«Законопроект о меценатстве не просто не нужен, он вреден»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В минувший политический сезон бурную реакцию в среде благотворителей вызвал законопроект «О меценатской деятельности», который Госдума приняла в первом чтении в апреле. Старший юрист Филиала Международного центра некоммерческого права в РФ Василий Романец внимательно изучил и сам документ, и пояснительную записку. Романец нашел немало противоречий. В об этом он рассказал в интервью корреспонденту «Филантропа».

Госдума приняла в первом чтении законопроект "О меценатской деятельности"

Законопроект «О меценатской деятельности»
В документе отмечается, что меценатская деятельность — вид благотворительной деятельности, направленной на развитие и поддержку культурных ценностей РФ в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения. В соответствии с проектом закона, получателями помощи от меценатов являются исключительно государственные и муниципальные учреждения культуры и образования. Авторы считают, что положение позволит избежать злоупотреблений со стороны физических и юридических лиц — меценатов в связи с осуществлением меценатской деятельности.

Василий, не так давно вы давали свою оценку законопроекту. В чем его основной недостаток?

Законопроект не просто не нужен, он вообще вреден, поскольку вносит еще больше путаницы в нашу правовую систему. Основная его проблема состоит в том, что авторы документа пытаются искусственно выделить меценатскую деятельность из благотворительной сферы. Их не беспокоит тот факт, что это взаимосвязанные вещи. В этом законопроекте есть часть предложений, которые заслуживают поддержки, но их логичнее было бы внести в закон «О благотворительной деятельности». Разработчики документа считают, что меценатство – отдельный вид благотворительности. В таком случае, другие виды благотворительности также надо выделить в специальные законы. Это приведет к еще большему нагромождению отечественного законодательства.

Насколько я понимаю, речь идет о поддержке только учреждений культуры, да и то государственных?

Абсолютно верно. Само определение, которое было дано авторами, «меценатская деятельность, как вид культурной деятельности» не отражает сути. Если получателями помощи могут быть только государственные муниципальные учреждения культуры, то как быть с частными коллекциями, НКО, работающими в сфере культуры? Примечательно, что пояснительная записка с самим законопроектом не соотносится. В ней написано, что меценатство – вид благотворительной деятельности, а в документе этого нет. С чем это связано – непонятно. Авторы ссылаются на то, что учреждения культуры сегодня лишены возможности получения благотворительной помощи. Это неправда, поскольку никаких препятствий тому нет.

Есть ли в нем какие-то «подводные камни»?

Законопроект содержит ряд коррупционных составляющих. Например, статья 8 говорит о том, что получателем меценатской поддержки может быть только государственное и муниципальное учреждение  культуры. В качестве благодарности они могут оказывать жертвователю какие-либо услуги. На мой взгляд, это предполагает широкое поле для злоупотреблений. Человек, который жертвует средства на благотворительные цели, априори не должен рассчитывать на какую-то выгоду.

Помимо этого, документ содержит дискриминационные вещи. Он, к примеру, запрещает госслужащим заниматься меценатской деятельностью. Странная норма, поскольку чиновники такие же граждане, как и все. Он же может в свободное от работы время жертвовать деньги в те или иные учреждения культуры. В то же время законопроект разрешает оказывать меценатскую поддержку вне зависимости от того, есть у человека судимость или нет. Такую норму вполне можно использовать для легализации незаконно полученных доходов.

Полагаются ли налоговые преференции меценатам?

Опять-таки, информация, содержащаяся в пояснительной записке — одна, в тексте законопроекта – другая. В пояснительной записке говорится о налоговых льготах, их размере (не превышающей 2,5 % от налогооблагаемой прибыли), в законопроекте этого нет. В итоге авторы предложили использовать льготы в качестве государственной гарантии стимулирования меценатской деятельности, что тоже неверно, поскольку льготы не имеют институционального значения и не могут выступать в качестве гарантии. Льгота это такая вещь: захотел – дал, захотел – забрал. В каждом отдельном случае органы государственной власти принимают решение о том, предоставлять меценату преференции или нет.

Документ не предусматривает оказание финансовой поддержки со стороны иностранцев. То есть такая норма полностью отсутствует. Как известно, что не запрещено, то разрешено. На мой взгляд, для привлечения меценатский средств из-за рубежа следовало бы этот момент прописать в законе, установить четкий порядок, чтобы зарубежные меценаты не путались в наших законах.

Имя мецената может быть увековечено на объектах культурного наследия, на которые он жертвует деньги. Но не указано право жертвователя на анонимную поддержку. Бывают случаи, когда меценат желает остаться неизвестным, поэтому следовало бы закрепить его право требовать от получателя меценатской поддержки неразглашения его имени.

В документе говорится о необходимости разграничения полномочий между федеральными и региональными властями, но при этом описаны только полномочия субъектов. Никаких указаний на федеральную власть там нет.

Юристы неоднократно говорили о том, что большинство норм дублируют действующее законодательство.

Так и есть. Но если парламентарии поставили перед собой цель внести понятие «меценатство» в законодательство, то они могут внести его в закон «О благотворительной деятельности» и обозначить его как «благотворительная деятельность в области культуры и образования».  Этого будет вполне достаточно.

Как и в случае с законопроектом «О волонтерстве» разработчики делают акцент на том, что нужен рамочный закон. Это принципиальный момент?

В данном случае рамочным выступает закон «О благотворительности». Это более общий документ. Не стоит ничего придумывать дополнительно, поскольку наше законодательство итак нагромождено.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий