Не корысти ради


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Мы представляем новый сектор экономики, который использует возможности частного предпринимательства для создания общественного блага», — так начинается «Декларация независимости» B Corps, сертифицированных «предприятий общественного блага».

Компаний этого типа — в которых на первом месте не прибыль, а положительные социальные изменения — становится все больше в США. И не только в этой стране. Некоторые эксперты находят бизнес новой генерации даже в России.

Тезисы «Декларации независимости» звучат весьма пафосно, как и положено в таком жанре. Однако по сути они правильно выражают идеологию «нового бизнеса». Мы сами должны стать теми переменами, которые мы ищем в мире. Любой бизнес должно вести так, чтобы место и люди имели значение. Компания — продукцией, корпоративными нормами, прибылью — должна стремиться не навредить и принести пользу всем. Мы будем действовать с пониманием, что каждый из нас зависит от другого. И, следовательно, мы все ответственны друг за друга и за то, что оставим будущим поколениям.

Классический пример B Corp — компания method, которая занимается производством бытовой химии и предметов личной гигиены. «Вместо того, чтобы быть бизнесом, который разглагольствует о “людях, планете и прибыли”, мы встроили эту схему в нашу корпоративную структуру», — говорит соучредитель компании Адам Лори. Продукция method — обязательно экологически чистая, содержащая нетоксичные, биоразлагаемые компоненты. А продается эта продукция в таре, сделанной из вторсырья. Бизнес, основанный на внимании к окружающей среде и здоровье покупателей, оказался вполне выгодным: выручка method превышает $100 миллионов.

Интересы местного сообщества и степень воздействия на окружающую среду для B Corps как минимум не менее важны, чем доходы акционеров. Еще одна особенность — в том, как в таких компаниях устроена корпоративная благотворительность. Если в «традиционных» филантропия и бизнес разделены (здесь я зарабатываю, а там — трачу), то в B Corps — нет. Благотворительность и социальная ответственность — органичная часть бизнес-модели. И это, уверены идеологи «новой экономики», не идет в ущерб собственно бизнесу.

По своему происхождению термин B Corps — сокращение от Benefit Corporations («полезные предприятия», «предприятия общественного блага»). Однако, строго говоря, это — два разных термина. Benefit Corporation — не только название нового вида компаний, но еще и юридический статус: законы о таких организациях приняты уже в пяти американских штатах. B Corps — те «предприятия общественного блага», что прошли сертификацию в неправительственной организации B Lab — крупнейшем объединении бизнесов нового типа.

Первый сертификат B Lab выдала в 2007 году. К началу февраля 2012 года сертифицированных компаний было уже 517. Они распределены по 60 разным отраслям экономики, а общий их доход составляет около $2,9 миллиарда.

Получить сертификат — не так и просто. Чтобы попасть в этот клуб, компании нужно пройти «оценку воздействия» на жизнь местных сообществ и окружающую среду (B Impact Assessment). По результатам компания получает B Score — подробный отчет о «проверке» с выставленными баллами по разным показателям — влияние на местные общины, своих сотрудников и потребителей, а также на окружающую среду. Чтобы проверку, претенденту нужно ответить на 220 вопросов — его дотошно допросят о соответствии бизнеса идеалам B Corps. А чтобы получить больше баллов в B Score, нужно своим бизнесом оказывать положительное воздействие на разные сферы жизни. Чем больше добра ты творишь, тем выше поднимаешься в рейтинге B Corps. С 2007 года около 900 претендентов не смогли выдержать этот экзамен.

При этом с точки зрения закона особых преференций сертифицированные B Corps в США не имеют: они, как правило, платят стандартные налоги на прибыль. Пока лишь только в Филадельфии предоставили налоговые льготы для членов этого клуба — с 2012 года. Да и вообще Benefit Corporations, как сертифицированные, так и не сертифицированные, до сих пор не получили в Америке особого юридического статуса, хотя всеми силами этого добиваются.

Логика лоббистов такова: новому бизнесу нужна новая организационно-правовая форма. Существуют же общества с ограниченной ответственностью, есть S-корпорации (малые фирмы в США, получающие определенные налоговые льготы). Почему бы не легализовать и Benefit Corporations?

С этим уже согласились законники пяти штатов: Гавайи, Виргиния, Мэриленд, Вермонт, Нью-Джерси. Здесь «предприятие общественного блага» признали отдельной организационно-правовой формой бизнеса. На подходе еще шесть штатов: Колорадо, Нью-Йорк, Северная Каролина, Пенсильвания, Калифорния и Мичиган. Однако до общефедерального признания, и уж тем более до налоговых льгот американским «хорошим бизнесменам» еще далеко.

Возможно, потому они и проходят сложную процедуру сертификации в B Lab. Объединение дает свои преференции. Так, члены сети B Corps поставляют друг другу товары и услуги с серьезным дискаунтом. Например, компания Intuit бесплатно раздает «предприятиям общественного блага» свою программу бухгалтерского учета QuickBooks. Взаимная помощь позволяет участникам сети сэкономить в общей сложности около $2 миллионов в год.

Увеличивает лояльность покупателей, а значит и прибыль компаний продвижение зонтичного бренда B Corps как объединения социально ответственных предприятий. Рекламная кампания затрагивает около 17 миллионов американцев.

В мире растет количество так называемых «этичных инвесторов», желающих вкладывать деньги исключительно в «этичные» же бизнесы. B Corps же свою этичность доказывают с лихвой. Вот пример: три инвестора из Keiretsu Forum, крупнейшей в мире ассоциации бизнес-ангелов, перед тем, как вложить $1,5 миллиона в компанию Farmers Diner, попросили показать ее B Score.
Строить бизнес на основе этики и моральных ценностей, а также включать филантропические проекты непосредственно в бизнес-модель — не только американский тренд. Например, в разных странах мира развито близкое по идеологии социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем. Некоторые эксперты считают движение B Corps одной из разновидностей социального предпринимательства. Однако тут видна и определенная разница. Если социальные предприниматели — скорее НКО, решающие общественные проблемы рыночными методами, а Benefit Corporations — все-таки компании, ведущие «этический» бизнес. Впрочем, зачастую границы столь размыты, что уловить разницу бывает сложно.

В России социальное предпринимательство развивается в основном благодаря фонду «Наше будущее» (интервью с директором фонда Наталией Зверевой). В этой организации считают, что у нас в стране есть уже немало социальных предпринимателей, просто не все еще осознали этот свой статус.

Возможно, также существуют и российские Benefit Corporations. По крайней мере, такой точки зрения придерживается Татьяна Задирако, исполнительный директор фонда United Way Moscow. «Если посмотреть не на маркетинговую составляющую, а на содержательную, то мы обнаружим, что российские (или международные, но работающие в России) корпоративные фонды – это, по существу, и есть B Corporations», — сказала она, отвечая на вопросы «ДиБ». Она выделяет, в частности, такие компании как «Ренова», «Уралсиб» и АФК «Система». Некоторые эксперты согласны с Задирако, другие — нет (полностью опрос см. в #75 журнала «Деньги и благотворительность» на стр. 54). Однако уже то, что в России заговорили о новом бизнесе, не может не радовать.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий