Как получить грант: советы фондов «Перспектива» и «Покров»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Фонд поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» и благотворительный фонд поддержки семьи и детства «Покров» начали третью волну грантового конкурса. Срок подачи заявок – до 25 августа. Пока НКО готовят заявки, эксперты из фондов-грантооператоров — Александр Свинин, директор фонда поддержки гражданской активности «Перспектива», и Анна Кузнецова, исполнительный директор благотворительного фонда «Покров», рассказали «Филантропу», как правильно оформлять документы и у какого проекта больше шансов получить грант.

На этапе старта проекта особенно трудно получить грант, замечают эксперты. «Чаще побеждают те фонды, которые уже собаку съели на написании заявок, — говорит Анна Кузнецова. — Идет серьезная конкуренция. Мы выбираем лучших из лучших. Очень много отбраковки заявок по содержательной части, а не просто по внешним признакам».

«Грантовой культуры как таковой у нас нет, — считает руководитель фонда «Перспектива. — Часто заявители просто не читают конкурсную документацию. А ведь изучив ее, они могли бы избежать многих ошибок. Допустим, написано, что мы не можем давать гранты на капитальное строительство. Но все равно приходят заявки на такое строительство».

На сайте Общественной палаты есть видео мастер-классов по тому, как правильно создавать заявки на президентский грант. Здесь же собрана информация по всем победителям прошлых лет.

Директор фонда «Покров» убеждена, что писать гранты очень важно, даже если НКО их в итоге не получает: «Это помогает осмысливать проекты, выстроить свою работу, понять, что ты делаешь не так».

Сейчас, отмечают эксперты, важно не просто написать хороший проект, но и встроить его в современный контекст.

Важных моментов, которые могут повлиять на то, дадут фонду грант или нет, очень много. Вот некоторые из них.

 

Учиться готовить заявки 

Кто в фонде должен заниматься написанием грантов? Чаще всего, отмечает Анна Кузнецова, этим занимается руководитель НКО. «Но у нас, например, так не получалось. Я была идейным вдохновителем, но мне не хватало «математического мышления» в построении самого проекта, мне помогала помощница, с которой я работаю. Она занимается проектами. С каждым разом у нее опыта больше. Я сейчас даже не мешаю, чтобы не нарушать логику проекта. Мы уже знаем, как лучше сформулировать смету, календарный план, чтобы потом легче строить отчет. Если мы пишем президентский грант, то нельзя пренебрегать всеми этими правилами. Иногда думают: «Мы хотим мир спасти, мы помогаем детям-сиротам, а вы придрались к каким-то мелочам». Это неверный посыл».

Александр Свинин считает, что в идеале заявку должен писать руководитель проекта, который потом и будет реализовывать этот проект. Но проблема в том, что в региональных фондах — в той же «Перспективе» заявок от таких НКО 87% – проблема с кадрами. В штате может работать всего 3-5 человек, и часто там даже нет ставки фандрайзера. «Поэтому руководителю проекта, программы фонда приходится учиться быть и фандрайзером, и специалистом по подготовке заявок на гранты», — замечает Александр. Но все же подчеркивает, что с каждым годом компетенции региональных НКО становятся все выше.

А директор фонда «Покров» убеждена, что писать гранты очень важно, даже если НКО их в итоге не получает: «Это помогает осмысливать проекты, выстроить свою работу, понять, что ты делаешь не так».

Изучать региональные проекты

«Мы рекомендуем обратить внимание на проекты, которые функционируют в соседних городах, селах. Не надо писать одни и те же проекты от одного региона. Надо не становиться конкурентами, а распределяться», — советует Анна Кузнецова.

Не повторять других

По словам Кузнецовой, фонд «Покров», немного опередил развитие грантовой политики, создав в России в 2015 году Ассоциацию организаций по защите семьи. Это профессиональное сообщество юридических лиц, которые в России занимаются защитой семьи в разных формах. «Теперь внутри Ассоциации мы понимаем, что нельзя писать одинаковые гранты: мы тем самым будем вредить друг другу.  По защите материнства проектов море, все они служат одной и той же задаче. Что же делать в такой ситуации? Значит, мы стараемся выбирать разных грантооператоров, обозначат разные темы. По-другому подавать проекты. Кто-то пишет на молодежную тематику, кто-то о своем приюте молодых мам, и так далее. Мы стараемся не пересекаться. Выстраивание таких горизонтальных коммуникаций очень важно».

Не подавать одни и те же заявки

«Например, прошли какие-то темы в прошлом грантовом потоке, а в этом мы снова видим заявки на те же темы. Они не пройдут. Невозможно одному региону дать гранты на одно и то же. Имеет большое значение согласованность», — советует Анна Кузнецова

Готовить публикации в СМИ

«Упоминания в СМИ — это дополнительная полезная информация для грантооператора. Когда перед тобой две одинаковые качественные заявки, то такие дополнительные опции будут полезны и нами рассмотрены», — говорит Кузнецова.

Думать о результате

Александр Свинин замечает, что нововведением 2016 года стал такой критерий, как оценка социального эффекта проекта. «Заявитель должен указать, какие конкретные результаты ожидаются для региона – в нашем случае, для села или малого города, как проект повлияет на качество жизни в этом месте. Затем уже эксперты оценивают важность и востребованность этого проекта». Если на какой-то территории есть запрос по развитию медицины, а проект связан с культурой и искусством – он получит меньше баллов. И наоборот: один из победителей грантового конкурса «Перспективы» — проект «Один день из жизни средневекового города» о древнем городе Укек на территории Саратовской области. Это один из центров притяжения туристов, это история края, которая поможет развитию всей территории. Поэтому он получил высокую оценку.

Использовать готовые методики

Также важно использовать уже готовые наработки НКО. Правда, в этом случае, как замечает Анна Кузнецова, есть другая проблема: методик, инструментов и исследований много, но очень трудно какой-то организации, тем более из села, правильно эти методики переварить, использовать. «Нет адаптационного механизма, который бы помогал НКО применять эти инструменты на практике. Очень важна доступность методической базы для НКО».

Планировать будущее проекта после гранта

НКО важно понимать, как выстроить бюджет в будущем. Ведь когда грант будет использован, и организация отчитается по нему, она должна  продолжать вести этот проект, а не бросать его. Значит, нужно рассчитать свои дальнейшие силы.

В заявке должна быть правильно составлена смета. «Если за год фонд потратил сто тысяч рублей, то ты не получить грант на 5 миллионов, потому что просто еще нет опыта работы с такими суммами. И важно помнить, что грант дается на проект. Нельзя на  выделенные средства построить здание, купить машину, — замечает Анна Кузнецова. — Бывают непроходимые заявки именно при раздутости сметы. В желании получить больше можно не  получить ничего».  «Чтобы правильно подавать проекты и выигрывать, заявители должны помнить, что грант – это не средство постоянного финансирования текущей деятельности организации, — подчеркивает Александр Свинин. — Это средства на реализацию одного конкретного проекта. А часто бывают заявки, связанные с текущими расходами, зарплатами сотрудников и так далее. Проект – это что-то ограниченное во времени и имеющее конкретный результат».

Бывает несоответствие календарного плана заявленной теме. Раздутые зарплаты, траты на печатную продукцию, — это «ляпы», которых в заявке быть не должно.

Развивать успешные проекты

Грантовая комиссия всегда смотрит, в какое области работает организация. «Например, если основной темой НКО были дети-сироты, а вдруг пишется заявка о помощи солдатам, или, скажем, патриотизме,  — даже если это есть в программной работе фонда, в его уставе, это вызывает вопросы, — говорит Анна Кузнецова. — Организация не имеет в этом опыта, и вдруг хочет развивать новую для себя тему. Но о каком тиражировании методики будет идти речь, если организация в этом не эксперт? Об этом тоже надо думать». Бывает и несоответствие уставным целям: организация пишет грантовый проект, а в уставе у нее такой деятельности нет.

Искать другие источники финансирования

Для грантооператоров важен и такой критерий, как масштабируемость проекта, его стабильность после окончания грантовых средств: проект должен доказать свою жизнеспособность в дальнейшем. Но это не всегда легко. В малых городах, сельской местности проектам сложно надеяться на софинансирование. Поэтому фонд «Перспектива», например, решил в этом году помогать победителям и привлекать бизнес и частные пожертвования. Фонд заключил договор с Boomstarter, чтобы на этой площадке привлекать народное финансирование для лучших проектов. «У нас уже есть понимание, какие проекты могут собрать средства и на что, — говорит Александр Свинин. — К примеру, проект из Карелии «Ручей жизни» при нашей поддержке собрал на Boomstarter в прошлом году почти 1 млн рублей на обустройство сельского клуба. Без такой суммы проекту было бы тяжело».

«Перспектива» планирует обращаться к крупному бизнесу. «В основном это компании, которые работают в регионах и готовы помогать развитию территории. И если в таком моногороде есть социальный проект, то при его поддержке будут более серьезные и масштабные результаты, что будет выгодно и самому бизнесу. Мы бы хотели, чтобы президентские грантовые 480 млн рублей (которые мы делим на четыре конкурса) превратились в итоге хотя бы примерно в 560 млн рублей за счет финансирования», — рассказывает Свинин.

«Конечно, гораздо проще получить средства, например, от спонсоров, доноров, на проекты, связанные с детьми-сиротами, пожилым, с экологией, чем на проекты долгоиграющие, связанные с экспертными методиками и их проработкой, с какими-то исследованиями», — соглашается Анна Кузнецова. Поэтому нужен баланс в финансовой поддержке проектов НКО. «Есть проекты, на которые крайне сложно найти софинансирование, — говорит Анна. — Это, например, темы общественного контроля, мониторинг госуслуг. Спонсоры охотнее дают на памперсы, чем на такие глобальные темы. Поэтому и нужно поддерживать их с помощью грантов».

Задавать вопросы

«Я очень рада, когда организации-податели заявок звонят, спрашивают, как правильно оформлять документы, — говорит Анна Кузнецова. — В фонд за это поступило уже огромное количество обращений. «Мы обязательно помогаем советами. Надо спрашивать, не бояться, и чем больше, тем лучше».

«В первой волне у нас было 418 заявок – и 89 победителей, то есть практически каждый пятый выиграл конкурс, это хороший показатель. Тех, кто не выиграл, мы готовы консультировать, мы подробно объясним, почему их проект не победил», — говорит Александр Свинин. Это тоже важный образовательный элемент. Возможно, проект получится улучшить, переделать или просто посмотреть в другую сторону – и выиграть в следующий раз. Александр говорит, что в фонде с момента старта нового конкурса шквал звонков, из 418 заявителей получили консультации более 40 заявителей.

1 comment

Add yours
  1. Елена

    Добрый день! Статья хорошая! Но у нашей организации и опыт работы большой (с 2002 г.), и удалось 11 грантов выиграть, но вот уже третий год никак не удаётся «подружиться» с конкурсами грантов, несмотря на советы и консультации специалистов в этой области. И если и эта попытка будет неудачной, к сожалению, придётся счёт закрыть, так как сейчас рассчитывать на спонсоров в нашем маленьком городе уже не приходится! В общем, ждём результатов конкурса «ПЕРСПЕКТИВА»…
    С уважением
    Руководитель Минусинской местной общественной организации «ОИД»
    Елена Репина

Добавить комментарий