Корпоративная благотворительность побила рекорд

«Ведомости» совместно с PricewaterhouseCoopers (PwC) и «Форумом Доноров» в очередной, пятый раз подвели итоги рэнкинга корпоративной благотворительности

Пожалуй, наиболее важный показатель рэнкинга 2012 года – преодоление последствий кризиса. По данным рэнкинга 2011 года объем трат на благотворительность еще не достиг докризисного максимума (13,6 млрд руб. в 2007 г.), сейчас же этот рубеж преодолен. Следует отметить, что рэнкинг оперирует, разумеется, данными предыдущего календарного года.

В 2010 году 50 крупнейших российских компаний потратили на благотворительные программы более 8,7 млрд руб (четыре участника не раскрыли свои расходы). В 2011 расходы 52 компаний составили 15,4 млрд руб.

Есть и еще один рекорд – постоянства. 46 компаний из 52 хотя бы раз уже участвовали в рэнкинге. 13 же демонстрируют постоянную приверженность исследованию и в течении всех 5 лет предоставляют данные для него. Причем это компании, работающие в разных областях. Среди них: Мерседес-Бенц Рус, Корпорация «Русский Стандарт», Трансаэро, Северсталь, Банк Уралсиб, ООО «Амвей».

Кто на новенького

Десятка победителей 2012 года:

  1. Акционерная финансовая корпорация «Система»   
  2. ЗАО НПК «Катрен»
  3. ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО»
  4. Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.
  5. ОАО «Трубная Металлургическая Компания»
  6. Объединенная Компания РУСАЛ
  7. ОАО «Холсим (Рус)»
  8. ОАО «Мобильные ТелеСистемы»
  9. ЗАО УК «Петропавловск»
  10. ОАО «БАНК УРАЛСИБ»

Лидерская десятка состоит, в основном, из хорошо известных своими благотворительными программами  компаний. Однако в нее попали и две организации, принявшие участие в рэнкинге в первый раз. ОАО «Холсим (Рус)» и УК «Петропавловск» сразу же попали  в лидерскую десятку, заняв, соответственно, 7 и 9 места, и потеснив таких ветеранов как Уралсиб, Еврохим и Северсталь. Они были отмечены и в других номинациях. УК «Петропавловск» стала лауреатом в номинации Министерства экономического развития РФ «Лучшая программа (проект), способствующая развитию местных сообществ и улучшению социального климата в регионе присутствия компании». ОАО «Холсим (Рус)» оказалось на третьем месте в субрэнкинге «Сектор промышленных товаров и услуг».

Сложно сказать, что здесь сыграло главную роль – фактор новизны или, действительно – высокий уровень проектов. Но пополнение рэнкинга новыми участниками можно только приветствовать.

Наталья Каминарская. Фото с сайта www.alltoday.ru

Вообще же компаний-дебютантов в этом году восемь и это не самый большой прирост, говорит Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума доноров. Для сравнения – в прошлом году их было 19. Наталья Каминарская полагает, что в будущем прироста можно ожидать за счет региональных компаний. «Мы рассчитываем на крупный региональный бизнес. Будем думать, как этого добиваться в следующем году», — сказала она.

Кому помогают

Уже в прошлом году эксперты отмечали, что список адресатов благотворительной помощи компаний медленно, но расширяется. В этом году тенденция сохранилась.

По-прежнему у большинства компаний (88%) есть проекты в сфере образования и просвещения. Второе место по популярности — работа в регионах присутствия и помощь незащищенным слоям населения (по 73%).

В качестве новшеств этого года эксперты выделили рост экологических проектов. Теперь 54% компаний считает это направление своим приоритетом (это такой же процент, как и у одного из самых распространенных направлений – поддержки культуры). Появились также проекты, направленные на защиту прав граждан (6% участников) и развитие предпринимательства (4%).

В социальной работе большинства компаний одновременно присутствуют 5-8 различных тем. Эксперты не считают множество направлений хорошим признаком. «Если у компании более 10 тем, почти наверняка можно сказать, что она работает реактивно, т. е. реагирует на запросы о помощи. От этого надо уходить, определяя свои темы, которые можно будет развивать более эффективно», — сказала «Ведомостям» Галина Григорьева, менеджер по устойчивому развитию компании «Алкоа».

Но есть и позитивная тенденция: бизнес все чаще увязывает благотворительные программы с собственной стратегией. Раньше вопрос: «Почему у компании появилось то или иное социальное направление?» вызывал определенное смятение. От менеджеров «можно было услышать ответ вроде «наше руководство сочло это важным», теперь же компании могут объяснить, как благотворительные программы связаны с их бизнесом, — цитируют «Ведомости» Елену Тополеву-Солдунову, директора АСИ. Например, банки запускают программы финансовой грамотности, телекоммуникационные компании — программы адаптации пожилых людей к новым технологиям. В дальнейшем социальная деятельность компаний будет все больше диверсифицироваться, — уверена она.

Елена Тополева-Солдунова

Елена Тополева-Солдунова. Фото с сайта www.f1cd.ru

Что и как считают

Финансовые показатели сами по себе, как  и в прошлом году, не считаются определяющими для составления рэнкинга. Доля расходов на благотворительность в доходах компании составляет только 10% в итоговой оценке исследования. Самые весомые критерии – подход к благотворительной деятельности компании, включающий оценку концепции и стратегии, управление и процессы, результаты и перспективы. Вес каждого из этих параметров в общей оценке составляет 20%. По 15% оценивается информационная политика компании и общее мнение жюри о благотворительной практике и политике.

В этом году впервые в состав жюри вошли представители двух компаний, ранее участвовавших в рэнкинге: Галина Григорьева, менеджер по устойчивому развитию компании «Алкоа», и Лия Сидлина, менеджер по корпоративной социальной ответственности «БАТ Россия».

«Мы сделали ставку на несколько вещей и они сработали, — говорит Наталья Каминарская. – Во-первых, мы сделали членами жюри представителей компаний, которые раньше участвовали в проекте. Пригласили и победителя рэнкинга, и компанию из середины списка, достаточно репрезентативную – чтобы они посмотрели, как это устроено изнутри. Я считаю, что это дополнительный инструмент – создать прозрачность нашей программы. Во-вторых, в этом году у нас 46 компаний, которые раньше уже участвовали в нашем проекте. Это говорит о том, что компании признали конкурс. Для них важно в нем участвовать из года в год, для них это что-то значит. Для меня важно было услышать сегодня, что именно это для компаний значит. Я считаю, что наши усилия оправдались. Мы можем наращивать теперь механизмы вовлечения новых компаний».

Субрэнкинги →

В 2012 году газета «Ведомости» учредила специальный приз — «За наибольший прогресс». Он вручается компании, которая поднялась на наибольшее количество мест в рэнкинге по сравнению с результатами прошлого года. Победителем этого года стала компания ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

В конкурсе программ определены победители в четырех номинациях.

  • «Лучшая программа (проект), способствующая развитию местных сообществ и улучшению социального климата в регионе присутствия компании» (номинация Министерства экономического развития РФ): победитель — ОК «РУСАЛ» с программой «Территория РУСАЛа», лауреаты —  Фонд «Петропавловск» и Банковская группа ЗЕНИТ.
  • «Лучшая программа (проект), раскрывающая политику корпоративной благотворительности и принципы социальных инвестиций» (номинация Российского союза промышленников и предпринимателей): победители — ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» с программой «Инкубатор профессиональных компетенций: карьерный лифт для региональной молодежи» и ОАО «Северсталь» с программой «Некоммерческое партнерство «Агентство городского развития», лауреаты — Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд, ОАО «МЕТАЛЛОИНВЕСТ», ОАО «БИНБАНК», ООО «Крафт Фудс Рус».
  • «Лучшая программа (проект), способствующая развитию волонтерства в России» (номинация Комиссии по вопросам развития благотворительности и волонтерства ОПРФ): победитель — Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд с программой поддержки общественных инициатив сотрудников «Спешите делать добро», лауреаты – МТС и Х5 Retail Group.
  • «Лучшая программа (проект), способствующая вовлечению молодежи в социально-экономическое развитие регионов РФ» (номинация Международного форума лидеров бизнеса, IBLF): победитель — ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» с программой «Трудовые отряды СУЭК», лауреаты — ОАО АФК «Система» и En+ Group.

Победители в субрэнкинге «Финансовый сектор»: 1 место — ОАО «БАНК УРАЛСИБ», 2 место — ООО «Группа АБСОЛЮТ», 3 место — ООО «Дойче Банк». Победители в субрэнкинге «Сектор розничной торговли и производства потребительских товаров»: 1 место — ЗАО НПК Катрен, 2 место — ОАО «Компания «М.Видео», 3 место — ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Победители в субрэнкинге «Сектор промышленных товаров и услуг»: 1 место — ОАО АФК «Система», 2 место — ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО», 3 место — ОАО «Холсим (Рус)». Победители в субрэнкинге «Промышленный сектор»: 1 место — ОАО «Трубная Металлургическая Компания», 2 место — Объединенная Компания РУСАЛ, 3 место — ЗАО УК «Петропавловск».

Powered by Hackadelic Sliding Notes 1.6.5