Благотворительность на красной дорожке: как снять нескучное «доброе» кино
Уже во второй раз в детском реабилитационном центре «Шередарь» прошел открытый кинофорум «Благотворительность в объективе». На конкурс было прислано 306 работ, посвященных благотворительности и людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Из них оргкомитет конкурса отобрал 73. Автор «Филантропа» побывала на фестивале и сделала вывод, что режиссерам, которые снимают социальные темы, надо учиться говорить современным языком и не бояться экспериментов.
Документальные и игровые короткометражные фильмы, социальная реклама, телевизионный сюжет, презентационный ролик о НКО, вирусная реклама на социальную тематику… Спектр жанров, портретная галерея героев, панорама событий и поступков – свидетельство того, что авторы-финалисты, приехавшие на форум, готовы к серьезному и глубокому разговору на непростые социальные темы.
Не могу судить, насколько правильным было решение жюри не показывать значительную часть фильмов только потому, что их авторы не смогли приехать на кинофорум. Но и того, что показали, хватило, чтобы понять: в основе большинства фильмов и роликов лежали честные и искренние замыслы, высокие и благородные чувства, желание рассказать – да нет, прокричать «городу и миру» о трудных судьбах героев так, чтобы услышали и пришли на помощь. И на каждую номинацию пришлись по 3-4 достойные, яркие, профессиональные работы.
Симпатии зрителей
Только жалеть остается о том, что прекрасный фильм «Полет души» (режиссер Сергей Исаханян, Москва) не получил никакого приза. Автор, 24-летний выпускник МГППУ, уже два года занимается в благотворительном фонде «Преодолей-ка» инклюзивными танцами. У него ДЦП, танцы помогают ему ходить и держать равновесие, но снимал он не о себе, а о другой девочке – Насте, которая вдохновенно танцует на коляске. Сергей применил оригинальный авторский прием: когда закончились титры и зрители решили, что все закончилось, на экране вдруг появилась черепашка, ползущая по камням к воде, и зазвучала песня: «Нас бьют – мы летаем от боли все выше…». Мало кто смог так проникновенно и нетривиально рассказать о работе НКО.
Или фильм «Эльф», который тоже не получил приза, – его привезла Дарья Дроздова, у которой сложная профессия – специальный психолог для людей с особыми потребностями и их семей. Участником ее тренинга для людей с ограниченными возможностями была Ирина – девушка, которая после перенесенной в детстве болезни потеряла способность говорить. Ее почти невозможно понять, она общается «на языке эльфов». И сама похожа на эфемерное существо, живущее в своем особом мире, любит лошадей и собак, носит платья, как у принцесс из фэнтези… Работа над фильмом оказалась длительной и сложной. «За пределами этого кино большая история, – говорит Дарья. – Несмотря на внешнюю мягкость, Ирина – человек закрытый, ранимый и даже жесткий, это ее защитная реакция. Но я нашла к ней деликатный подход». Дарье удалось выйти за рамки исповеди, показать личность в объемном измерении.
Жаль, что на кинофоруме не было Приза зрительских симпатий – думаю, что и Сергей, и Дарья, и многие другие авторы могли бы претендовать на него.
Лучшие фильмы
В номинации «Игровые короткометражные фильмы» победил «Каждый 88-й» режиссера из Иванова Дарьи Тюриковой. Фильм начинается с кадров Великой Отечественной войны: молодой солдат пытается спасти товарища и погибает на поле боя. Он попадает в чистилище – пустынное, прокаленное солнцем пространство, напоминающее психоделический пейзаж картин Сальвадора Дали… Ему приходится встать в длинную очередь, где ему объявляют его номер – 88. Госпожа Судьба за конторским столом выдает бумажку с надписью «аутизм». Теперь он должен вернуться на землю в обличье ребенка с аутизмом, поскольку каждый 88-й человек на земле рождается с этим диагнозом. Парень в ужасе пытается убежать в конец очереди, но бесполезно, он все равно получит тот же номер. Он покоряется судьбе, и его новое «вместилище души» – мальчик с синдромом Аспергера – становится великим математиком и доказывает нерешаемую теорему на крупном симпозиуме…
Обращение к фантастическому жанру – случай исключительно редкий для режиссера, снимающего фильмы на социальную тему.
Но Дарья Тюрикова давно интересуется темой людей с РАС и их возможностями, поэтому и решила снять не слезливую историю, а современное кино. «Чистилище», кстати, нашлось в песчаном карьере близ Иванова, где проходили съемки. Правда, красивая цифра 88 теперь вряд ли соответствует действительности: число людей с РАС в последние годы растет в геометрической прогрессии.
Специальный приз жюри «За оптимизм и жизнерадостность» получила семейная комедия «В поисках друга», снятая на Детской социальной киностудии «КиноШкид» – совместный социально-реабилитационный кинопроект студии и фонда помощи детям с нарушениями иммунитета «Подсолнух». В проекте участвовали не только профессиональные артисты, но и около 30 юных пациентов отделения клинической иммунологии РДКБ. Это веселая эксцентричная история о собаке породы корги, которая пустилась в опасное путешествие по городу, чтобы найти попавшую в больницу хозяйку. Какие только приключения не пришлось пережить собаке: она чуть не попалась в лапы похитителей, угодила в машину для отлова бродячих животных, но стала «собачьим суперменом» и освободила томящихся товарищей по несчастью из клеток… Для настоящей дружбы и сострадания нет никаких преград и барьеров. «На мой взгляд, в социальном кино должна быть толика юмора, иронии, чтобы зритель поверил – все не так уж плохо, что-то можно исправить. С помощью смеха можно поднимать очень серьезные темы», – считает режиссер киностудии Мария Сопова.
Старое доброе кино
К сожалению, многие работы, представленные на кинофоруме, не вызывали ничего, кроме дежавю – где-то мы уже это видели и слышали. В основном это были фильмы-портреты, снятые по одному и тому же сценарию. Главный герой сидит перед камерой, рассказывает о своей непростой жизни, о том, как он преодолел невзгоды, добился успеха… Нет ни действия, ни драматургии, ни характеров, ни неожиданных поворотов и острых эмоций – только монотонный рассказ-исповедь, подражание жестко заданному телевизионному стандарту.
Все люди с инвалидностью – как на подбор мужественные и не сломленные судьбой, волонтеры – добрые феи или ангелы, спасающие мир. Возможно, авторы боялись обидеть «обделенных судьбой» людей, которые на самом деле хотят быть такими же, как мы, и не приемлют ложного сочувствия. Но только эмпатии и симпатии к герою мало.
Попытки «надавить на тюбик жалости» приводили лишь к тому, что кино получалось выхолощенным, плоским и попросту скучным.
Возможно, причина этому – то, что в последние годы благотворительность стала делом молодых. Это модно, это круто, это дает то, чего нет в повседневной жизни, и к чему испокон веку стремится молодежь – романтику, энергию действия, адреналин, а иногда и риск. Но профессионализма и опыта молодым авторам пока не хватает, и они следуют по наезженной колее, делая кино «под копирку». И фестивали и кинофорумы, подобные «Благотворительности в объективе», могут принести неоценимую пользу. Есть отрадное обстоятельство: ребята понимают, что пока еще «не настоящие волшебники» и жаждут учиться – и у мэтров, и друг у друга. Не случайно, чтобы послушать все мастер-классы, они даже пожертвовали вечерней дискотекой.
+ There are no comments
Add yours