных исследований.

Предложенное целевое значение индикатора достаточно консервативно. При реализации предлагаемой программы, как и любых реформ в социальной сфере, существуют риски снижения качества предоставляемых услуг и работ. Эти риски могут быть связаны с ошибками при формировании технических заданий негосударственным поставщикам, недостаточным контролем качества оказываемых услуг и т.д. Консервативный подход к определению целевого значения показателя призван минимизировать возможные риски реформирования.

В терминах действующего российского законодательства — государственные (муниципальные) услуги (работы).

Показатели, использовавшиеся при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2009 год. Министерство регионального развития Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minregion.ru/upload/02_dtp/100830_t.xls
Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем: доклад к XII Международной научной конференции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апреля 2011 г. / Рук. проекта Л.И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — С. 14–16.
Для обозначения данного механизма также используется понятие «оплата за потребителя». Подробнее о целевых потребительских субсидиях см.: Чагин К.Г. Технология целевой потребительской субсидии в форме социальных ваучеров: руководство по внедрению для местных и региональных администраций. — М.: Институт экономики города, 2009.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий