Благотворительность на красной дорожке: как снять нескучное «доброе» кино


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Уже во второй раз в детском реабилитационном центре «Шередарь» прошел открытый кинофорум «Благотворительность в объективе». На конкурс было прислано 306 работ, посвященных благотворительности и людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Из них оргкомитет конкурса отобрал 73. Автор «Филантропа» побывала на фестивале и сделала вывод, что режиссерам, которые снимают социальные темы, надо учиться говорить современным языком и не бояться экспериментов. 

Фото Людмилы Полонской

Документальные и игровые короткометражные фильмы, социальная реклама, телевизионный сюжет, презентационный ролик о НКО, вирусная реклама на социальную тематику… Спектр жанров, портретная галерея героев, панорама событий и поступков – свидетельство того, что авторы-финалисты, приехавшие на форум, готовы к серьезному и глубокому разговору на непростые социальные темы.

Не могу судить, насколько правильным было решение жюри не показывать значительную часть фильмов только потому, что их авторы не смогли приехать на кинофорум. Но и того, что показали, хватило, чтобы понять: в основе большинства фильмов и роликов лежали честные и искренние замыслы, высокие и благородные чувства, желание рассказать – да нет, прокричать «городу и миру» о трудных судьбах героев так, чтобы услышали и пришли на помощь. И на каждую номинацию пришлись по 3-4 достойные, яркие, профессиональные работы.

Симпатии зрителей

Зрители кинофестиваля. Фото Людмилы Полонской

Только жалеть остается о том, что прекрасный фильм «Полет души» (режиссер Сергей Исаханян, Москва) не получил никакого приза. Автор, 24-летний выпускник МГППУ, уже два года занимается в благотворительном фонде «Преодолей-ка» инклюзивными танцами. У него ДЦП, танцы помогают ему ходить и держать равновесие, но снимал он не о себе, а о другой девочке – Насте, которая вдохновенно танцует на коляске. Сергей применил оригинальный авторский прием: когда закончились титры и зрители решили, что все закончилось, на экране вдруг появилась черепашка, ползущая по камням к воде, и зазвучала песня: «Нас бьют – мы летаем от боли все выше…». Мало кто смог так проникновенно и нетривиально рассказать о работе НКО.

Или фильм «Эльф», который тоже не получил приза, – его привезла Дарья Дроздова, у которой сложная профессия – специальный психолог для людей с особыми потребностями и их семей. Участником ее тренинга для людей с ограниченными возможностями была Ирина – девушка, которая после перенесенной в детстве болезни потеряла способность говорить. Ее почти невозможно понять, она общается «на языке эльфов». И сама похожа на эфемерное существо, живущее в своем особом мире, любит лошадей и собак, носит платья, как у принцесс из фэнтези…  Работа над фильмом оказалась длительной и сложной.  «За пределами этого кино большая история, – говорит Дарья. – Несмотря на  внешнюю мягкость, Ирина – человек закрытый, ранимый и даже жесткий, это ее защитная реакция. Но я нашла к ней деликатный подход». Дарье удалось выйти за рамки исповеди, показать личность в объемном измерении.

Жаль, что на кинофоруме не было Приза зрительских симпатий – думаю, что и Сергей, и Дарья, и многие другие авторы могли бы претендовать на него.

Лучшие фильмы

Автор фильма «Каждый 88-й» Дарья Тюрикова. Фото Людмилы Полонской

В номинации «Игровые короткометражные фильмы» победил «Каждый 88-й» режиссера из Иванова Дарьи Тюриковой. Фильм начинается с кадров Великой Отечественной войны: молодой солдат пытается спасти товарища и погибает на поле боя. Он попадает в чистилище – пустынное, прокаленное солнцем пространство, напоминающее психоделический пейзаж картин Сальвадора Дали… Ему приходится встать в длинную очередь, где ему объявляют его номер – 88. Госпожа Судьба за конторским столом выдает бумажку с надписью «аутизм». Теперь он должен вернуться на землю в обличье ребенка с аутизмом, поскольку каждый 88-й человек на земле рождается с этим диагнозом. Парень в ужасе пытается убежать в конец очереди, но бесполезно, он все равно получит тот же номер. Он покоряется судьбе, и его новое «вместилище души» – мальчик с синдромом Аспергера – становится великим математиком и доказывает нерешаемую теорему на крупном симпозиуме…

Обращение к фантастическому жанру – случай исключительно редкий для режиссера, снимающего фильмы на социальную тему.

Но Дарья Тюрикова давно интересуется темой людей с РАС и их возможностями, поэтому и решила снять не слезливую историю, а современное кино. «Чистилище», кстати, нашлось в песчаном карьере близ Иванова, где проходили съемки. Правда, красивая цифра 88 теперь вряд ли соответствует действительности: число людей с РАС в последние годы растет в геометрической прогрессии.

Специальный приз жюри «За оптимизм и жизнерадостность» получила семейная комедия «В поисках друга», снятая на Детской социальной киностудии «КиноШкид» – совместный социально-реабилитационный кинопроект студии и фонда помощи детям с нарушениями иммунитета «Подсолнух». В проекте участвовали не только профессиональные артисты, но и около 30 юных пациентов отделения клинической иммунологии РДКБ. Это веселая эксцентричная история о собаке породы корги, которая пустилась в опасное путешествие по городу, чтобы найти попавшую в больницу хозяйку. Какие только приключения не пришлось пережить собаке: она чуть не попалась в лапы похитителей, угодила в машину для отлова бродячих животных, но стала «собачьим суперменом» и освободила томящихся товарищей по несчастью из клеток… Для настоящей дружбы и сострадания нет никаких преград и барьеров. «На мой взгляд, в социальном кино должна быть толика юмора, иронии, чтобы зритель поверил – все не так уж плохо, что-то можно исправить. С помощью  смеха можно поднимать очень серьезные темы», – считает режиссер киностудии Мария Сопова.

Старое доброе кино

К сожалению, многие работы, представленные на кинофоруме, не вызывали ничего, кроме дежавю – где-то мы уже это видели и слышали. В основном это были фильмы-портреты, снятые по одному и тому же сценарию. Главный герой сидит перед камерой, рассказывает о своей непростой жизни, о том, как он преодолел невзгоды,  добился успеха… Нет ни действия, ни драматургии, ни характеров, ни неожиданных поворотов и острых эмоций – только монотонный рассказ-исповедь, подражание жестко заданному телевизионному стандарту.

Все люди с инвалидностью – как на подбор мужественные и не сломленные судьбой, волонтеры – добрые феи или ангелы, спасающие мир. Возможно, авторы боялись обидеть «обделенных судьбой» людей, которые на самом деле хотят быть такими же, как мы, и не приемлют ложного сочувствия. Но только эмпатии и симпатии к герою мало.

Попытки «надавить на тюбик жалости» приводили лишь к тому, что кино получалось выхолощенным, плоским и попросту скучным.

Возможно, причина этому – то, что в последние годы благотворительность стала делом молодых. Это модно, это круто, это дает то, чего нет в повседневной жизни, и к чему испокон веку стремится молодежь – романтику, энергию действия, адреналин, а иногда и риск. Но профессионализма и опыта молодым авторам пока не хватает, и они следуют по наезженной колее, делая кино «под копирку». И фестивали и кинофорумы, подобные «Благотворительности в объективе», могут принести неоценимую пользу. Есть отрадное обстоятельство: ребята понимают, что пока еще «не настоящие волшебники» и жаждут учиться – и у мэтров, и друг у друга. Не случайно, чтобы послушать все мастер-классы, они даже пожертвовали вечерней дискотекой.

Жюри о кинофоруме и авторах документального кино

Фото Людмилы Полонской

Жюри, в которое входили специалисты в разных областях киноискусства и не только, подвело итоги кинофорума.

Анна Коряковцева, продюсер: «Кинофорум задал достаточно высокую планку, понимание роста. Он полезнее, на мой взгляд, не столько награжденным, сколько тем, кто не получил наград, потому что они смотрят работы своих более успешных коллег, делают выводы и на следующий год приедут уже с новыми, более смелыми идеями.  Задумайтесь: есть много разных специализированных каналов, и представьте себе, что есть благотворительный канал, где будут гонять фильмы по одному унылому сценарию. Будет ли у него финансирование? Нет, потому что это ничем не поражает, не ново, неинтересно. Создавая продукт на эту тематику, старайтесь, чтобы он мог вписаться в сетку любого канала».

Александр Баршак, кинорежиссер: «Отличие кинофорума и фильмов, которые я на нем видел, – это искренние замыслы, желание рассказать о реальных человеческих судьбах, о тех, кто помогает и сопереживает. И неважно, о чем будет кино: о детях, томящихся в онкологической больнице, о брошенных стариках в домах престарелых, о бездомных или о бродячих животных… Или пусть даже о здоровом физически, но человеке мятущемся, ищущим «больное в себе» или, наоборот, себя в человечестве. Я считаю, в каждой подобной работе должна звенеть этакая «нота истинной боли», настоящей, а не придуманной ради существования фильма, или только потому, что кто-то дал на это деньги. И пусть некоторые ребята, пришедшие в эту непростую профессию, еще наивны и неопытны, но все равно им надо сказать спасибо!  За то, что захотели и смогли заговорить на серьезные и не самые рейтинговые темы».

Виталий Калинин, режиссер-документалист, сценарист, доцент ВГИК им. С.А. Герасимова: «Многие из авторов сотрудничают с фондами или компаниями. Поэтому в их работах проявляются обязательные, заданные элементы, внутренняя самоцензура: а вдруг скажут – вы «не наш формат». Но в настоящем искусстве все определяет искренняя интонация, когда вас нельзя заподозрить в том, что вы отрабатываете чьи-то деньги. Соблюсти золотую середину – сложно, но реально. Замахивайтесь высоко, но реалистично!». 

Михаил Бондарев, филантроп, учредитель благотворительного фонда «Шередарь»: «Вы уже сейчас выбрали правильный путь, потому что находитесь в самой быстрорастущей сфере в стране.  Копайте тему благотворительности, более богатого урожая нигде не взойдет. Как сделать нескучное кино в этой области? Приезжайте к нам в «Шередарь», поработайте волонтером в смене для детей, перенесших онкологические заболевания. Пропустите через себя все, что происходило с вами в лагере. А потом смело начинайте снимать фильм. Я уверен, у вас все получится!» 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий