Крышечки мира: как обычный мусор превращается в добрые дела


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Крышки от пластиковых бутылок, старая одежда, мусорные пакеты — все это может принести пользу не только окружающей среде, но и благотворительным фондам. «Филантроп» изучил, как и кому помогают мусорные отходы и как использовать их возможности в мирных целях: на покупку лекарств или инвалидных колясок.  

Добрые крышечки в помощь детям-сиротам

Уже три года в Москве популярна благотворительная акция #Добрые_крышечки в пользу фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». 

За это время в акции приняли участие более 500 тысяч человек по всей России. За два с половиной года волонтеры собрали  более 125 тонн пластиковых крышек, которые были направлены на переработку, а средства в размере 3 млн 77 тысяч рублей перечислены в  проект «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Этого хватило на 17 инвалидных колясок, вертикализаторов, специальных кресел для детей с особенностями развития, которых воспитывают приемные семьи.

Как это работает: пластиковые крышечки от бутылок и пакетов собираются в различных пунктах приема и на базах партнеров, в том числе в сети магазинов «ВкусВилл». 

Собранные крышечки отправятся на завод по переработке вторсырья «ЭкоТехнологии», а деньги за вторсырье будут перечислены в благотворительный фонд.

Если собрать около 8 тонн пластика (это один грузовик), то можно получить необходимую сумму на инвалидную коляску для ребенка. В общей сложности это 4 миллиона крышечек (1 кг — около 500 штук), цена одной крышки — 7 копеек, а тонны пластмассы — около 25 тысяч рублей.

Пункты сбора крышек могут организовать на своей территории как частные лица, так и компании, школы и различные центры.

Акция началась в Москве, затем распространилась на Подмосковье, Санкт-Петербург, Тулу и другие города России.

Почему собирают именно крышки, а не целые бутылки

  1. Собирать и хранить крышки легче и приятнее, чем бутылки. Кроме того, пластик необходимо сдавать чистым, а вымыть крышечку гораздо проще, чем бутылку.
  2. Бутылки занимают больше места, чем крышки, их хранение и транспортировка обходятся гораздо дороже.
  3. Себестоимость крышки почти такая же, как у бутылки.

В России подобные акции по сбору крышек запускали разные организации в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Белгороде, Калининграде и в других городах. Многие были вдохновлены аналогичными зарубежными инициативами, ведь движение по сбору крышек в пользу благотворительных организаций — довольно распространенная практика. Контейнеры для сбора крышечек установлены в крупных супермаркетах, учебных заведениях, спортивных центрах, кафе и ресторанах, на бензоколонках, в полиции и муниципальных структурах и прочих местах.

Популярность «крышечного» движения обеспечивает то, что это простой и незатейливый жест, который человеку ничего не стоит, а при этом помогает и экологии, и нуждающимся людям: на протезы, инвалидные коляски, дорогостоящее лечение и прочее.

Кто становится инициатором

Гражданская инициатива

В Турции история со сбором пластиковых крышек началась в 2011 году. Студент факультета стоматологии Эгейского университета Кусхтрим Ахмети пожалел женщину, которая тащила на своей спине ребенка-инвалида, — у семьи не было денег на инвалидную коляску. Он и придумал акцию «Голубая крышечка», чтобы на деньги за собранный пластик купить коляску. В университете к инициативе отнеслись сначала подозрительно, но Ахмети удалось заручиться поддержкой декана, и уже через три месяца первая инвалидная коляска была приобретена.

Интернет, социальные сети, СМИ запестрили сообщениями о проекте, кампания из университета перекочевала на улицы, в общественные места — люди мастерили разного вида коробки, на деревьях появились пятилитровые пластиковые бутылки для сбора крышек, постепенно к акции присоединились кафе и рестораны. Акция собрала около 280 тонн пластика, было приобретено 1 100 инвалидных колясок (см. также выступление А. Кусхтрима на TEDx).

В США с 2008 года стали популярны подобные инициативы, одна из самых известных — проект Cups of Love, который начался со сбора вторсырья, а с 2014 года деньги от переработки стал передавать на благотворительность. За это время было куплено 59 инвалидных колясок.

Государство

На Мальте сбор пластиковых крышек осуществляется в пользу фонда местного сообщества Malta Community Chest Fund, который находится под покровительством президента страны. Первоначально пунктами сбора вторсырья стали государственные школы, собравшие за 5 лет более 115 тонн пластика. С конца 2016 года этот опыт решено тиражировать и в бизнес-сфере: в барах, ресторанах, спортивных клубах.

Сбор пластика обеспечивает социальное предприятие GreenPak, а коммерческая компания перечисляет пожертвование в пользу благотворительной организации, тем самым не только демонстрируя социальную и экологическую ответственность, но и снижая расходы на вывоз мусора. Есть и элемент соревновательности, а также репутационные бонусы. Так, тому, кто соберет больше всех пластика, вручается специальный приз президента Мальты.

Бизнес

В ряде других стран инициатива по сбору пластиковых или металлических крышек в пользу благотворительных организаций исходит от бизнеса. Как правило, это акции социального маркетинга заведений, где пробки от бутылок с напитками всегда в избытке: бары, рестораны и прочие подобные заведения. Распространена практика, когда у посетителей есть возможность выбрать, в пользу какой местной НКО пойдет их пробка. Той, которая помогает котикам, детям или культуре? Каждый месяц, неделю или даже день можно выбирать разные организации.

Вас также может заинтересовать

Дополнительный PR и фандрайзинг

Нередко массовый сбор крышечек сам по себе становится грандиозным событием. Например, в 2013 году колумбийская благотворительная организация Fundacion Sanar, помогающая больным раком детям, собрала за 8 часов 70 млн крышек (более 150 тонн пластика). Этот результат был внесен в Книгу рекордов Гиннесса, о событии написали многие СМИ, а главное — были собраны необходимые средства для пятисот юных пациентов. Аналогичный предыдущий рекорд был установлен в 2011 году также благотворительной организацией Fundación Garrahan (Аргентина).

На сайте Книги рекордов Гиннесса можно увидеть много других рекордов с крышками: самая длинная цепочка, самая большая мозаика, самая высокая пирамида из крышек к дню города и прочее.

У ряда таких акций есть официальные спонсоры — бизнес-компании, для которых это также дополнительная реклама. В других случаях привлекаются государственные компании: почта, полиция и прочие, превращаясь для граждан почти в национальную идею. Подобные акции проходили в Испании, Польше, США, так что можно подробно изучить примеры. Кстати, 2017 год объявлен Годом экологии в России. 

Неудачный опыт

Далеко не все подобные акции одинаково успешны. Например, в 2015 году украинский благотворительный фонд «Овес» также запустил акцию по сбору пластиковых бутылок (от воды, сока, молочных продуктов) и отдельно — пластиковых крышек. Места сбора крышек установили в торговых сетях и общественных местах по всей Украине. На вырученные средства собирались закупать протезы. Акцию поддержало Министерство экологии Украины.

Вроде все хорошо. Однако визуальная и коммуникационная кампания была выстроена не очень удачно — люди не поняли акцию, сочли шуткой, поскольку невозможно изготовить качественный протез из собранного пластика. Другие были против цели сбора: на протезы для бывших участников военных действий. Фонду приходилось постоянно разъяснять, что протезы будут самые что ни на есть высокотехнологичные, а оплатят их за счет средств, полученных от переработки пластика.

Какой еще мусор идет на благотворительные цели

Всем, кто застал советские времена, знаком сбор макулатуры и металлолома в Детский фонд мира им. Ленина. Собирали бы и пластик, наверное, но он еще не был распространен в то время.

Между тем сайты международных благотворительных организаций пестрят объявлениями о постоянном сборе почти любого вторсырья и ненужных вещей: электронные отходы (батарейки, старые мобильные телефоны, ноутбуки, принтеры и прочее), использованные картриджи от принтеров, старые зубные щетки, тюбики от зубной пасты, шампуней, книги, мебель, любые марки и многое другое. Распространена соответствующая инфраструктура — ресурсы-агрегаторы, организующие для некоммерческих организаций подобный сбор; действуют социальные предприятия, которые берут на себя весь организационный цикл фандрайзинга в пользу той или иной благотворительной организации.

По заказу некоммерческих организаций производятся и мешки для мусора — покупая нужную в хозяйстве вещь, человек оказывает помощь благотворительной организации.

В пользу благотворительных организаций собирают даже старые автомобили. Например, как сообщает сайт социального предприятия Giveacar, утилизированы уже тысячи автомобилей, а вырученные средства (более 350 000 евро) пошли на благотворительность — в пользу той организации, которую выберет владелец авто.

Многозадачность: экология + фандрайзинг + трудоустройство + …

Особенность перечисленных выше акций — «два в одном», то есть одновременное решение социальной и экологической задач. Но есть и акции по принципу «три в одном»: одновременное сохранение окружающей среды и решение нескольких социальных задач. Обычно по такой схеме действуют все же социальные предприниматели.

Например, во многих странах собирают уже ненужный текстиль и обувь. Вещи хорошего качества либо реализуются в благотворительных магазинах, либо отправляются в менее богатые регионы, либо раздаются бесплатно нуждающимся.

Часть текстиля забирают организации, помогающие животным (например для утепления собачьих приютов). Получается, конечно, не фандрайзинг, но вполне себе материальная помощь (in-kind) или снижение прямых расходов (fundsaving).

И даже ту ветошь, которая уже никому не нужна, можно сдать на фабрику по переработке текстиля.

По описанной схеме в России, например, работает Charity Shop.

Другой вариант многосоставной модели — совмещение сбора мусора с трудоустройством для уязвимых групп. Например, в Германии и ряде других европейских стран сеть католических благотворительных организаций Caritas также организует массовый сбор ненужных вещей — от одежды до мебели и крупной техники. Во многих населенных пунктах установлены специальные контейнеры или пункты сбора вещей.

Помимо экологических целей решаются и социальные задачи:

  • развитие креативного использования ресурсов (Upcycling) — не только переработка, но и изготовление из ненужных вещей нужных и полезных;
  • обеспечение рабочими местами людей, которым сложно трудоустроиться, часто это люди с ментальными нарушениями, мигранты, которые плохо знают язык. Эти люди привлекаются на всех этапах: сортировка пожертвованных вещей, их ремонт и прочее;
  • передача вещей малоимущим или их реализация по минимальной цене. Например, мебель или отремонтированная бытовая техника (стиральные машины, холодильники).

По аналогичной схеме благотворительные фонды организуют сбор у населения излишков цветов, фруктов, овощей. Благодаря этому безработные граждане обучаются новым профессиям (например флориста), получают работу и доход, составляя букеты, а вырученные средства реализуются и вновь направляются на социальные цели.

Биологические отходы

Есть еще одна инициатива, которая также решает и экологические, и социальные проблемы. Пока ее описание звучит анекдотически, но тем не менее такие крупные фонды, как Oxfam и фонд Билла и Мелинды Гейтс, заинтересовались разработками в области микробиологии, которые позволяют извлекать энергию из человеческой мочи (Pee-power).

Развитие подобных решений может оказать существенное влияние в области гуманитарных проблем. Например, всего лишь одна порция биоматериала может обеспечить зарядку мобильного телефона на 3 часа — такие переносные устройства передадут координаты человека в экстренных ситуациях. Подобный универсальный источник электричества особенно актуален в местах катастроф, в лагерях беженцев. Это и защита окружающей среды — сокращение загрязнений почвы, водоемов, снижение уровня заболеваний в регионах с плохими санитарными условиями.

Один из этапов испытаний проходил в рамках популярного у британцев фестиваля живой музыки Glastonbury в 2016 году. От желающих поделиться своим биологическим материалом на благое дело и развитие науки не было отбоя.

 

Основные выводы

Сбор вторсырья и других ненужных человеку вещей на благотворительные цели — простая и привлекательная идея, которая к тому же позволяет расширить круг людей, участвующих в благотворительности и волонтерстве:

  1. Простота и минимум усилий — например, просто не выбросить крышку в урну, а кинуть ее в специально отведенное место; продвижение идеи «каждая мелочь может помочь»;
  2. Чудесное преображение мелкого и ненужного в мощный результат на выходе: помощь нуждающимся людям;
  3. Двойной эффект. Даже если есть сомнения в наличии благотворительной цели, человек знает, что его вклад как минимум полезен окружающей среде;
  4. Реальность и наглядность результата;
  5. Fun, игровые эффекты — элемент соревновательности, тяга к коллекционированию;
  6. Вовлечение детей — воспитательный эффект, приобщение к благотворительности и развлечение;
  7. Массовость и демократичность — возможность вовлечения широкого круга людей, вне зависимости от их пола, возраста;
  8. Развитие добрососедства и солидарности;
  9. Привлечение внимания к социальной проблеме — как к экологическим задачам, так и к нуждающимся людям;
  10. Минимум издержек — обычно мусор ничего не стоит, к тому же имеется незатейливый, но важный посыл для продвижения идеи благотворительности: помогать можно не только деньгами;
  11. Выгода и рациональность — избавление от лишнего хлама, мусора, сокращение издержек на вывоз мусора и прочее.

Основные риски — это все те угрозы, которые приписывают такому явлению, как благотворительный слактивизм (от англ. «лентяй, бездельник» (slack) и «активизм»). Помимо позитивного эффекта — привлечение внимания и рост осведомленности о проблеме — представители некоммерческого сектора бьют тревогу в связи с популярностью такой модели участия. Человек ставит «лайк» на странице благотворительной организации и чувствует, что он уже помог в решении кризисной ситуации. Больше не нужно никуда ходить, ничего делать, даже жертвовать деньги… Как показывают исследования, тот «друг», который первым делится постом об акции в помощь нуждающимся, с меньшей вероятностью совершает пожертвование или иное активное действие.

 

12 Comments

Add yours
  1. тигр

    я не перечисляю деньги потому что это бред полный идите и как идиоты собирайте крышечки затем бутылки по помойкам и банки алюминиевые и сдавайте их а после лучше купите бухло и сигареты и выпейте но если вы задроты конечно то иди иди те и собирайте свои крышечки ))))))))))

  2. Денис

    Сжатая и закрытая крышкой пластиковая бутылка занимает меньше места в мусорном контейнере. А если крышку потребовать сдать в школу, то даже сжатая бутылка занимает в два раза больше объема в контейнере. Мусоросборные компании возят воздух в бутылках, а получают деньги как за полный мусорный бак. ВСЕ!

  3. Дина Габдурахманова

    Отвечу Сергею Склярову: крышечки собирают, чтобы их не выбрасывать на полигон. Хотя бы ради этого. Кому не хочется помочь больным детям-сиротам, пусть проходят мимо и не комментируют. Бесполезно тут строчить комментарии и никак не помогать таким ребятам. Или Сергей сказочно богат и регулярно делает взносы в десятки БФ. Или наивен, полагая, что все 80 миллионов трудоспособных россиян, готовы по 1 рублю перечислять на благотворительность всю жизнь. Вот для неравнодушных отчет https://www.otkazniki.ru/events/permanent/kryshechki/

  4. Сергей Скляров https://vk.com/id6454097

    Самая бесполезная и лицемерная акция!!!! 500к человек собирали крышечки в течении 3х лет на сумму 3млн. р., т.е. за три года каждый из этих 500к чел внес лепту в размере 6 мать его рублей. если бы они скидывали по 1 рублю в месяц в течении 3х лет собрали бы 18, млн … исходя из этого я думаю что пользу получил тот кто эту затею придумал и распиарил что стоит денег которые как я думаю ему выделило государство в виде грантов на сумму побольше той что они насобирали, ну и естественно потратил на развитие в лучшем случае половину….

  5. Татьяна Полянская

    Во времена СССР ходили старьевщики и все собирали-поношенную одежку,в аптеках-пузырьки,банки-бутылки можно было где угодно сдать.Теперь этого нет.Вот вам и проблемы мусора.

  6. CaspianExplorer

    Огромное спасибо за статью, очень хорошо описан весь процесс от сбора почти до переработки вторсырья, польза и даже негативный опыт.

    Особенно понравилась ссылка на книгу рекордов, есть к чему стремиться.

  7. Наталья

    Добрый день! Накапливайте в 5литровых пластиковых бутылках. От 5 шт, наполненных пластиковыми крышечками, в Москве может систематически забирать у вас проект «Разделяй и умножай», номер телефона: 89036295556

  8. Зарема

    У нас трудностей с доставкой крышек в пункт сбора не было. Позвонили по указанному на сайте БФ телефону куратору Беляевой Ирине. Она отреагировала оперативно. Крышки доставили к пункту хранения в Южное Бутово без проблем. (это в Москве).

  9. Ольга

    Хорошо когда акция по сбору крышечек, не превращается в акцию по превращению города в помойку. Около станции метро Кировский завод г. СПб установлен контейнер для крышечек. Только никто их не забирает. Крышки уже не только в контейнере, но и вокруг него. Похоже эта акция ради акции!

  10. Евгения

    Всё прекрасно, собирать крышечки и бутылки из пластика — не проблема. Думаю многие бы занялись этим полезным делом. Проблема в том куда это всё сдавать. Здесь я не увидела информации о пунктах приёма. В Германию или Колумбию или другие страны, о которых рассказано выше, не повезёшь. А что в Москве, Питере и т. д.?

Добавить комментарий