Сетевой фильтр: как уберечь детей от рисков в интернете


По данным исследований Фонда Развития Интернет, за семь лет доля школьников, проводящих более пяти часов в Интернете ежедневно, выросла почти в семь раз. В 2009 г. таких детей было только 8%, в 2011 – четверть от общего количества (26%), в 2013 – 41%, а в 2016 – каждый второй (52%). Доля детей с высоким показателем онлайн-активности (более 8 часов в сутки) в 2016 году, по сравнению с 2013 годом, удвоилась: сейчас таких детей уже почти треть (32%).

При этом рисков для пользователей, особенно юных, в виртуальном пространстве становится все больше, и не о всех знают родители, пусть и продвинутые в сетевом общении. 

Мария Журина, Фонд Развития Интернет

Мария Журина, Фонд Развития Интернет

Координатор линии помощи «Дети онлайн» Фонда Развития Интернет Мария Журина рассказала об основных рисках в интернете для детей и правилах безопасного общения в сети.

«Всего мы выделяем четыре типа рисков: коммуникационный, контентный (связанный с содержанием интернет-ресурсов), потребительский (при потреблении товаров и услуг в сети) и технический – связанный с программами и приложениями гаджетов. 

Более половины обращений на нашу линию за последний год связано именно с коммуникационными рисками.  

Из них на первом плане – кибербуллинг (травля с использованием Интернета), и онлайн-груминг (завязывание дружеских отношений для последующей сексуальной эксплуатации). За 2015 год, например, у нас было 12% обращений, касающихся груминга, – даже больше, чем по интернет-зависимости (10%), что говорит о серьезности проблемы.

Кибертравля

Кибертравля отличается от единичных оскорблений и троллинга тем,  что она носит систематический характер. В основном это длительное унижение личности, когда силы неравны и жертве трудно себя защитить.

Она может проходить в форме личного контакта, когда группа детей забрасывает своего сверстника фотографиями интимного свойства или смс, содержащими оскорбления и угрозы: «Я знаю, где ты сейчас находишься, мы тебя из-под земли достанем и убьем» и тому подобное.

Фонд Развития Интернет

Фонд Развития Интернет был создан в 2001 г. с целью администрирования первого национального домена SU. Важным направлением деятельности Фонда являются социальные проекты по обеспечению безопасности детей и подростков в онлайн пространстве, в частности: проведение всероссийских исследований по проблемам восприятия и потребления ИКТ детьми, подростками, родителями и педагогами; разработка образовательных программ повышения цифровой компетентности для пользователей разных возрастов; издание ежеквартального научно-популярного журнала «Дети в информационном обществе»; организация и руководство всероссийской бесплатной службой телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи «Линия помощи «Дети Онлайн».

Линия помощи «Дети онлайн» действует с 2009 года, профессиональные психологи оказывают психологическую и информационную поддержку детям, подросткам, родителям и педагогам. На основе исследований Фонда

Завоевывают популярность публичные формы, такие как «стена ненависти» в социальных сетях. Делается это так. Внутри соцсети  создается сообщество, в нем размещаются фотографии жертвы, снятые  исподтишка в обнаженном виде, например, в раздевалке, и конечно, оскорбления. Группа, как правило, называется «Мы ненавидим Сашу Иванова» или «Иванов дурак». Цель зачинщиков – добиться некоего «экшна», поднять волну внимания к этой стене, поэтому на нее широко рассылаются ссылки одноклассникам и знакомым.

Как правило, стена делается тайком от самой жертвы, ее родителей и учителей. Отследить обидчиков и админа трудно, поскольку они скрываются за поддельными аккаунтами. Бывает, что кибертравля переходит в оффлайн – когда вся контактная информация открыта в сети, очень легко узнать местоположение человека. Однако если ребенка травят на виду у всех в классе, то обидчикам легче попасться на глаза взрослым.  Поэтому кибербуллинг – это та часть айсберга, которая скрыта под водой. Такая деятельность может долго оставаться незамеченной. Одноклассники порой ведут себя идеально и для отвода глаз даже помогают жертве в учебе, а родителям просто некогда или неинтересно знать о переживаниях своего ребенка. Он и не знает, что можно заблокировать обидчиков или использовать запрет на использование персональных данных.

Что делать: В случае систематической кибертравли основная проблема – убедить ребенка, позвонившего на линию, подать заявление в правоохранительные органы. Поскольку дети до 18 лет имеют право обратиться туда только  в присутствии родителей или опекунов, то наша задача – все-таки мотивировать их рассказать родителям о случившемся. Мы информируем подростка, рассказываем, в какие службы ему обращаться.

При кибертравле мы стараемся выяснить ситуацию – знает ли ребенок, кто его обидчик, знаком он ему или нет, какой компромат на жертву он может иметь.

Иногда дети удаляют неприятные для них страницы, чтобы не вспоминать о нанесенной обиде. Мы убедительно просим этого не делать и сохранить доказательства травли. Оскорбления, угрозы, использование персональных данных без разрешения можно предъявить директору школы, классному руководителю, чтобы начать систематическую работу со всеми сторонами конфликта.

Онлайн-груминг

otkry-ty-j-urok-otkry-togo-i-bezopasnogo-interneta-dlya-shkol-nikov-kazani-vedet-sotrudnik-fonda-razvitiya-internet-alina-trifonovaКак правило, педофилы или создатели детской порнографии знакомятся в социальных сетях с детьми от 10 до 17 лет. Главная цель – установить дружеский контакт с помощью разговоров на интересные темы, комплиментов. Изредка они представляются женщиной – руководителем модельного агентства, которая приглашает на кастинг. Ребенка (чаще девочку, но иногда и мальчика) могут попросить прислать фотографию в обнаженном виде или попросить снять интимное видео по скайпу. Естественно, педофилы прячутся за анонимными никами, пишут с придуманных аккаунтов – никто реальную информацию не дает.

Процедура совращения чаще всего носит иной характер. Любители «клубнички» представляются юношами, знакомятся под условными именами. Неопытные девочки влюбляются в приятного собеседника и представляют, что это их «парень», отношения с которым развиваются онлайн, на расстоянии. Затем следует просьба послать ему свое фото или видео в обнаженном виде.

К счастью, некоторые из них понимают, что такое предложение – это уже слишком, и сразу  обращается на линию.

Пока фото не отправлено, ситуация еще не так опасна. Но если девочка поддается на уговоры и посылает видео, все, как правило, оканчивается шантажом.

Ее просят раздеться перед веб-камерой по скайпу или назначают встречу в реальности, а в случае отказа угрожают разослать фотографии  по координатам знакомых и одноклассников. Подростки переживают случившееся как личную трагедию. Больше всего они расстраиваются не из-за того, что их обманули, и не из-за несчастной любви, – мимолетная любовь онлайн быстро улетучивается –  а из-за угрозы репутации. Ведь друзья и близкие могут подумать, что она легко повелась на посулы незнакомца, счесть ее слишком наивной или порочной. О том, что онлайн-домогательства  противозаконны и подлежат наказанию, подвергшийся атаке грумера подросток также может и не догадываться.  

Depositphotos

Depositphotos

Что делать: Как и случае систематической кибертравли тут тоже важно уговорить ребенка, позвонившего на линию, подать заявление в правоохранительные органы. Поскольку дети до 18 лет имеют право обратиться туда только  в присутствии родителей или опекунов, то наша задача – все-таки мотивировать их рассказать родителям о случившемся. В случаях груминга мы говорим ребенку: «Подумай, что будет, если ты ничего не скажешь маме, и педофила не накажут? Ведь многие твои ровесники тоже пострадают. Ты боишься гнева родителей, но, возможно, у тебя есть взрослый, которому ты доверяешь? Бабушка, тетя, сестра, брат, друзья родителей? Может быть, сначала проще рассказать кому-то из них, как посредникам, а потом уже маме?». 

Также существует горячая линия «Сдай педофила» – там наши коллеги оказывают юридическую поддержку, помогают оформить заявление в полицию, берут под патронаж конкретные случаи. В случае груминга убеждаем обратиться в правоохранительные органы, поскольку это нарушение закона и преступление. Как правило, ситуация разрешается,  если дети рассказывают о ней взрослым и те обращаются в соответствующие инстанции. Ну и конечно, мы беседуем с пострадавшим, даем ему выговориться и понять – мы тебя слышим, понимаем твои чувства, ты не останешься один…

Мошенники в сети

7% обращений на линию «Дети онлайн» за 2016 год – это потребительские риски, которые возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет, и технические риски (опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ, вирусов).

Дети не часто проявляют себя как активные потребители товаров и услуг. В основном они ограничиваются покупками для видеоигр и социальных сетей, интересуются скидками на игрушки, подарками. Ребенок, не умеющий пользоваться банковской картой, может, не разобравшись, нажать не на ту кнопку,  и деньги списываются.  Дети часто сталкиваются с мошенниками, использующими персональные данные онлайн-покупателей – платят и не получают желаемого, или попадаются на удочку спам-рассылки с яркими рекламными кнопочками, где написано: нажми сюда – выиграешь крупную сумму или получишь что-нибудь бесплатно. Они рискуют нарваться на товар низкого качества, подделку.

Что делать: У операторов мобильной связи есть возможность блокировки коротких номеров, с которых идет сомнительная реклама. Если деньги списаны с телефона, то обращаться нужно к провайдеру, а если с банковской карты – то в банк. Уровень цифровой компетенции невысок, многие подростки не знают, как защитить свои аккаунты, не устанавливают антивирус. Некоторые из них стесняются поговорить на эти темы с родителями, признаться в своем невежестве. Мы советуем родителям чаще разговаривать с детьми об Интернете и основных угрозах, с которыми они могут столкнуться в сети, объяснять им необходимость защиты персональной информации, помочь установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах. Они должны знать, что в случае проблемы можно обращаться к администрации сайта, в службу технической поддержки или к взрослому, которому они доверяют.

snimok-e-krana-2017-03-31-v-1-08-48

 Опасная информация

Контентные риски – это информация, способная причинить вред развитию и здоровью юного пользователя. Каждый второй российский школьник сталкивался с такой информацией в интернете. Например, 35% подростков встречали в сети сексуальные изображения, и каждый четвертый был этим расстроен, испытывал шок. Каждый пятый ребенок сталкивался в сети с информацией, пропагандирующей табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.  Однако 99% обращений на линию поступает от родителей – именно они замечают на мониторе у ребенка сцены жестокого насилия, кровь, порнографические картинки, мат и прочие гадости. Например, странички пресловутых «групп смерти», пропагандирующих суицид.

Что делать: Есть программы фильтрации и родительского контроля, ограничивающие доступ вредоносной информации. Родителям следует создать отдельную учетную запись, если ребенок пользуется общим компьютером. Она должна иметь надежный пароль и обладать правами администратора, чтобы дети не могли менять установленные родителями настройки и программы. А также нужно изучить арсенал технических средств контентной фильтрации и установить наиболее подходящие. Есть приложения, позволяющие установить запрет на посещение определенных сайтов, ограничить время доступа к интернету, отслеживать действия ребенка в сети, блокировать сомнительные поисковые запросы и всплывающие баннеры. Функции родительского контроля содержатся в некоторых антивирусных программах.

Важно научить ребенка критично относиться к информации в сети, объяснить ему, что большинство информации, размещенной в Интернете, не может считаться правильной по умолчанию. Чтобы оценить достоверность сведений в Интернете, стоит воспользоваться базовыми правилами.

  1. Если вы что-то узнали в сети, найдите источник информации и ее автора.

  2. Красиво оформленный сайт – еще не повод верить всему, что на нем написано. Важно понимать, с какой целью сделан этот ресурс.

  3. Следуйте правилу трех источников: прежде чем поверить в факт, проверьте еще как минимум два источника.

  4. Если информацию сложно проверить или не удалось найти первоисточник, можно принять ее к сведению, но распространять не стоит.

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Добавить комментарий