Вредные советы по краудфандингу для НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Вслед за Григорием Остером, автором “Вредных советов” для детей, эксперты крупнейшей в России краудфандинговой платформы Planeta.ru составили вредные советы по краудфандингу для НКО – их можно читать и новичкам краудфандинга, и организациям, успешно использующим этот способ привлечения денежных средств на помощь своим подопечным.

Совет №1. Следуйте за толпой

Если все вокруг коллеги

Запустили краудфандинг,

Говорят о нём в «курилках»,

Обсуждают день и ночь,

Значит, вашей НКОшке

Краудфандинг тоже нужен,

А зачем – поймёте позже,

Запуститься бы сперва.

 

На самом деле:

Это правда, о краудфандинге сейчас говорят всё чаще. С творческих проектов он плавно и уверенно перешёл и в сферу благотворительных, социальных. Но краудфандинг как способ фандрайзинга подходит далеко не каждой НКО. Вам предстоит огромная работа по продвижению своего проекта, знакомство с массой новых людей, постоянное привлечение внимания к своей идее. За каждым проектом обязательно должен быть закреплён персональный крауд-продюсер со стороны фонда, который будет вести проект и постоянно над ним работать.

Если такого человека у фонда нет, задумайтесь, стоит ли выходить на платформу со своим проектом. Проект будет работать только тогда, когда над ним будут работать. Помимо привлечения средств, краудфандинг даёт возможность найти новых партнёров, волонтёров, расширить базу доноров. Это отличный pr-инструмент, а также возможность проверить свою идею на прочность. В случае краудфандинговых проектов за идеи голосуют рублём, а это очень честное голосование. Перед запуском проекта, важно определить для себя, какие цели своей крауд-кампании вы ставите. Некоторых целей действительно проще можно достигнуть при использовании других инструментов.

Совет №2. Просите больше

Если каждый из тех тысяч

Пользователей на «Планете»

Скинет в ваш проект немножко,

Вместе будет ого-го!

Так просите вы побольше,

Может, кто-то расщедрится.

Если же не расщедрится,

Не лишитесь ничего.


На самом деле: 

Успешными проектами на Planeta.ru считаются только те кампании, которые достигают 50% от заявленной финансовой цели. Для благотворительных проектов действительно существуют особые условия – в частности, кампаниям некоммерческих организаций переводят любую собранную сумму. Но заявленная финансовая цель должна быть обоснованной и достижимой. На краудфандинговых платформах не сидят люди, которые целыми днями только и думают, на какой бы проект потратить собственные деньги. Чтобы человек поддержал проект, его нужно заинтересовать этим проектом. Важно, что по общемировой тенденции, краудфандинговая платформа даёт автору в среднем 10-20% «своей» аудитории. Этот процент увеличивается, если проект попадает в соцсети платформы и дайджесты проектов для авторов, но нужно рассчитывать на то, что проектом в любом случае придётся очень много заниматься. Даже крауд-кампании известных людей, имеющих большую аудиторию в соцсетях, не собирали заявленных сумм, если авторы проектов делали «разовый» пост и на этом завершали работу по продвижению.

Совет №3. Увеличьте срок проекта

Месяц, два или полгода?

Лучше ставьте сразу год.

Чем проект ваш будет дольше,

Тем он больше соберёт.

 

На самом деле:

Спонсоры проектов часто откладывают участие в крауд-кампании на потом, когда видят, что до окончания проекта остаётся ещё много времени. Но «потом» они могут и не вернуться. Затянутая крауд-кампания отнимет много сил автора. Безусловно, для проектов с большими финансовыми целями допустимы продолжительные сроки. Благотворительные проекты на Planeta.ru можно продлевать несколько раз. Но руководители благотворительных проектов рекомендуют разделить финансовую цель на количество дней и получить ежедневный KPI. Комфортна ли итоговая сумма для человека, который будет заниматься проектом? Не стоит забывать и о сезонности. Для некоторых проектов очень важен период сбора.

Совет №4. Не тратьте время на видео

Ролики пускай снимают

Режиссёры и актёры,

Ни ресурсов и ни времени

У НКО на это нет.

И, к тому же, кто их смотрит?

Это не Youtube-канал ведь.

Решено: вы запускайте

Без видеообращения проект!

На самом деле: 

Краудфандинговый проект состоит из ряда обязательных элементов. Видео является, пожалуй, самым трудозатратным из них, но качественный ролик примерно вдвое увеличивает шансы проекта на успех. Видео — самый эмоциональный контент, имеет большую виральность в соцсетях. Но оно обязательно должно быть качественным, информативным, мотивирующим. Рекомендуемый хронометраж – 1,5 – 2 минуты, за это время вполне можно расположить пока ещё потенциального спонсора к своей идее и команде. Для вдохновения посмотрите вирусный ролик Центра лечебной педагогики с участием Ивана Урганта в роли учителя особых детей. Конечно, не у каждой организации есть возможность обратиться к Урганту, но у каждой организации есть возможность творчески подойти к оформлению своего проекта. Для создания интересных видео в проекте можно обращаться к студентам режиссёрских факультетов, «киношникам»-любителям и блогерам. Главное — заранее озаботиться этим вопросом.

Совет №5. Давите на жалость

Больше слёз и грустных фото-

Так проект будет правдивей.

Если надавить на жалость,

Защемит в сердцах у всех.

Можно даже обозначить,

Если, мол, ты не поддержишь,

Значит, вместо сердца камень,

Раз уж он не защемил.

 

На самом деле: 

НКО может быть сложно принять эту мысль, но аудитория краудфандинговых платформ охотнее поддерживает лидеров, увлечённых своими идеями, а не тех, кто просит о помощи. Поэтому некоторые приёмы, работающие в благотворительности, не работают в благотворительном краудфандинге. Старайтесь избегать слов «пожертвования», «жертвователь», они апеллируют к жалости и состраданию. Старайтесь не публиковать очень грустные фотографии. Да, на сайтах благотворительных фондов они уместны. Но на краудфандинговой платформе автор получает доступ к «случайной» аудитории. Некоторые люди зайдут на страницу проекта просто потому, что поддерживали музыкальный проект, а после неожиданно наткнулись на благотворительную кампанию. Важно удержать этих людей. А это можно сделать, только если говорить с ними на их языке. Конечно, не нужно утрировать и «выдумывать радость». Но любую тему можно подать по-разному. Можно делать акцент не на текущем состоянии, а на изменениях после успешного завершения проекта. Для примера посмотрите проекты Фонда содействия больным саркомой. Саркома – точно не самая весёлая на свете тема. Но сотрудники этого фонда подают свои проекты легко и непринуждённо. Фонд успешно завершил уже 7 крупных сборов на Planeta.ru и сейчас ведёт новую кампанию.

Совет №6. «Спасибо» вместо награды

Скажем спонсору «спасибо»

В десяти разных наградах.

Ну а что, если у фонда

Нет своей продукции?

Должен быть вам благодарен

Спонсор. Ведь своим проектом

Вы сподвигли человека

Делать добрые дела.

 

На самом деле:

Безусловно, у людей, поддерживающих благотворительные краудфандинговые проекты, мотивация не такая, как у спонсоров творческих кампаний. Лучшая награда для них – действительно выздоровление подопечного фонда, строительство приюта для животных, организация трудовой занятости людей с ментальной инвалидностью, то есть, участие в качественном изменении жизни. Но главное отличие краудфандинга от благотворительности именно в том, что краудфандинг – поддержка проекта за вознаграждение, получение каждым спонсором материальной или нематериальной благодарности. Да, у фондов не всегда есть возможность подарить своим спонсорам за участие в проекте какие-то вещественные бонусы. Но даже к нематериальным наградам можно подойти творчески, как это сделал, например, фонд «Созидание». На Planeta.ru фонд собирал средства на ростовые куклы муравьёв, являющихся символом ежегодного инклюзивного фестиваля “День муравья”. Будущего муравья фонд буквально «расчленил» и предлагал спонсором кампании разбирать его по частям: кому-то достались усики, кому-то жвалы, кому-то глазки. Крауд-кампания прошла очень бодро, сумма сбора была превышена почти в два раза, все спонсоры получили чёткое представление, на что пойдут конкретно их деньги. Кстати, и придумать интересные материальные награды иногда гораздо проще, чем кажется НКО. Руководитель фонда «Второе дыхание» и основатель Charity Shop Дарья Алексеева за неделю до своей крауд-кампании «Покупаем газель для тех, кому #НечегоНадеть» обратилась к друзьям в соцсетях с просьбой предоставить какие-нибудь награды для её проекта. Многие фонды при придумывании бонусов для спонсоров крауд-кампании забывают про членов своих Попечительских советов или партнёров по разным мероприятиям. Награда в краудфандинговом проекте – это необязательно продукция с символикой фонда, ею может быть что угодно. Директор фонда «Детские сердца» Катя Бермант даже предлагала спонсорам своей крауд-кампании кастрюлю борща. Важно понимать, что награды – это ещё и отличная возможность для продвижения проекта.

Совет №7. Менеджер проекта всё сделает за вас

Если вам даёт «Планета»

Персонального куратора,

Все заботы о проекте,

На себя он заберёт.

Продвигать проект не надо,

Это не ваша забота.

Ведь успешность всех проектов –

Менеджера KPI.

 

На самом деле:

Краудфандинг – достаточно молодое явление, профессии менеджера краудфандингового проекта и крауд-продюсера появится в «Атласе профессий» только к 2020 году, пока же многие их путают. За каждым проектом на «Планете» закреплён персональный менеджер, который помогает авторам запускать проекты, даёт советы по оформлению и продвижению, представляет интересы автора на платформе (договаривается о публикациях в соцсетях, включении в дайджест и пр.), решает конфликтные ситуации, редактирует проект по ходу кампании. Крауд-продюсер – это человек, который занимается продвижением проекта, распространением информации о нём. В благотворительных проектах часто крауд-продюсерами выступают сами сотрудники фондов. Соответственно, нагрузка по продвижению проекта ложится на них. В фондах же часто считают, что менеджеры отвечают за успешность их сбора. Но ежемесячно каждый менеджер «Планеты» запускает до 20 проектов. Он может что-то посоветовать, но следовать рекомендациям должен сам автор. Разместить проект и ждать, пока нужная сумма будет собрана, неэффективно. Важно публиковать в кампании новости, рассказывать о ходе проекта, привлекать новых партнёров для размещения интересных наград, придумывать активности в соцсетях, обращаться к блогерам. И это – задача крауд-продюсера.

Совет №8. Обращайтесь во ВСЕ СМИ

Запуск каждого проекта –

Это супер-инфоповод.

Скиньте пресс-релиз повсюду,

Пригласите вы все СМИ

Через час после начала

Краудфандинговой кампании.

После публикаций этих

Счётчик сразу оживёт.

 

На самом деле:

Продвижение проекта должно быть вдумчивым. Оно состоит из нескольких этапов. На первом важно задействовать не СМИ, а ближайшее окружение. Создать ажиотаж не в публикациях журналистов, а в постах в соцсетях. Публикации в СМИ на начальном этапе дают только имиджевый эффект. Читатели – это не лояльная вашему проекту аудитория, они вряд ли станут первыми спонсорами крауд-кампании. По статистике, на рост счётчика проекта публикации в СМИ влияют, когда в кампании уже собрана первоначальная сумма. Поэтому мы рекомендуем сначала создать шум в соцсетях за счёт публикаций знакомых, подписчиков организации, поработать с дружественными сообществами и только потом выходить со своим проектом к блогерам и журналистам. При этом важно помнить, что бездумная рассылка пресс-релизов малоэффективна. Если вы выходите не на общественные или социальные СМИ, а на тематические, в материале должна быть «изюминка», соответствующая тематике издания.

Совет №9. Отчёты – лишняя забота

Никому не говорите,

Что собрали вы все деньги,

Мало ли, ещё кто сглазит

Краудфандинговый успех.

 

На самом деле:

После завершения проекта необходимо опубликовать в нём и в соцстеях организации отчёт о потраченных средствах. Во-первых, спонсоры, поддержавшие проект, имеют право порадоваться успеху вместе с вами. Во-вторых, такие отчёты повышают доверие к благотворительной организации, когда она выходит на платформу с последующими идеями. В профиле организации каждый сможет посмотреть на «краудфандинговую историю» фонда. Если в этой истории нет места отчётам – многие спонсоры не захотят помогать организации вновь.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий