Корпоративная благотворительность вышла из кризиса в кризис


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

20 февраля в Москве представили «Доклад о корпоративной благотворительности». Он основан на данных, которые в 2011-2014 годах предоставляли 59 компаний — участниц проекта «Лидеры корпоративной благотворительности».  Этот богатый материал позволил исследователям из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного университета (ВШМ СПбГУ) проанализировать текущее состояние и тенденции развития корпоративной благотворительности в России.

Фото: telegraph.co.uk

Фото: telegraph.co.uk

Понятно, что результаты исследования показывают ситуацию в компаниях, которые не просто активно занимаются благотворительностью, но и открыто рассказывают о своей работе. То есть это картина не всего бизнеса, работающего на территории России, а той его части, которая сама декларирует и описывает свои проекты. Примечательно, что 60% из этих компаний с иностранным участием, но есть и 40% исключительно российских.

Сходства и различия

У 59 лидеров корпоративной благотворительности обнаружилось довольно много общего.

Первое сходство касается принципов формирования бюджетов: у 90% компаний благотворительный бюджет — фиксированная сумма на год. Размер бюджетов существенно варьирует: от 2 млн руб. до 2 млрд руб. в год. Наиболее крупные бюджеты у градообразующих предприятий.

У большинства компаний есть формализованные стратегии и собственные благотворительные проекты и программы.

Как правило, лишь небольшие компании четко увязывают благотворительность с прибылью, — крупные же, ведущие долгосрочные программы, требующие планирования, просто не могут себе этого позволить.

Среди направлений помощи лидируют: образование и просвещение, социальная работа и социальная защита, помощь местным сообществам и их развитие, экология и защита окружающей среды.

направления корпоративной благотворительности

 

«Направления и формы работы стабильны и предсказуемы и совпадают с мировыми трендами» — сказал Юрий Благов, директор Центра КСО им. ПрайсвотерхаусКуперс, ВШМ СПбГУ.

Отраслевое распределение помощи все же имеет некоторую специфику. 100% добывающих компаний, например, занимается поддержкой местных сообществ, для добывающих и производственных компаний актуальна забота об экологии, а наука больше интересует финансовый сектор и производство. При этом абсолютно все участники исследования занимаются образованием, просвещением и социальной защитой.

выбор направлений корпоративной благотворительности

Организационные формы деятельности несколько изменяются со временем, но при растущем проценте сотрудничества с НКО и создания партнерских программ, для большинства компаний по-прежнему актуальной, хоть и в небольшом денежном выражении, остается работа по запросам.

Основноые формы организации корпоративной благотворительности

 

Интересна динамика понимания целей и задач благотворительности: создание социальной ценности в 2014 году упоминали более 88% компаний, в то время как в 2012 году таких было порядка 55%.

изменение направленности целей и задач корпоративной благотворительности

Последнее, что хотелось бы отметить – это понимание (или декларирование?) компаниями своих стейкхолдеров. Вслед за сотрудниками и акционерами упоминаются местные сообщества и НКО, и только после – представители власти, а уж СМИ и вообще на последнем месте. То есть GR, исходя из данных этой таблицы, явно уступает HR, а PR вообще компании мало волнует… Возможно, лидеры корпоративной благотворительности действительно сильно отличаются от основной массы бизнеса, работающего в регионах. Или же они хорошо научились заполнять заявки на ренкинг.

заинтересованные стороны корпоративной благотворительности

Из кризиса в кризис

Основной вывод, который можно сделать из исследования: к 2014 году компании смогли преодолеть кризис 2008-2009 годов. Давать прогнозы того, что покажет «ренкинг-2015», пока никто не берется.

«Большинство компаний реагируют на кризис, — констатировала Анастасия Петрова-Савченко, исследователь Центра корпоративной социальной ответственности ПрайсвотерхаусКуперс ВШМ СПбГУ. – Благотворительные бюджеты в 2008-2009 годах сократились в 2 раза. В течение пяти лет они восстановились до докризисного уровня. Четко прослеживается, что как только есть улучшения, компании возвращают объемы благотворительности».

Динамику текущей ситуации взялся отслеживать Форум Доноров. Проект «Барометр кризиса» осуществляет ежемесячные замеры. Пока о своей ситуации регулярно рассказывают представители 32 компаний.

Результаты январского опроса показали большую отрицательную динамику в отношении финансирования благотворительных программ. Лишь немногим более половины респондентов ответили, что благотворительный бюджет остался на уровне 2014 года. Только четыре компании увеличили благотворительные бюджеты, восемь — констатировали сокращение бюджетов, при этом пять из них также отметили уменьшение количества проектов и программ по сравнению с 2014-м годом.

«Основная масса компаний пытаются сохранить благотворительные бюджеты, — рассказала Александра Болдырева, руководитель программ Форума Доноров. – Налицо изменения традиции планирования: некоторые компании не утвердили бюджеты до Нового года и до сих пор не приняли решения. Большинство утвержденных бюджетов – в рублях, что в любом случае составит потерю для благополучателей… При этом компании стараются сохранить и штат благотворительных сотрудников».

График 1. Запланированный благотворительный бюджет компании в 2015 году

Запланированный благотворительный бюджет компании в 2015 году

Вообще же стратегия бизнеса в отношении персонала пока, в основном, выжидательная. Об этом свидетельствует еще один опрос, который провел 20-27 января HeadHunter (719 представителей российских и иностранных компаний отраслей, зарегистрированных в «Банке данных заработных плат HeadHunter»). По данным этого опроса компании, планирующие сокращать и сохранять численность сотрудников разделились поровну (по 20%); при этом 26% компаний планирует увеличивать численность персонала. Большая часть рынка не планирует менять оклады в целом по компании (45%), увеличение окладов произойдет в 13% компаний в основном до 10%, уменьшение – в 5% компаний в основном на 10-15%.

изменение численности персонала

изменение окладов

 

 

Как будет развиваться ситуация дальше покажет время. О необходимости мониторинга кризиса в связи с благотворительными проектами бизнеса говорила Ольга Башкирова, генеральный директор Благотворительного фонда «Ренова»: «Важны количественные показатели. Мы должны понимать, сколько и какие НКО потеряют, какие социальные проблемы могут стать более злободневными на территориях присутствия».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий