«Вечные» деньги уходят в регионы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Стремление иметь запас прочности и стабильный источник финансирования в виде эндаумента (капитала, доходы от которого идут на благотворительную деятельность) постепенно становится характерным не только для столичных НКО. Все больше региональных некоммерческих организаций создают собственные целевые капиталы. Почти половина зарегистрированных в России эндаументов (42%) создана вне Москвы и Санкт-Петербурга.

Деньги на ладони

Эндаумент

Фонд целевого катала, или эндаумент — средства, которые собираются из разных источников, инвестируются и лишь часть полученного дохода используется для финансирования деятельности организации; дает возможность всегда иметь источник финансирования «под рукой», обеспечивает устойчивость. Подробнее об эндаументах.

Логично, что региональный аспект фондов целевых капиталов стал темой специальной дискуссионной секции в рамках ежегодной конференции XII Ежегодной конференции «Форума Доноров», состоявшейся 24 октября в отеле «Аэростар» в Москве.

Для начала участники получили своеобразный социологический портрет сферы целевых капиталов в США.

— В вузовском сообществе примерно четверть вузов имеет фонды целевого капитала, причем некоторым из них сотни лет – например, эндаументу Гарвардского университета более трех веков, — рассказал Мэтью Хэмилл, старший вице-президент Национальной ассоциации управляющих колледжей и университетов США. – Естественно, они накопили большие ресурсы. Одно из объяснений, почему именно высшие учебные заведения успешно занимаются этим вопросом – у них есть стратегия развития, и, соответственно, стратегия роста эндаументов. Другие типы американских НКО, располагающих целевыми капиталами — это больницы, церкви и музеи. Очень мало фондов целевого капитала у организаций, занимающихся социальными вопросами – они считают (и, возможно, правы), что все полученные ресурсы надо тратить немедленно.

Модератор дискуссии, руководитель аппарата ректора Европейского универститета в Санкт-Петербурге Алла Самолетова сообщила, что качественный состав российских эндаументов несколько отличается: в России 70% целевых капиталов создано в области образования, 14% — в музейной сфере, 12% — в социальной (не считая больниц, которые предпочитают тратить благотворительные средства на текущие задачи). Остальные виды НКО занимают еще 7%. Церковь практически не использует эту форму благотворительного финансирования.

Председатель совета ЦК фонда «Гражданский союз» (Пенза) Игорь Зайдман поделился версией, почему социальные организации в России готовы создавать целевые капиталы, в отличие от американских:

— Мне кажется, это определяется иной природой фандрайзинга в Америке. Там руководители НКО знают, что, потратив деньги сегодня, завтра прекрасно соберут их снова. В России средства собираются с огромным трудом, нет традиций пожертвований, нет устоявшейся благотворительной практики, поэтому, чтобы спокойно работать, нужно иметь стабильный источник ресурсов.

Начальник департамента по работе с НКО и социальными инвестициями ЗАО «Газпромбанк-Управление активами» Людмила Пантелеева представила итоги исследования, проведенного в апреле 2013 года с целью выяснить позицию региональных вузов по отношению к эндаументам.

— Были разосланы приглашения в 200 вузов, проведены встречи с представителями 130. Мы не ставили себе задачу сделать полноценное исследование, стремились получить некое представление, — рассказала Людмила Пантелеева. — Картина не слишком оптимистичная. Вузы, которые уже зарегистрировали эндаументы, не понимают, что с ними делать дальше. Непонятно, откуда планируют брать деньги, информированность о том, что это вообще такое, как это позиционировать вовне и даже внутри организации, достаточно низкая. Кроме того, мы заметили пагубную тенденцию: фонды целевого капитала порой регистрируются по рекомендации органов власти. Так что неудивительно, если часть из них будет существовать, что называется, «для галочки».

Людмила Пантелеева перечислила наиболее популярные ответы, полученные в результате с ректорами или проректорами по экономической деятельности вузов. Только в трех университетах экспертам подтвердили, что «прорабатывают вопрос с целевым капиталом, но не очень активно». Из других ответов: «Нет инвесторов», «Не верим, что кто-то может внести деньги в такие фонды, «Нет необходимости переходить на внебюджетное финансирование». Самым популярным был вариант: «Если вы дадите деньги, мы готовы создать такой фонд».

Тем не менее, процесс развития этой благотворительной финансовой модели идет. Ирина Сэм, представлявшая Южный федеральный университет, рассказала историю успеха – в эндаументе ЮФУ уже более 11 млн рублей, и он продолжает активно расти.

— Выпускники начинают помогать, когда сами становятся на ноги. Они стараются отблагодарить университет за полученное образование — надежную основу своей жизни. Мы проводили день выпускника, и взносы покрыли большую часть затрат на организацию праздника. Выпускники, студенты и преподаватели участвуют в публичном сборе средств. В том числе, в 2011 году благодаря взносам преподавателей и студентов фонд пополнился на 1млн 200 тысяч рублей. Треть эндаумента – за счет выпускников.

Ирина Сэм подчеркнула важность программы «Целевые капиталы: стратегия роста», которую проводит Благотворительный фонд Владимира Потанина совместно с Форумом Доноров и Российской экономической школой. «Благодаря этой программе мы получили очень интересные знания, это очень полезное и важное дело, ведь без профессионального роста сотрудников невозможно развивать эндаументы» , — подчеркнула Ирина Сэм.

Если вузовское сообщество дает примеры успешных эндаументов, то в музейной сфере все обстоит сложнее.

— У музея нет выпускников — основного источника пополнения эндаументов вузов, — рассказала Светлана Добросолец, директор Фонда целевого капитала ГМЗ «Петергоф». — К тому же, не стоит забывать, что музейные работники, по большей части — люди третьего возраста, которым сложно понять значимость проекта.

Тем не менее, сотрудники «Петергофа» не оставляют усилий. Например, как рассказала Светлана Добросолец, недавно музей получил разрешение провести всероссийскую лотерею для сбора средств в эндаумент. Это может стать первым в стране примером массового фандрайзинга такого масштаба, направленного на пополнение фонда целевого капитала музея.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий