Кто и как инвестирует в людей


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

28 ноября были подведены итоги проекта «PEOPLE INVESTOR 2012». Ассоциация Менеджеров изучает «инвестиции в людей» уже пятый год. В этом году количественное исследование не проводилось, рассматривались лишь и оценивались представленные компаниями практики в области КСО.

Еще одно новшество 2012 года — стало больше номинаций. К «Управлению человеческими ресурсами», «Выстраиванию отношений с партнерами и клиентами», «Развитию местных сообществ» добавилась «Экологическая эффективность».

Форум People Investor 2012

Форум People Investor 2012. Фото с сайта amr.ru

За пять лет существования PEOPLE INVESTOR различные компании представили 251 проект КСО. В этом году — 42. Раньше большинство из них касались управления персоналом. В этом году ситуация изменилась – существенно выросло количество проектов, посвященных развитию местных сообществ. Значит ли это, что компании начинают уделять все больше внимания решению социальных проблем – трудно сказать. Но факт остается фактом: в этой номинации заявок было подано почти столько же,  сколько и в номинации HR (14 к 15).

Сами же представители компаний, принимавшие участие в дискуссии Форума, констатировали, что в российском бизнес-сообществе еще не сформировалось единое отношение к участию бизнеса в социальной политике. Многие предприниматели по-прежнему продолжают считать КСО затратной и не слишком полезной статьей в своем бюджете, но, тем не менее, соглашаются, что это — необходимая составляющая бизнеса.

[slider title=»Победители PEOPLE INVESTOR-2012″]

Впервые в истории Форума гран-при одной из номинаций поделили сразу две компании. В номинации «Управление человеческими ресурсами», набрав одинаково высокие баллы, победили компания «Enter» (проект «Happy New Work. Адаптация 2.0») и «Волга-Днепр» (проект «Формирование здорового образа жизни сотрудников компании»).

Победителями в остальных номинациях стали:

  •  «Выстраивание отношений с партнерами и клиентами» — «Авиационная компания «Трансаэро» («Летаем без страха»);
  • «Развитие местных сообществ» — «МТС» (Бизнес-стратегия «3И: Инновации, Интернет, Интеграция»);
  • «Экологическая эффективность» — «Компания ПАДИ» («Защита и улучшение водных ресурсов усилиями дайв-центров – эко-операторов»).

Специальные номинации: 

  • «Лучший региональный проект» — «Металлоинвест» («Средства индивидуальной защиты. Корпоративные требования»);
  • «За развитие практик корпоративного добровольчества» — ЗАО «Страховая группа «Уралсиб» («Программа развития корпоративного добровольчества»);
  • «Лучший проект в сфере просвещения» — компания «Бакалинский и партнеры. Инновационные проекты» (международный литературный конкурс «Музыка Перевода»);
  • «Лучший проект по обеспечению устойчивости НКО на территории присутствия» – совместная номинация с Агентством стратегических инициатив – ООО «IBM Восточная Европа/Азия» («Celebration of Service»).
[/slider]

Как измерить эффективность

Интересно, что на форуме ократно поднимался вопрос оценки эффективности социальных проектов. В ходе дискуссии на пленарном заседании обсуждался выбор между краткосрочной эффективностью и долгосрочными перспективами. Собравшиеся признали, что этот выбор всегда встает перед собственниками, управленцами и сотрудниками компаний, и каждый делает его по-своему.

Обсуждение этой темы продолжилось на секции «Развитие местных сообществ». Понятно, что компании должны тщательно считать прибыль от инвестиций, но можно ли вообще оценивать социальные проекты с точки зрения жесткой количественной бизнес-эффективности? В таком случае все проекты, направленные на социальные изменения и требующие долгого периода времени для осуществления, по определению не попадут в список победителей.

Например, понятно, что проекты МТС напрямую направлены на бизнес-эффект: и привлечение молодых инноваторов (конкурс «Телеком идея»), и программа «Дети в Интернете» (защитные сервисы и уроки безопасности), и обучение компьютерной грамоте пенсионеров предполагают расширение целевых групп МТС. Все эти программы так или иначе связаны с теми услугами, которые предоставляет компания.

Но как оценить в этой логике проект «УРАЛСИБ» дает надежду: образование – работа — жилье»? Он направлен на то, чтобы дать высшее образование воспитанникам детских домов и затем обеспечить их достойной работой и жильем. Как померить его бизнес-эффективность? Кроме репутационного эффекта и возможности вовлечь сотрудников в волонтерство, там, определенно, действуют и иные ценности. С 2005 года в программе участвует 246 подростков, в дальнейшем планируется привлечь больше. Серьезные результаты этой работы количественно можно будет измерить только лет через 20, — посчитав, сколько детей получат высшее образование, устроят собственную жизнь, создадут семью и т.п. В этом случае можно лишь предпологать количественный эффект, скажем, представить, что было бы, если бы им не помог Уралсиб. И сколько бы стоил государству тот факт, если бы кто-то из сирот оказался среди т.н. социальных низов, а их дети – пополнили ряды детдомовцев и т.п. «К проектам социальных инвестиций нельзя подходить с теми же критериями, как к инвестиционным проектам», — подчеркнул Игорь Соболев, заместитель руководителя департамента внешних коммуникаций ФК УРАЛСИБ.

Эксперты номинации проблематизировали сами критерии оценки проектов: стоит ли жестко просчитывать именно бизнес эффективность или же рассматривать ее в более широком контексте?

«Эффективность разная, не всегда она экономическая, — считает Лариса Коновалова, член правления Фонда развития межсекторного партнерства. — Что такое социально ответственный бизнес? – Это не только прибыль, но и благородство».

Свежие идеи

Пожалуй, один проект, представленный на конкурс, действительно существенно отличался от других. Его представил малый бизнес – бюро переводов ООО «Бакалинский и партнеры. Инновационные проекты».

«Музыка Перевода»  — международный литературный конкурс – начинался как развлечение для профессиональных переводчиков, которые, получая профессию, вовсе не мечтали об исключительно технической работе. Любой человек, занимающийся словом, всегда хотел бы иметь возможность для творчества, а не просто для выполнения тех или иных технических заданий.

Суть проекта в том, что самые разные люди переводят художественные тексты с различных языков на русский, и выставляют их на открытое голосование в сети. За 4 года конкурс вырос и перестал быть просто развлечением. Он превратился в полноценный социальный проект.

Его аудитория составляет сейчас десятки тысяч человек. Уже получено более 1700 работ, к ним дано порядка 115 тысяч комментариев. Конкурс переводов собрал более 8 тыс упоминаний в соц. сетях, более 30 – в «больших» СМИ, его информационный охват достиг 15 млн человек. Он  не ограничился Россией – многие русскоязычные люди участвуют в нем из-за границы.

Каждый год издается сборник лучших переводов. Некоторые из них потом переиздаются профессиональными издательствами большим тиражом. Один из переводов с иврита, например, был издан в «бумажном варианте» в Израиле. Интересно, что участники далеко не все профессионалы. Например, одна из победителей – 8-летняя девочка из Чувашии. Переведенное ею стихотворение с чувашского набрало большое количество голосов.

Выяснилось, что конкурс дает возможность социализации людям с ограниченными возможностями – они стали его активными участниками. Среди победителей есть, например, люди с ДЦП.

Этот проект, осуществленный средствами «малого бизнеса» показывает, что существуют большие и незаполненные ниши различной творческой социальной активности, которые могут быть использованы и как возможность занятий и общения для многих людей, и даже продуктивно – для создания полноценных и значимых результатов.

Возможно, сейчас бизнесу в его программах КСО, как и НКО, необходимо искать пути взаимодействия с активностью волонтеров, которая очевидным образом значительно возросла за последние несколько лет.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий