Сетевой фильтр: как уберечь детей от рисков в интернете


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

По данным исследований Фонда Развития Интернет, за семь лет доля школьников, проводящих более пяти часов в Интернете ежедневно, выросла почти в семь раз. В 2009 г. таких детей было только 8%, в 2011 – четверть от общего количества (26%), в 2013 – 41%, а в 2016 – каждый второй (52%). Доля детей с высоким показателем онлайн-активности (более 8 часов в сутки) в 2016 году, по сравнению с 2013 годом, удвоилась: сейчас таких детей уже почти треть (32%).

При этом рисков для пользователей, особенно юных, в виртуальном пространстве становится все больше, и не о всех знают родители, пусть и продвинутые в сетевом общении. 

Мария Журина, Фонд Развития Интернет

Мария Журина, Фонд Развития Интернет

Координатор линии помощи «Дети онлайн» Фонда Развития Интернет Мария Журина рассказала об основных рисках в интернете для детей и правилах безопасного общения в сети.

«Всего мы выделяем четыре типа рисков: коммуникационный, контентный (связанный с содержанием интернет-ресурсов), потребительский (при потреблении товаров и услуг в сети) и технический – связанный с программами и приложениями гаджетов. 

Более половины обращений на нашу линию за последний год связано именно с коммуникационными рисками.  

Из них на первом плане – кибербуллинг (травля с использованием Интернета), и онлайн-груминг (завязывание дружеских отношений для последующей сексуальной эксплуатации). За 2015 год, например, у нас было 12% обращений, касающихся груминга, – даже больше, чем по интернет-зависимости (10%), что говорит о серьезности проблемы.

Кибертравля

Кибертравля отличается от единичных оскорблений и троллинга тем,  что она носит систематический характер. В основном это длительное унижение личности, когда силы неравны и жертве трудно себя защитить.

Она может проходить в форме личного контакта, когда группа детей забрасывает своего сверстника фотографиями интимного свойства или смс, содержащими оскорбления и угрозы: «Я знаю, где ты сейчас находишься, мы тебя из-под земли достанем и убьем» и тому подобное.

Фонд Развития Интернет

Фонд Развития Интернет был создан в 2001 г. с целью администрирования первого национального домена SU. Важным направлением деятельности Фонда являются социальные проекты по обеспечению безопасности детей и подростков в онлайн пространстве, в частности: проведение всероссийских исследований по проблемам восприятия и потребления ИКТ детьми, подростками, родителями и педагогами; разработка образовательных программ повышения цифровой компетентности для пользователей разных возрастов; издание ежеквартального научно-популярного журнала «Дети в информационном обществе»; организация и руководство всероссийской бесплатной службой телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи «Линия помощи «Дети Онлайн».

Линия помощи «Дети онлайн» действует с 2009 года, профессиональные психологи оказывают психологическую и информационную поддержку детям, подросткам, родителям и педагогам. На основе исследований Фонда

Завоевывают популярность публичные формы, такие как «стена ненависти» в социальных сетях. Делается это так. Внутри соцсети  создается сообщество, в нем размещаются фотографии жертвы, снятые  исподтишка в обнаженном виде, например, в раздевалке, и конечно, оскорбления. Группа, как правило, называется «Мы ненавидим Сашу Иванова» или «Иванов дурак». Цель зачинщиков – добиться некоего «экшна», поднять волну внимания к этой стене, поэтому на нее широко рассылаются ссылки одноклассникам и знакомым.

Как правило, стена делается тайком от самой жертвы, ее родителей и учителей. Отследить обидчиков и админа трудно, поскольку они скрываются за поддельными аккаунтами. Бывает, что кибертравля переходит в оффлайн – когда вся контактная информация открыта в сети, очень легко узнать местоположение человека. Однако если ребенка травят на виду у всех в классе, то обидчикам легче попасться на глаза взрослым.  Поэтому кибербуллинг – это та часть айсберга, которая скрыта под водой. Такая деятельность может долго оставаться незамеченной. Одноклассники порой ведут себя идеально и для отвода глаз даже помогают жертве в учебе, а родителям просто некогда или неинтересно знать о переживаниях своего ребенка. Он и не знает, что можно заблокировать обидчиков или использовать запрет на использование персональных данных.

Что делать: В случае систематической кибертравли основная проблема – убедить ребенка, позвонившего на линию, подать заявление в правоохранительные органы. Поскольку дети до 18 лет имеют право обратиться туда только  в присутствии родителей или опекунов, то наша задача – все-таки мотивировать их рассказать родителям о случившемся. Мы информируем подростка, рассказываем, в какие службы ему обращаться.

При кибертравле мы стараемся выяснить ситуацию – знает ли ребенок, кто его обидчик, знаком он ему или нет, какой компромат на жертву он может иметь.

Иногда дети удаляют неприятные для них страницы, чтобы не вспоминать о нанесенной обиде. Мы убедительно просим этого не делать и сохранить доказательства травли. Оскорбления, угрозы, использование персональных данных без разрешения можно предъявить директору школы, классному руководителю, чтобы начать систематическую работу со всеми сторонами конфликта.

Онлайн-груминг

otkry-ty-j-urok-otkry-togo-i-bezopasnogo-interneta-dlya-shkol-nikov-kazani-vedet-sotrudnik-fonda-razvitiya-internet-alina-trifonovaКак правило, педофилы или создатели детской порнографии знакомятся в социальных сетях с детьми от 10 до 17 лет. Главная цель – установить дружеский контакт с помощью разговоров на интересные темы, комплиментов. Изредка они представляются женщиной – руководителем модельного агентства, которая приглашает на кастинг. Ребенка (чаще девочку, но иногда и мальчика) могут попросить прислать фотографию в обнаженном виде или попросить снять интимное видео по скайпу. Естественно, педофилы прячутся за анонимными никами, пишут с придуманных аккаунтов – никто реальную информацию не дает.

Процедура совращения чаще всего носит иной характер. Любители «клубнички» представляются юношами, знакомятся под условными именами. Неопытные девочки влюбляются в приятного собеседника и представляют, что это их «парень», отношения с которым развиваются онлайн, на расстоянии. Затем следует просьба послать ему свое фото или видео в обнаженном виде.

К счастью, некоторые из них понимают, что такое предложение – это уже слишком, и сразу  обращается на линию.

Пока фото не отправлено, ситуация еще не так опасна. Но если девочка поддается на уговоры и посылает видео, все, как правило, оканчивается шантажом.

Ее просят раздеться перед веб-камерой по скайпу или назначают встречу в реальности, а в случае отказа угрожают разослать фотографии  по координатам знакомых и одноклассников. Подростки переживают случившееся как личную трагедию. Больше всего они расстраиваются не из-за того, что их обманули, и не из-за несчастной любви, – мимолетная любовь онлайн быстро улетучивается –  а из-за угрозы репутации. Ведь друзья и близкие могут подумать, что она легко повелась на посулы незнакомца, счесть ее слишком наивной или порочной. О том, что онлайн-домогательства  противозаконны и подлежат наказанию, подвергшийся атаке грумера подросток также может и не догадываться.  

Depositphotos

Depositphotos

Что делать: Как и случае систематической кибертравли тут тоже важно уговорить ребенка, позвонившего на линию, подать заявление в правоохранительные органы. Поскольку дети до 18 лет имеют право обратиться туда только  в присутствии родителей или опекунов, то наша задача – все-таки мотивировать их рассказать родителям о случившемся. В случаях груминга мы говорим ребенку: «Подумай, что будет, если ты ничего не скажешь маме, и педофила не накажут? Ведь многие твои ровесники тоже пострадают. Ты боишься гнева родителей, но, возможно, у тебя есть взрослый, которому ты доверяешь? Бабушка, тетя, сестра, брат, друзья родителей? Может быть, сначала проще рассказать кому-то из них, как посредникам, а потом уже маме?». 

Также существует горячая линия «Сдай педофила» – там наши коллеги оказывают юридическую поддержку, помогают оформить заявление в полицию, берут под патронаж конкретные случаи. В случае груминга убеждаем обратиться в правоохранительные органы, поскольку это нарушение закона и преступление. Как правило, ситуация разрешается,  если дети рассказывают о ней взрослым и те обращаются в соответствующие инстанции. Ну и конечно, мы беседуем с пострадавшим, даем ему выговориться и понять – мы тебя слышим, понимаем твои чувства, ты не останешься один…

Мошенники в сети

7% обращений на линию «Дети онлайн» за 2016 год – это потребительские риски, которые возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет, и технические риски (опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ, вирусов).

Дети не часто проявляют себя как активные потребители товаров и услуг. В основном они ограничиваются покупками для видеоигр и социальных сетей, интересуются скидками на игрушки, подарками. Ребенок, не умеющий пользоваться банковской картой, может, не разобравшись, нажать не на ту кнопку,  и деньги списываются.  Дети часто сталкиваются с мошенниками, использующими персональные данные онлайн-покупателей – платят и не получают желаемого, или попадаются на удочку спам-рассылки с яркими рекламными кнопочками, где написано: нажми сюда – выиграешь крупную сумму или получишь что-нибудь бесплатно. Они рискуют нарваться на товар низкого качества, подделку.

Что делать: У операторов мобильной связи есть возможность блокировки коротких номеров, с которых идет сомнительная реклама. Если деньги списаны с телефона, то обращаться нужно к провайдеру, а если с банковской карты – то в банк. Уровень цифровой компетенции невысок, многие подростки не знают, как защитить свои аккаунты, не устанавливают антивирус. Некоторые из них стесняются поговорить на эти темы с родителями, признаться в своем невежестве. Мы советуем родителям чаще разговаривать с детьми об Интернете и основных угрозах, с которыми они могут столкнуться в сети, объяснять им необходимость защиты персональной информации, помочь установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах. Они должны знать, что в случае проблемы можно обращаться к администрации сайта, в службу технической поддержки или к взрослому, которому они доверяют.

snimok-e-krana-2017-03-31-v-1-08-48

 Опасная информация

Контентные риски – это информация, способная причинить вред развитию и здоровью юного пользователя. Каждый второй российский школьник сталкивался с такой информацией в интернете. Например, 35% подростков встречали в сети сексуальные изображения, и каждый четвертый был этим расстроен, испытывал шок. Каждый пятый ребенок сталкивался в сети с информацией, пропагандирующей табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.  Однако 99% обращений на линию поступает от родителей – именно они замечают на мониторе у ребенка сцены жестокого насилия, кровь, порнографические картинки, мат и прочие гадости. Например, странички пресловутых «групп смерти», пропагандирующих суицид.

Что делать: Есть программы фильтрации и родительского контроля, ограничивающие доступ вредоносной информации. Родителям следует создать отдельную учетную запись, если ребенок пользуется общим компьютером. Она должна иметь надежный пароль и обладать правами администратора, чтобы дети не могли менять установленные родителями настройки и программы. А также нужно изучить арсенал технических средств контентной фильтрации и установить наиболее подходящие. Есть приложения, позволяющие установить запрет на посещение определенных сайтов, ограничить время доступа к интернету, отслеживать действия ребенка в сети, блокировать сомнительные поисковые запросы и всплывающие баннеры. Функции родительского контроля содержатся в некоторых антивирусных программах.

Важно научить ребенка критично относиться к информации в сети, объяснить ему, что большинство информации, размещенной в Интернете, не может считаться правильной по умолчанию. Чтобы оценить достоверность сведений в Интернете, стоит воспользоваться базовыми правилами.

  1. Если вы что-то узнали в сети, найдите источник информации и ее автора.

  2. Красиво оформленный сайт – еще не повод верить всему, что на нем написано. Важно понимать, с какой целью сделан этот ресурс.

  3. Следуйте правилу трех источников: прежде чем поверить в факт, проверьте еще как минимум два источника.

  4. Если информацию сложно проверить или не удалось найти первоисточник, можно принять ее к сведению, но распространять не стоит.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий