Исследование банков: благотворительные траты растут, но при этом снижаются


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Фонд CAF провел очередное исследование благотворительных трат крупнейших российских банков. Среди количественных показателей есть необычные цифры. Например, Росбанк потратил на благотворительность 3922,4% от прибыли, ВТБ выделил невероятную сумму в 17 миллиардов рублей, а 19 банков жертвуют на благие дела, не имея прибыли. При этом в реальности траты ведущих банков на благотворительность сокращаются. Как объяснить все эти цифры — в материале Лидии Тихонович.

банк

Это — уже третье исследование CAF, посвящённое благотворительной деятельности крупнейших российских банков. Первый обзор фонд опубликовал в 2012 году. Тогда исследовались объемы благотворительности ведущих банков России, тенденции их благотворительной деятельности, особенности благотворительной политики, форматы программ, подходы к выбору партнеров и оценке эффективности благотворительности, а также и отношение к репутационному эффекту и возможностям мобилизации персонала (PR, GR и HR эффекты) и т.п.

В 2015 году была проведена только количественная часть исследования с акцентом на анализе динамики объемов банковской благотворительности.

В исследовании 2016 года, как и в предыдущем году, отслеживается динамика благотворительности банков: проанализирована финансовая отчетность 50 банков за 2015 год в сопоставлении с цифрами 2014 и 2011 годов. Объемы трат на благотворительность рассматривались по данным Центробанка.

Скачать исследование.

Основной вывод исследования: анализ расходов банков на благотворительность, основанный на динамике показателей за 2 года, свидетельствует о снижении их реального уровня, несмотря на зафиксированный рост благотворительных трат в отчетности банков за 2015 год.

Трат больше, прибыль меньше?

В 2015 году 50 банков, входящих в рейтинговый список лучших, все вместе потратили на благотворительность 27 338 865 000 рублей. Это более чем в два раза превышает сумму 2014 года (12 118 492 000 рублей) и более чем в четыре раза — сумму 2011 года (6 801 009 000 рублей). По данным той же отчетности, суммарная прибыль банков уменьшилась: в 2015 году она составила 487 205 308 000 рублей, в то время как в 2014 году она была 578 949 170 000 рублей, а в 2011 году – 581 155 317 000 рублей. Соответственно, процент благотворительных трат по отношению к прибыли вырос более чем в два раза и в среднем составил 5,61% (2,09% в 2014 году и 1,17% в 2011 году). Разброс по этому показателю стал еще больше, чем в 2014 году: от 0 до 3922,4%.

Лидеры по объемам пожертвований

В лидерской десятке по абсолютным величинам благотворительных трат лидируют «миллиардеры» (суммы больше 1 миллиарда рублей), один «полумиллиардер» (сумма порядка 0,5 миллиарда рублей и больше) и пять «стомиллионников» (сумма более 100 миллионов рублей).

1Банк Пересвет не участвовал в исследовании 2015 г., т. к. на тот момент не входил в рейтинг 50 лидеров по версии портала banki.ru.

1Банк Пересвет не участвовал в исследовании 2015 г., т. к. на тот момент не входил в рейтинг 50 лидеров по версии портала banki.ru.

По данным Центробанка, в 2015 году рекордную сумму на благотворительность потратил банк ВТБ — 17 283 454 тысячи рублей. За все три года исследования такого порядка трат не было ни у одного банка, и мы обратились за комментариями в ВТБ.

Как выяснилось, в отчетность ЦБ попали благотворительные траты всей Группы ВТБ, причем за 2014 год. Пресс-служба банка дала следующий комментарий: «Отраженная в отчетности по РСБУ сумма на благотворительность за 2015 год включает все расходы Группы ВТБ за 2014 году. Эта сумма технически учитывается в российской отчетности еще с I квартала 2015 года — именно тогда произошло фактическое списание средств. По МСФО эти расходы были отражены в 2014 году, поскольку именно тогда возникли договорные обязательства по благотворительным проектам. По итогам 9 месяцев 2015 года расходы на благотворительность Группы ВТБ по МСФО составили 2,7 миллиарда рублей». Сколько было потрачено на благотворительность в 2015 году именно банком ВТБ, в пресс-службе сообщить отказались.

Таким образом, если принять во внимание техническое списание в группе ВТБ, картина роста благотворительных расходов банков в 2015 году будет совсем иной.

Если проанализировать динамику трат на благотворительность у 42 банков, принимающих участие в исследовании 2 года подряд, не учитывая расходы Группы ВТБ, динамика благотворительных расходов будет отрицательной: по суммарным показателям их стало меньше, чем в прошлом году. Прибыль же сократилась у 27 из 42 банков.

Лидеры по процентам от прибыли

По показателю процентного отношения благотворительных затрат к прибыли лидерская десятка выглядит несколько иначе

tabl2

Абсолютный лидер — Росбанк, потративший на благотворительность 3922,4 % от прибыли. У банка в 2015 году произошли значительное снижение прибыли и рост благотворительных трат. Однако, как пояснили в банке, порядок этого роста не настолько велик: «Существенно увеличившиеся расходы на благотворительность, которые были отражены в статье 20150312, связаны с технической корректировкой. Порядка 100 миллионов рублей, отраженные в этой статье расходов, представляют собой суммы, связанные с внутригрупповыми операциями, которые нивелируются доходами в том же размере, представленными в другой статье, — в результате нет влияния на результат банка. Такое отражение вызвано требованиями текущего плана счетов».

Вот как объяснили ситуацию в ВТБ24, потратившим на благотворительность 61,46% от прибыли: «Расходы на благотворительность в 2015 году практически не изменились. При этом следует отметить, что в этой статье отражаются не только благотворительная и спонсорская помощь внешним организациям, но и поддержка сотрудников банка (материальная помощь при рождении ребенка, помощь при утрате близкого человека, помощь на лечение, компенсации в случае ЧС и т. д.). Привязка расходов на благотворительность к прибыли банка по РСБУ некорректна. При составлении бизнес-плана на год ВТБ24 ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности. Финансовый результат банка за 2015 год по МСФО был существенно выше, чем по РСБУ».

Комментарии и прогнозы

В 2015 году прибыль сократилась у 25 из 45 банков, принимающих участие в исследовании два года подряд. Развивающийся экономический кризис привел к тому, что 20 банков завершили 2015 год с убытками (в 2014 году – 7 банков). Но 19 из них, тем не менее, сохраняли расходы на благотворительность. О том, как это возможно, рассказал Роман Кенигсберг, руководитель практики, консультант ФБК Grant Thornton: «То, что у банков есть расходы на благотворительность при отсутствии прибыли, может быть объяснимо наличием у них комплексных продуктов, предусматривающих отчисления в зависимости от оборота. Например, в 2014 году рост показателя благотворительности был связан в основном с оборотом по карточным продуктам. Кроме того, на благотворительность могут относиться расходы, связанные с имиджем банка, содержание спортивных команд или социальной инфраструктуры. Данные расходы могут отражаться как расходы на благотворительность в связи с заключением договора о пожертвовании. Я думаю, у каждой организации, показавшей благотворительные расходы при отсутствии прибыли, может быть своя причина. Относительный рост расходов может быть связан, например, с эффектом низкой базы: возможно, за предыдущий период расходы были слишком низкие».

Еще один комментарий мы получили от банковского эксперта, пожелавшего остаться анонимным: «Благотворительность, которая существует в РФ, в особенности у банков, специфическая. Если вы хотите войти в тот или иной регион, добиться того или иного проекта на данной муниципальной территории, вы должны сделать такой-то благотворительный взнос. Это красиво называется корпоративной социальной ответственностью, хотя к реальной КСО, которую мы знаем по Западу, никакого отношения не имеет, это часть GR. Это единственная причина, почему благотворительность не уменьшается в объемах, несмотря на отсутствие прибыли».

Приходится констатировать, что с каждым годом данные отчетности ЦБ требуют все более детальной интерпретации. В 2011 году только у трёх банков процент от прибыли составлял порядка 20% и более: Уралсиба (26,94%), Ханты-Мансийского банка Открытие (23,58%) и Московского индустриального банка (18,49%), и эксперты комментировали эти показатели как очень высокие. В 2014 году появилась цифра в 361,79% у Банка Москвы, а кроме того — семь банков, имеющих благотворительные траты без прибыли. В 2015 году результаты стали еще более необычными: 3922,4 % от прибыли у Росбанка, 17 миллиардов рублей на благотворительность у ВТБ, 19 банков, осуществляющих благотворительные траты без прибыли.

Реалистично ожидать, что в недалеком будущем объемы средств, выделяемых на благотворительность, будут заметно снижаться, поскольку деньги, указанные в отчетах, преимущественно выделялись из прибыли прошлых лет, а теперь этих резервов станет меньше.

1 comment

Add yours
  1. Владимир

    Ссылка на само исследование не работает.

    Не ясно, для чего указывать эти 3922,4%, если это фактически неверное количество, как и 61,46%? Какой смысл во всём исследовании тогда, если оно не отражает действительной картины?

Добавить комментарий