Исследование банков: благотворительные траты растут, но при этом снижаются
Фонд CAF провел очередное исследование благотворительных трат крупнейших российских банков. Среди количественных показателей есть необычные цифры. Например, Росбанк потратил на благотворительность 3922,4% от прибыли, ВТБ выделил невероятную сумму в 17 миллиардов рублей, а 19 банков жертвуют на благие дела, не имея прибыли. При этом в реальности траты ведущих банков на благотворительность сокращаются. Как объяснить все эти цифры — в материале Лидии Тихонович.
Это — уже третье исследование CAF, посвящённое благотворительной деятельности крупнейших российских банков. Первый обзор фонд опубликовал в 2012 году. Тогда исследовались объемы благотворительности ведущих банков России, тенденции их благотворительной деятельности, особенности благотворительной политики, форматы программ, подходы к выбору партнеров и оценке эффективности благотворительности, а также и отношение к репутационному эффекту и возможностям мобилизации персонала (PR, GR и HR эффекты) и т.п.
В 2015 году была проведена только количественная часть исследования с акцентом на анализе динамики объемов банковской благотворительности.
В исследовании 2016 года, как и в предыдущем году, отслеживается динамика благотворительности банков: проанализирована финансовая отчетность 50 банков за 2015 год в сопоставлении с цифрами 2014 и 2011 годов. Объемы трат на благотворительность рассматривались по данным Центробанка.
Основной вывод исследования: анализ расходов банков на благотворительность, основанный на динамике показателей за 2 года, свидетельствует о снижении их реального уровня, несмотря на зафиксированный рост благотворительных трат в отчетности банков за 2015 год.
Трат больше, прибыль меньше?
В 2015 году 50 банков, входящих в рейтинговый список лучших, все вместе потратили на благотворительность 27 338 865 000 рублей. Это более чем в два раза превышает сумму 2014 года (12 118 492 000 рублей) и более чем в четыре раза — сумму 2011 года (6 801 009 000 рублей). По данным той же отчетности, суммарная прибыль банков уменьшилась: в 2015 году она составила 487 205 308 000 рублей, в то время как в 2014 году она была 578 949 170 000 рублей, а в 2011 году – 581 155 317 000 рублей. Соответственно, процент благотворительных трат по отношению к прибыли вырос более чем в два раза и в среднем составил 5,61% (2,09% в 2014 году и 1,17% в 2011 году). Разброс по этому показателю стал еще больше, чем в 2014 году: от 0 до 3922,4%.
Лидеры по объемам пожертвований
В лидерской десятке по абсолютным величинам благотворительных трат лидируют «миллиардеры» (суммы больше 1 миллиарда рублей), один «полумиллиардер» (сумма порядка 0,5 миллиарда рублей и больше) и пять «стомиллионников» (сумма более 100 миллионов рублей).
По данным Центробанка, в 2015 году рекордную сумму на благотворительность потратил банк ВТБ — 17 283 454 тысячи рублей. За все три года исследования такого порядка трат не было ни у одного банка, и мы обратились за комментариями в ВТБ.
Как выяснилось, в отчетность ЦБ попали благотворительные траты всей Группы ВТБ, причем за 2014 год. Пресс-служба банка дала следующий комментарий: «Отраженная в отчетности по РСБУ сумма на благотворительность за 2015 год включает все расходы Группы ВТБ за 2014 году. Эта сумма технически учитывается в российской отчетности еще с I квартала 2015 года — именно тогда произошло фактическое списание средств. По МСФО эти расходы были отражены в 2014 году, поскольку именно тогда возникли договорные обязательства по благотворительным проектам. По итогам 9 месяцев 2015 года расходы на благотворительность Группы ВТБ по МСФО составили 2,7 миллиарда рублей». Сколько было потрачено на благотворительность в 2015 году именно банком ВТБ, в пресс-службе сообщить отказались.
Таким образом, если принять во внимание техническое списание в группе ВТБ, картина роста благотворительных расходов банков в 2015 году будет совсем иной.
Если проанализировать динамику трат на благотворительность у 42 банков, принимающих участие в исследовании 2 года подряд, не учитывая расходы Группы ВТБ, динамика благотворительных расходов будет отрицательной: по суммарным показателям их стало меньше, чем в прошлом году. Прибыль же сократилась у 27 из 42 банков.
Лидеры по процентам от прибыли
По показателю процентного отношения благотворительных затрат к прибыли лидерская десятка выглядит несколько иначе
Абсолютный лидер — Росбанк, потративший на благотворительность 3922,4 % от прибыли. У банка в 2015 году произошли значительное снижение прибыли и рост благотворительных трат. Однако, как пояснили в банке, порядок этого роста не настолько велик: «Существенно увеличившиеся расходы на благотворительность, которые были отражены в статье 20150312, связаны с технической корректировкой. Порядка 100 миллионов рублей, отраженные в этой статье расходов, представляют собой суммы, связанные с внутригрупповыми операциями, которые нивелируются доходами в том же размере, представленными в другой статье, — в результате нет влияния на результат банка. Такое отражение вызвано требованиями текущего плана счетов».
Вот как объяснили ситуацию в ВТБ24, потратившим на благотворительность 61,46% от прибыли: «Расходы на благотворительность в 2015 году практически не изменились. При этом следует отметить, что в этой статье отражаются не только благотворительная и спонсорская помощь внешним организациям, но и поддержка сотрудников банка (материальная помощь при рождении ребенка, помощь при утрате близкого человека, помощь на лечение, компенсации в случае ЧС и т. д.). Привязка расходов на благотворительность к прибыли банка по РСБУ некорректна. При составлении бизнес-плана на год ВТБ24 ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности. Финансовый результат банка за 2015 год по МСФО был существенно выше, чем по РСБУ».
Комментарии и прогнозы
В 2015 году прибыль сократилась у 25 из 45 банков, принимающих участие в исследовании два года подряд. Развивающийся экономический кризис привел к тому, что 20 банков завершили 2015 год с убытками (в 2014 году – 7 банков). Но 19 из них, тем не менее, сохраняли расходы на благотворительность. О том, как это возможно, рассказал Роман Кенигсберг, руководитель практики, консультант ФБК Grant Thornton: «То, что у банков есть расходы на благотворительность при отсутствии прибыли, может быть объяснимо наличием у них комплексных продуктов, предусматривающих отчисления в зависимости от оборота. Например, в 2014 году рост показателя благотворительности был связан в основном с оборотом по карточным продуктам. Кроме того, на благотворительность могут относиться расходы, связанные с имиджем банка, содержание спортивных команд или социальной инфраструктуры. Данные расходы могут отражаться как расходы на благотворительность в связи с заключением договора о пожертвовании. Я думаю, у каждой организации, показавшей благотворительные расходы при отсутствии прибыли, может быть своя причина. Относительный рост расходов может быть связан, например, с эффектом низкой базы: возможно, за предыдущий период расходы были слишком низкие».
Еще один комментарий мы получили от банковского эксперта, пожелавшего остаться анонимным: «Благотворительность, которая существует в РФ, в особенности у банков, специфическая. Если вы хотите войти в тот или иной регион, добиться того или иного проекта на данной муниципальной территории, вы должны сделать такой-то благотворительный взнос. Это красиво называется корпоративной социальной ответственностью, хотя к реальной КСО, которую мы знаем по Западу, никакого отношения не имеет, это часть GR. Это единственная причина, почему благотворительность не уменьшается в объемах, несмотря на отсутствие прибыли».
Приходится констатировать, что с каждым годом данные отчетности ЦБ требуют все более детальной интерпретации. В 2011 году только у трёх банков процент от прибыли составлял порядка 20% и более: Уралсиба (26,94%), Ханты-Мансийского банка Открытие (23,58%) и Московского индустриального банка (18,49%), и эксперты комментировали эти показатели как очень высокие. В 2014 году появилась цифра в 361,79% у Банка Москвы, а кроме того — семь банков, имеющих благотворительные траты без прибыли. В 2015 году результаты стали еще более необычными: 3922,4 % от прибыли у Росбанка, 17 миллиардов рублей на благотворительность у ВТБ, 19 банков, осуществляющих благотворительные траты без прибыли.
Реалистично ожидать, что в недалеком будущем объемы средств, выделяемых на благотворительность, будут заметно снижаться, поскольку деньги, указанные в отчетах, преимущественно выделялись из прибыли прошлых лет, а теперь этих резервов станет меньше.
Ссылка на само исследование не работает.
Не ясно, для чего указывать эти 3922,4%, если это фактически неверное количество, как и 61,46%? Какой смысл во всём исследовании тогда, если оно не отражает действительной картины?