Каждого второго отказника можно оставить в семье


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Каждого второго ребенка, оставленного в роддоме, можно сохранить в семье. К такому выводу пришли исследователи из Лаборатории социальной политики.

otkaznik

Исследование «Отказы матерей от новорожденных: причины и способы предотвращения» было проведено по заказу Благотворительного фонда профилактики социального сиротства Лабораторией социальной политики. Результаты исследования и возможности профилактической работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, обсуждали 4 июля на пресс-конференции в РИА Новости.

По официальной статистике в 2012 году 6230 женщин оставили новорожденных детей в родильных домах России. Исследователи стремились выяснить мотивы этих женщин, их социальный статус, возраст, образование, семейное положение. А также: можно ли предотвратить появление в роддомах детей-отказников.

Исследование проводили в 22 регионах РФ. Контактную базу большинства участников исследования предоставила Ассоциация организаций, работающих в сфере профилактики отказов от новорожденных.

Кто отказывается от детей?

Почти половина мам-отказниц (47%) не достигла возраста 24 лет. «Самый распространенный типаж: молодая девушка с низким образованием с неустойчивыми отношениями», — рассказал Кирилл Хромов, ведущий аналитик Лаборатории социальной политики.

Вторая группа – взрослые женщины, у которых сложились неблагополучные семейные отношения.

Удивительный факт: 30% отказов происходит, когда рождается не первый ребенок, и даже не второй, а третий, четвертый… Предыдущих детей как-то растят, а от новых – отказываются. Часто это связано с тем, что старшие дети воспитываются при поддержке родственников – бабушек, дедушек. И этот ресурс с рождением очередного ребенка оказывается уже исчерпанным.

Среди причин отказов наиболее часто (20%) называется неблагополучие семьи. Женщина не видит возможности разрешить кризисную ситуацию и всерьез думает, что в детдоме ребенку будет лучше.

Довольно распространены случаи, когда молодая мама осталась одна, и ей не к кому обратиться за помощью (17%). Часто это женщины, приехавшие в большой город на работу.

Еще одна серьезная причина, когда против появления ребенка выступает семья (16%). Либо мужчина, либо родственники заявляют: «Придешь с ребенком, выгоним из дома». И женщина не находит в себе сил, чтобы сопротивляться.

К отказу может приводить также и стресс, катастрофа (16%). Например, муж внезапно погиб, или его посадили в тюрьму. Женщина, пребывая в шоковом состоянии, не только не может представить себя матерью, но и вообще не понимает, как жить.

Отдельная история — отказы от детей с патологией (5-10%). Кирилл Хромов рассказал, что до сих пор в роддомах советуют отказываться от таких детей: «Зачем вам инвалид? Родите еще…»

Специфическая группа отказов – рождение нежеланного ребенка (8%).

Исследователи подчеркнули, что уровень дохода отнюдь не является решающим фактором при принятии решения об отказе от ребенка. Тяжелое материальное положение играет ключевую роль в 15% случаев, и в 7% — отсутствие жилья.

Чем можно помочь

«Исследование говорит, что каждого второго ребенка можно сохранить в семье, — подчеркнула Александра Марова, директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства. — Более 3000 детей в год можно сохранять в семье при минимальныхзатратах государства. Это точно не менее важно, чем различные меры поддержки приемных семей».

Если профилактическая работа ведется более-менее стабильно, успех не заставляет себя долго ждать. Более того, даже если появляются люди, которые только-только начинают работать с потенциальными отказницами в роддомах, без особого опыта и квалификации, это тоже дает результат: четверть отказов удается предотвратить.

«Если мамы чувствуют, что есть хоть кто-то, кто готов их хоть как-то поддержать, — это уже многое дает, — прокомментировал это феномен Кирилл Хромов. — Даже если это просто две пеленки и памперс».

Кто поможет

«Сироты – это следствие плохой работы с семьей, которая оказалась в сложной жизненной ситуации, — уверена Екатерина Лахова, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, председатель Союза женщин России. — Когда проблемы в семье, проблемы сразу возникают и с детьми».

Но стабильно работа ведется только в отдельных регионах. По словам Екатерины Лаховой, на федеральном уровне такого акцента на сегодняшний день нет. Дело в том, объяснила она, что в начале 2000-х забота о семье стала прерогативой субъектов федерации. И теперь в одном регионе дело обстоит достаточно хорошо, а в другом, соседнем – никак.

Многое удается там, где активно работают некоммерческие организации. «Важен индивидуальный подход, понимание потребностей и проблем каждой мамы или семьи. Именно для этого приспособлены организации, который создают сами граждане – некоммерческие организации, — считает Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации. — Им удается то, что порой не удается структурам власти. Государство должно не только не мешать им, но и создавать условия, чтобы такие организации эффективно работали и создавались во всех регионах страны».

Сейчас в Госдуме находится Закон об основах социального обслуживания населения РФ. Его второе чтение назначено на осень. Закон, в том числе, предусматривает, привлечение НКО к оказанию социальных услуг населению. Пока этот механизм не отлажен. «Закон создает базу для того, чтобы участие НКО в оказании таких услуг стало системным. Дальше важно будет внедрять эти подходы на уровне федерации», — выразила надежду Елена Тополева-Солдунова.

Не только законы

Кроме создания законодательной базы и систематизации профилактики, необходимо также привлечение к проблеме общественного внимания. «Сегодня отказ от ребенка стал нормой, — констатировала Александра Марова. — Как купить новое платье. Как нормальный выход из трудной жизненной ситуации».

В современной российской культуре существенно изменились нормы, которые было принято считать если не вечными, то достаточно устойчивыми. В военное и послевоенное время, несмотря на массовую гибель взрослых, сложнейшую материальную ситуацию и постоянный стресс, детей старались не бросать. Во многих этнических автономиях России и сейчас сирот практически нет – их немедленно забирают в семьи родственников, часто – вовсе и не близких. Но в крупных российских городах детей оставляют порой и представители тех этносов, в обычной жизни которых такое практически невозможно.

Иначе говоря, не только материальное положение и отсутствие государственной поддержки семьи являются причинами отказов от детей. Речь идет о каких-то разрушительных процессах, происходящих в стране, которые нельзя остановить запретами или законами. В помощи и поддержке нуждается не только семья, но и российское общество и его культура в целом.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий