«Мобильная» благотворительность


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Фонд «Подари жизнь» презентовал новый сервис мобильных пожертвований — короткий номер 6162. Номер открыли вместе с «Билайн»; для абонентов МТС и «Мегафон» он тоже доступен. Уникальность номера в том, что абоненты «Билайн» могут подписаться на ежемесячные пожертвования. Это первый подобный опыт для России.

Презентация единого мобильного номера пожертвований для фонда "Подари жизнь"

Фонд «Подари жизнь» презентовал новый сервис мобильных пожертвований — короткий номер 6162. Слева направо: Ольга Турищева (Билайн), Чулпан Хаматова и Дина Корзун

О том, как будет развиваться мобильный фандрайзинг в России, мы спросили у представителей операторов и благотворительных фондов.

Чем уникален мобильный сервис фонда «Подари жизнь»

Абонентам «Билайн» доступна услуга ежемесячных мобильных пожертвований — для России это первый подобный опыт. «Билайн» ведет переговоры о том, чтоб подключить к программе ежемесячных пожертвований других операторов.

Отправка SMS бесплатна для абонентов «Билайн» и «Мегафон». Для абонентов МТС — 4 р. (до конца июля 2013 г.); МТС также присылает для подтверждения платное СМС-сообщение стоимостью 10 р.

Комиссия агентов, провайдера и банка в общей сложности составляет всего 5% от платежа.

«Помогать должно быть удобно»

Главный посыл, с которым фонд «Подари жизнь» создавал короткий номер 6162, — «помогать должно быть удобно». Как рассказала на презентации сервиса соучредитель фонда Чулпан Хаматова: «С самого начала мы искали способы сократить процедуру пожертвования. Чтобы люди не стояли часами в очереди и не заполняли кучу бланков. В результате, мы поняли, что самый быстрый способ помогать — это перевод через мобильный телефон. У фонда было несколько попыток договориться с операторами. В первый раз нам предложили такие условия: 50% оператору, 50% детям. «Денег будет много, так что вы не переживайте». Мы на это не пошли, конечно. Теперь, благодаря «Билайн», максимум переведенных денег идет напрямую детям».

Сейчас 70% всех пожертвований в «Подари жизнь» приходят от частных жертвователей. Из них 81% — Сбербанк, 12% — интернет-пожертвования, 7% — платежные терминалы «Qiwi». Короткий номер, как считает Чулпан, произведет настоящую революцию и в будущем, возможно, станет главной движущей силой фандрайзинга: «После того, как мы запустили программу с «Билайн», с 27 мая по 25 июня, было собрано больше 1 миллиона рублей. При том, что еще не было никакой раскрутки сервиса».

По мнению Чулпан, номер ценен тем, что позволяет фондам не упустить «импульс сочувствия»: «Человек устроен так: он увидел сюжет по телевизору, прочитал статью — и у него срабатывает импульс — я хочу помочь! Очень важно поймать это мгновение, пока человек не забыл, пока его не отвлекли. В этом плане SMS-пожертвование — идеальный сервис».

Дина Корзун, второй соучредитель «Подари жизнь», которая уже пять лет живет в Лондоне, поделилась западным опытом мобильного фандрайзинга: «У каждого благотворительного фонда в Европе есть свой мобильный номер для пожертвований. Объявления с этими номерами висят на улицах, в метро. Это часть повседневной жизни обычного европейцы. К примеру, я перевела 3 фунта, на следующий день мне перезвонили, сказали, что получили деньги, поблагодарили и предложили прислать информационный буклет фонда. У подобных сервисов колоссальные возможности. Когда было наводнение на Гаити, «Красный крест» за 24 часа собрал через SMS 3 миллиона долларов».

Ежемесячные пожертвования: регулярно, но не автоматически

Ольга Турищева, вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию «Вымпелкома» («Билайн»), рассказала о ключевых особенностях короткого номера 6162:

Это не автоматическое списание, каждый месяц абонент подтверждает платеж. Если вдруг в каком-то месяце вы не можете сделать перевод, не страшно — через месяц вам придет напоминание и вопрос, готовы ли вы снова сделать пожертвование.

Не важно, какой у вас оператор, короткий номер 6162 у всех операторов закреплен за фондом «Подари жизнь».

Мошенники не могут подключиться к короткому номеру, он полностью защищен. Абоненту всегда приходит подтверждение, что он совершил пожертвование. Причем, если вы абонент МТС или «Мегафон», подтверждение придет от вашего оператора.

Есть возможность адресной помощи подопечным фонда «Подари жизнь». Например, по телевидению прошел сюжет о ребенке, и после этого мы из общего потока будем выделять пожертвования конкретно для него — по времени перевода.

Как развивают мобильную благотворительность МТС и «Мегафон»

Мы спросили у двух других мобильных операторов «большой тройки» — МТС и «Мегафон», какие у них есть благотворительные программы и как они видят развитие мобильного фандрайзинга в России.

Анна Смирнова, ведущий специалист департамента по связям с общественностью «МТС»:

О благотворительном USSD-запросе *700#
Мы развиваем сервис — USSD-запрос *700#. Им может бесплатно воспользоваться каждый абонент МТС (только физические лица). Пожертвования со счета абонента поступают напрямую в фонд, причем, что важно, в тот же день, когда они были отправлены. В отличие от обычной SMS- благотворительности, где пожертвования от поступают в фонд только спустя месяц.

Мы развиваем этот проект в рамках нашей программы «Подари Добро!» вместе с фондами-партнерами: «Русфонд», «Созидание», «Центр гуманитарных программ» и Фонд Константина Хабенского. НКО заключают прямой договор с одним из провайдеров, подключенных к сервису «Легкий платеж», и начинают принимать пожертвования. Сервис дает возможность обратной связи: фонды получают дополнительную информацию о пожертвовании: номер абонента, который перевел деньги, время перевода.

Пока к USSD-запросу подключился только Фонд Константина Хабенского; мы ждем, когда подключатся другие.

О демократизме
Раньше самой популярной формой благотворительности были наличные, но будущее за мобильными и интернет-платежами. Например, в Великобритании четверть населения в возрасте до 35 лет не реже чем раз в год отправляют мобильные пожертвования. Это часть процесса демократизации благотворительности и открывает невероятные перспективы для фондов: филантропом может стать каждый владелец телефона.

О мошенничестве
У нас есть собственная служба безопасности, которая тщательно проверяет каждую заявку на пожертвования. Наши партнеры из «Росно» в случае необходимости дают экспертную оценку назначенного врачом лечения и подбора медикаментов. Кроме того, фонды-партнеры всегда предоставляют нам отчеты о проделанной работе, где до копейки указано, куда пошли средства.

О регулярных пожертвованиях
Мы не стремимся создавать сервис регулярных пожертвований. Потому что люди склонны забывать о том, на что они подписались. В итоге, через 2-3 месяца абонент может воспринять списания с его лицевого счета как мошенничество и начнет обвинять оператора в незаконном списании средств. На самом деле благотворительность – это спонтанное желание, человек готов помогать здесь и сейчас, а не через какое-то время.

Петр Лидов, директор по связям с общественностью «МегаФон»:

О благотворительных сервисах
Специальных благотворительных сервисов у нас нет. Но наши абоненты могут переводить деньги благотворительным организациям через приложение «МегаФон Деньги» или на сайте www.oplata.megafon.ru. При этом комиссия — 0%.

О мошенничестве
Есть два вида мобильной благотворительности: в первом случае абонента просят отправить SMS на короткий номер, после чего у него списывается сумма с лицевого счета в пользу благотворительной организации; во втором — абонент перечисляет любую сумму средств на лицевой счет нуждающегося.

В случае использования короткого номера мы как оператор можем помочь абоненту выяснить, имеет ли отношение короткий номер к благотворительной организации, а вот во втором случае сделать это проблематично. Если кто-то объявляет благотворительный сбор и публикует номер «Мегафон», чтобы на него переводили деньги, мы не можем подтвердить или опровергнуть, что это мошенничество — до тех пор, пока нет жалоб обманутых клиентов.

Как распознают «мобильных» мошенников
Если средства аккумулируются на номере телефона, то для их вывода через мобильную коммерцию действуют стандартные лимиты, определяемые Законом «О национальной платежной системе».

Если владелец номера хочет снять со счета много денежных средств сразу и расторгает договор с выдачей оставшейся на личном счете суммы, то мы можем рассматривать такое заявление до 60 дней, чтобы убедиться, что это действительно не мошенничество и жалобы других абонентов отсутствуют.

Были прецеденты, когда владельцы номеров требовали выдать всю сумму сразу, объясняя это благотворительным сбором средств, но еще раз повторюсь: мы проверяем и имеем право выдать деньги с задержкой до 60 дней, поэтому для благотворительных сборов лучше использовать другие возможности.

Если мы сталкиваемся с мошенническими схемами, которые маскируются под благотворительность, «МегаФон» уведомляет абонентов о появлении такого мошенничества на нашем портале stopfraud.megafon.ru и в социальных сетях.

Хочу посоветовать: чтобы ваши деньги точно попали нужному адресату, уточните у оператора, действительно ли SMS на определенный короткий номер относится к благотворительной акции, а еще — сколько стоит подобное сообщение.

НКО: опыт мобильной благотворительности

Представители нескольких благотворительных фондов рассказали «Филантропу» о своем опыте мобильной и интернет-благотворительности.

Александра Кременец, куратор программы «Здоровый Ребенок» благотворительного Фонда помощи детям «Детские Домики»:



Программа «Здоровый Ребенок» существует в основном за счет частных пожертвований. Интернет-сервисы приносят нам около 20% средств, мобильные сервисы — 3%.

Благотворитель отправляет SMS на короткий номер, вводя сумму перевода. Компания, которая предоставляет этот сервис, берет комиссию в размере 5%. Сама SMS для жертвователей бесплатна.

Однажды сайт фонда взломали и заменили номера электронных кошельков и номера для SMS-благотворительности. Сейчас мы предельно внимательно относимся к безопасности сайта и проверяем всю информацию ежедневно.

Владлена Калашникова, руководитель отдела по привлечению средств службы помощи «Милосердие».

Доля пожертвований через мобильный сервис составляет всего 3-4% от общей суммы ежемесячных пожертвований. Но сейчас мы переходим на новую, более удобную, систему с единым коротким номером, не зависящим от того, услугами какого оператора пользуется абонент. Это проект с Национальным Благотворительным Фондом, который предоставляет нам услуги SMS-пожертвований бесплатно.

Сама SMS будет платной, важно также учитывать, что не все тарифы позволяют перечислять пожертвования.

Через интернет-сервисы мы получаем больше 50% помощи. Например, в рамках акции «Дари радость на Пасху» мы собрали для подопечных нашей службы помощи 1 миллион 150 тысяч рублей всего за 6 недель.

Владимир Берхин, президент фонда «Предание»:

Больше всего пожертвований приходит через прямые банковские переводы, а вот мобильные сервисы всего около 100 тысяч рублей в месяц. Мошенники нам не опасны: даже взломав, например, кошелек фонда на Яндексе или РБК, они ничего не добьются. Кошелек привязан к нашему банковскому счету, и для изменения привязки нужны бумажные документы.

Мы очень ждем появления благотворительных тарифов на мобильную связь (когда, например, 0,1% уходит фонду).

Марина Зубова, президент фонда «Гольфстрим»:

Через интернет-сервисы нам поступает примерно 20% пожертвований. Через мобильные сервисы — 10-15%.

В рамках SMS-благотворительности мы сотрудничаем с Национальным благотворительным фондом. Он выступает посредником между НКО и оператором «Союзтелеком». Подключение услуги бесплатное, фонды выбирают себе префикс — слово, которое пишут жертвователи в SMS. Операторы мобильной связи берут себе определенный процент: «Билайн» – 4,95%; «МегаФон» – 6%; «МТС» – 5%. В принципе, мы довольны, ведь раньше операторы брали порядка 50-60% себе.

11 Comments

Add yours
  1. Светлана

    отправила на 6162 100, потом выплыло что на Хит-парад, а потом пришло смс с 6996 что платеж выполнен. Куда же я деньги отправила в итоге?

  2. Сергей Пыжив

    Доброго времени суток. я Президент НКО центр развития личности г Евпатория. ведем детский тел ДОВЕРИЯ. подскажите куда обратиться чтоб подключить смс благотворительность.

  3. Людмила

    С оплатой все понятно,не понятно,помогли ли эти пожертвования детям.
    Покажите на 5 канале несколько детей,которым помогли наши пожертвования.
    Которые вылечились,благодаря помощи людей !

  4. Наталья

    Отправив пожертвование на номер 6162, получила смс с просьбой ответить на вопрос» сколько будет 37+3″ . Отправляла 40 и 37+3=40. Ответ один: Вы неправильно ответили на вопрос. Что я делаю не так?

  5. Владимир

    мтс Питер.
    Отправил смс на 6162,
    в ответ пришло: «18.хит-парад не был оплачен по притчине:() »
    деньги не списали,но хотелось помочь.
    как это называется?!

  6. Виктория

    Пыталась отправить 100 руб. для девочки с лейкемией, но деньги так и не списали, хотя написано что для абонентов Билайн — стоимость смс бесплатно. Выходит, что это обман, просто у меня оказалось недостаточно суммы для дополнительного списания за смс.

  7. Наталия

    Добрый день! Хочу перевести деньги на счет фонда «Подари жизнь» для подростка с тяжелой формой лейкемии, но при наборе номера 6162 — ответ «неправильно набран номер». Подскажите, как правильно перевести денежные знаки…

Добавить комментарий