Портрет интеллектуального волонтера: результаты исследования


Благотворительным организациям можно помогать по-разному: перечислять пожертвования, приходить волонтером в больницу, помогать с перевозкой вещей, взять на воспитание собаку. Но некоммерческим организациям также нужна профессиональная помощь. НКО растут, набирают персонал и сталкиваются с задачами, которые уже не могут решить собственными силами. На волне профессионализации сферы благотворительности зарождается течение под названием «интеллектуальное волонтерство».

В Европе и США о нем известно давно, однако в России интеллектуальные волонтеры встречаются не так часто. Чтобы понять портрет человека, готового помогать своими профессиональными навыками, группой студентов курса «Маркетинг и бренд-менеджмент» Британской высшей школы дизайна были проведены десятки подробных интервью с реальными и потенциальными волонтерами – специалистами крупных и средних компаний. Данная работа была инициирована фондом «Друзья» — полученные материалы легли в основу маркетинговой стратегии, которую по заказу фонда группа студентов разработала для онлайн-платформы интеллектуального волонтерства под рабочим названием «Банк времени».

Мотивация волонтеров

Подробные интервью помогли понять внутренний мир волонтеров. Опрошенные переводчики, юристы, маркетологи, стратеги, программисты рассказывали о своей работе с НКО, вспоминали о том, как они начинали помогать благотворительным организациям, делились успешными и неуспешными кейсами. Оказалось, что им важно чувствовать себя социально активными, потому что они испытывают «ощущение, что ты уже чего-то добился и можешь помогать другим».

«Это потребность приносить пользу, у нас ведь и так не самая вредная профессия», — говорят многие. Это и заставляет их жертвовать коммерческими проектами и помогать, потому что “многие люди хотят что-то давать, чтобы чувствовать собственное удовлетворение”.

Портрет интеллектуального волонтера

Но качественные интервью дают лишь пищу для размышлений. Для уточнения портрета интеллектуального волонтера был запущен количественный опрос, в котором приняло участие 235 респондентов. Анкета распространялась через Фонд «Друзья», проект «ToDoGood», крупные организации и личные аккаунты интервьюеров.

Результаты опроса уточнили портрет волонтера по ряду признаков.

Возрастной ценз респондента варьируется в диапазоне от 25 до 34 лет – 53%, 33% респондентов — возраста 35+. Преимущественно девушки — 84% респондентов.

Имеют одно и более высших образований. 2/3 респондентов занимает руководящие позиции, остальную часть представляют специалисты среднего и высшего звена.

88% респондентов имели опыт благотворительной деятельности за последние 5 лет, но лишь 30% принимали участие в интеллектуальном волонтерстве. Остальные респонденты ранее принимали участие в адресной помощи, перечисляли пожертвования и помогали  благотворительным фондам. 42% респондента знают или когда-либо слышали о феномене интеллектуальном волонтерстве.

Фото предоставлено пресс-службой

Основные выводы исследования

По результатам исследования можно выделить 3 ключевых сегмента людей, склонных к оказанию волонтерской деятельности.

  • Первый сегмент представляют люди, которые любят делиться тем, что знают и хорошо умеют. На этапе качественных исследований мы назвали этот сегмент — «Наставник» (33% респондентов).
  • Вторым важным критерием при решении в оказании безвозмездной интеллектуальной помощи выступает системность, а именно желание помогать не конкретному человеку, а вносить системные изменения в сфере – сегмент «Мессия», 24%.
  • Третьим по важности фактором выступает готовность находить время и помогать, потому что это долг каждого человека, и люди не должны быть брошены в беде – сегмент «Мать Тереза», 21%.

На участие в интеллектуальной волонтерской деятельности  3/4 респондентов получают положительные эмоции и удовлетворение от участия. Большинство респондентов считают волонтерскую деятельность интересной и необходимой для самореализации.

Что мешает интеллектуальным волонтерам

Барьерами к оказанию интеллектуальной волонтерской деятельности могут выступать такие факторы, как:

  • неясное понимание, какой результат принесет работа (61%),
  • задача занимает больше времени, чем планировалось (53%),
  • фонд не понимает специфики профессии, то есть фонд и волонтер «говорят на разных языках» (43%),
  • фонд отходит от технического задания и просит сделать работу сверх брифа (40%).

Таким образом, мы приходим к выводу, что интеллектуальный волонтер – это неравнодушный и эмпатичный человек, который любит свою работу и готов делиться своими знаниями с теми, кто не может их получить на платной основе. Он не всегда знает, где это можно сделать, поэтому платформы, объединяющие фонды и волонтеры очень востребованы.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply