«Нелюбовь» Андрея Звягинцева: кино в помощь благотворителям


Сотрудники фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» посмотрели фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», который получил престижный приз жюри на 70-м Каннском фестивале. В ноябре прошлого года Андрей Звягинцев принял участие в «Неделе признаний» накануне #ЩедрогоВторника и поддержал поисковую службу «Лиза Алерт». Волонтеры поискового отряда стали одними из действующих лиц фильма. Юлия Ходорова и Рената Батюшова после просмотра фильма пришли к выводу, что «Нелюбовь» — большой подарок всему некоммерческому сектору.

Российское кино о гражданском обществе

Юлия Ходорова, консультант по развитию Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ»:

Любители авторского кино знают, что в российский прокат 1 июня вышел фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», который до этого получил приз жюри на Каннском фестивале. Фильм не оставляет равнодушным никого, во множестве отзывов критиков и зрителей анализируются те или иные заложенные автором смыслы. В основном обсуждают вопросы нравственности, семейных ценностей, любви и нелюбви, равнодушия.

При этом в фильме особая роль отведена подробному описанию работы волонтерского поискового отряда, как мы знаем, прообразом которого стала известная поисковая служба «Лиза Алерт».

Поправьте, если ошибаюсь, но ведь впервые в российском кино широкого проката  с полной серьезностью и очень подробно показана роль, профессионализм и вся значимость работы волонтерской некоммерческой организации. В драматическом сюжете фильма поисковый отряд волонтеров становится единственной силой, службой, которая приходит на помощь семье, где пропал ребенок. Опустим все смыслы про нелюбовь, представим обычный несчастный случай, когда подросток пропал на улице и попал в беду.  Опустим также смелые высказывания режиссера о реальной работе правоохранительной системы в таких случаях. И  увидим, кто на самом деле приходит на помощь обычным людям в кризисной ситуации – волонтерская организация, из обычных людей, оставивших свои дела, семьи, работы, уже хорошо обученных, замотивированных и готовых без устали днем и ночью искать и искать человека, пока есть хоть какая-то надежда, что он жив.

Понимает ли Звягинцев, какой огромный вклад он сделал сейчас в поддержку некоммерческого сектора, наглядно продемонстрировав работу волонтерской НКО?

Теперь многомиллионная аудитория зрителей осознает огромную значимость организаций гражданского сектора. Значимость лично для каждого, поддержку в сложнейших ситуациях, когда государственная машина не в состоянии оперативно помочь. Это кино – мощный импульс для развития доверия к НКО и благотворительности.

К этой картине у нас в Фонде «КАФ» особое отношение. Дело в том, что съемочная группа рассматривала возможность делать съемку из окон нашего офиса на Мясницкой. Это дало возможность нашим коллегам познакомиться с Андреем Звягинцевым лично и пригласить его к участию во флэшмобе «Неделя признаний» в преддверии #ЩедрогоВторника в 2016 году. Он согласился и поддержал. Он нас понимает.

Андрей Звягинцев. Фото Ивана Куринного

«Нелюбовь» Звягинцева: фильм о разных направлениях света

Рената Батюшова, специалист по связям с общественностью Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ».

Приз жюри Каннского кинофестиваля. Сотни отзывов – лестных и не очень. Споры, поиски смысловых пластов, угадывание намеков. Все это, конечно, — о новом фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь», который вышел в прокат 1 июня.

Для фонда «КАФ» это событие – большая и практически личная история: волею судеб, в самый разгар подготовки к флешмобу «Неделя признаний», который проходил в преддверии #ЩедрогоВторника с 22 по 29 ноября 2016 года, мы узнали, что одна из основных сюжетных линий в новом фильме Андрея Звягинцева будет посвящена работе поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Конечно, мы предложили маэстро рассказать о фильме и принять участие в «Неделе признаний». Когда режиссер согласился, дал нам большое интервью и рассказал о своем участии в благотворительности, поклонников у него стало на один фонд больше. И мы всей командой ждали выхода фильма на большие экраны.

И это случилось.

Фильм-загадка и фильм-ответ, фильм о людях и системе. Фильм о бесконечности тоски по потерянной жизни. Фильм о будничности нелюбви и обыденности жизненной драмы.

Фильм о тех, кто живет для себя и тех, кто живет служением людям – зачастую совсем незнакомым. И это последнее для меня как для «человека из сектора» (да простят меня старшие коллеги за самонадеянность!) – самое ценное в фильме.

Дважды в «Нелюбви» вспыхивает яркий свет: голубоватый экран смартфона матери (Марьяна Спивак) пропавшего мальчика (Матвей Новиков) и лучи фонариков, которыми волонтеры «Лизы Алерт» пробивают темноту заброшенного здания бывшего ДК. Не знаю, задумывалось ли это как метафора, но посудите сами: экран обращен к лицу того, кто держит устройство, то есть свет, энергия, исходящие от телефона, направляются в самого человека, в то время как луч фонарика направлен вовне – от того, кому он принадлежит.

Два мира – эго и не эго, я и не-я, «входящие и исходящие» – встретились в этом фильме и, безусловно, именно за вторыми хочется следовать, именно вторым не страшно довериться, свет именно их фонариков говорит нам, что нелюбовь все-таки преодолима и надежда от нее избавиться – есть. Достаточно переживать о ближнем не меньше, чем о себе, и не бояться жертвовать время, деньги, таланты на благо тех, кто в этом нуждается.

Подробнее о том, как работает поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт». Поддержать организации, которые помогают семьям в трудной жизненной ситуации, можно на Благо.ру. 

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply