История больших перемен: как за 15 лет небольшой фонд превратился в образовательный центр с эндаументом


Благотворительный фонд «Большая Перемена» уже 15 лет работает с воспитанниками и выпускниками детских домов и интернатов, детьми из приёмных семей. Ежегодно в программе образовательного центра в Москве участвуют не менее 70 студентов в возрасте от 14 до 30 лет.

Директор фонда Ирина Рязанова рассказывает, как за 15 лет фонд вырос из московской кухни и дорос до эндаумента размером в 4,2 млн рублей и партнерства с большой консалтинговой четверкой.

Ирина Рязанова, директор фонда «Большая Перемена»

Об учениках

«Сначала в «Большую Перемену» в основном приходили молодые люди из психоневрологических и коррекционных интернатов. В психоневрологическом интернате нет занятий по школьной программе. У нас они учатся читать, ориентироваться в метро, культурно общаться, задавать вопросы, устраиваться на работу. Нужно несколько лет для такой социокультурной реабилитации, чтобы у ребят появился шанс выйти из ПНИ и справиться с самостоятельной жизнью.

Студенты из коррекционных интернатов тоже прежде всего учатся учиться и быть самостоятельными. На втором плане — освоение школьной программы и сдача экзаменов в государственной школе, если учащийся понимает, с какой целью он этого хочет. В «Большой Перемене» все — и учитель математики, и куратор, и администратор — работают вместе, чтобы у нашего студента развивалась осознанность и самостоятельность, без которых попытки «просто» освоить школьный минимум терпят неудачу.

Ещё одна группа студентов — ребята из детдомов, которые учатся в обычной школе, но сильно отстают от программы. Обычно в «Большую Перемену» они приходят по инициативе директора детского дома, чтобы за 1-2 года подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ. В работе с этими ребятами нам нужно не только определить и помочь устранить глубокие пробелы в знаниях  за начальную и среднюю школу, но и помочь ребятам обнаружить свой смысл в учебе. Кроме этого нужно учесть предыдущий непростой учебный и жизненный опыт и особенности подросткового возраста.

Сейчас к нам обращается все больше приёмных семей. Взяв ребенка из детского дома, родители сталкиваются с проблемами адаптации не только в семье, но и в новой школе, обнаруживают огромные пробелы в знаниях и мотивации к учебе. И именно в этот период им особенно нужна помощь специалистов, чтобы сохранить новую семью.

Ученики образовательного центра. Фото предоставлено пресс-службой

Об истории фонда 

Фонд был зарегистрирован в августе 2002 года, а первый урок прошёл 1 октября. Именно эта дата  — точка отсчета. Команда состояла из нескольких моих друзей и коллег, помогал супруг, дети. Начинали с 8 педагогами и 14 ребятами. Название «Большая Перемена» было придумано в ходе мозгового штурма на кухне моей квартиры. Оно очень точно отражало смысл и результаты той поддержки, которую получали у нас ребята. Нам было важно, чтобы благодаря качественному образованию они смогли сами решать свои жизненные задачи.

В первый год работы мы по вечерам ютились в маленькой частной школе наших друзей в Отрадном. После занятий учителя и ребята вместе наводили порядок, мыли полы, чтобы с утра школьники пришли в чистые классы. Потом мы обосновались в здании попросторнее, но на самой окраине Москвы, на улице Ротерта. Домой после занятий добирались к полуночи.  Помещение делили с большим количеством других организаций. Пока у нас шли уроки, на том же этаже «соседи» могли проводить шумную дискотеку.

О развитии

Спустя три года было принято очень важное решение — снять собственное помещение, подвальчик на Павелецкой. На кухне повесили «градусник»: сколько собрали на аренду, сколько осталось. Даже два наших студента принесли и разбили кота-копилку, и совместными усилиями сумма была собрана.

В новом помещении количество ребят постепенно выросло до 70. Мы существенно расширили программу, появились Английский и Театральный клуб, «Музыкальная гостиная», «Художественная мастерская», программа «Путешественник». К нам на семинары и стажировки стали приезжать специалисты из детских домов Псковской области, Новосибирска, Краснодарского края.

О системной помощи

В 2011 году был собран первый Попечительский совет.  В него вошли люди, которые уже несколько лет участвовали в финансировании программ фонда, доверяли нам и могли помочь расширить круг помощников фонда. Затем мы встретились со следующим вызовом. Для того, чтобы работать системно и устойчиво, развивать сотрудничество с детскими домами и привлекать финансирование для благотворительных программ, нужно было получить лицензию на дополнительное образование. Первый шаг в решении этого вопроса —  подходящее помещение, не в подвале, соответствующее государственным стандартам. Тогда мы стали пробовать собрать деньги на покупку собственного помещения, но сбор шёл очень . К счастью, в 2009 году при помощи попечителей мы нашли дом на Варшавском шоссе, который и сейчас арендуем на льготных условиях. В 2012 году «Большая Перемена» получила лицензию на дополнительное образование.

Образовательный центр «Большой Перемены». Фото предоставлено пресс-службой

Об эффективности

Несмотря на очевидные успехи, появлялись новые вопросы. Мы видели, что даже при при индивидуальном подходе 40% ребят уходили из программы в течение первого года, не достигнув своих целей. Мы могли принять новых студентов из большого листа ожидания, чтобы общее количество ребят в программе оставалось неизменным. Но нас это не устраивало.

Именно тогда мы встретились с Ниной Николаевной Михайловой, которая стала научным руководителем фонда. Педагоги включились в исследование эффективности своей деятельности и повышение квалификации. В результате мы разработали и внедрили новые методы диагностики, программы и подходы к образовательному процессу. Благодаря этому за последние 6 лет отсев ребят из программ снизился с 40% до 4%.

Сейчас Образовательный центр достиг зрелости. Мы поняли, что нецелесообразно увеличивать количество студентов «Большой Перемены». Выросла профессиональная команда, которая может не только оказывать непосредственную помощь детям, но и распространять наш опыт. Мы проводим информационные и обучающие семинары, мастер-классы, международные конференции консультируем специалистов.

Образовательный центр «Большой Перемены». Фото предоставлено пресс-службой

О финансировании

Деятельность фонда финансируется из трёх источников. Одна треть — гранты. Например, прошлом году мы впервые выиграли президентский грант и заняли первое место в конкурсе грантов комитета общественных связей Москвы. Две трети бюджета составляют пожертвования от компаний и частные пожертвования.

В первый год работы бюджет фонда был 40 тысяч рублей. Их перечислили друзья, доверявшие мне и знавшие, куда пойдёт каждый рубль. Сначала обращения в фонды и компании не приносили результатов. Но мы продолжали искать заинтересованных людей, рассказывали о наших первых результатах и планах.

Уже на второй год мы получили гранты от организации «Дом друзей». С первых лет работы сотрудничаем с фондами «Дорога вместе», «Общество помощи русским детям», КАФ. Первым партнёром из корпоративного сектора стала компания EY. Всё началось с волонтёрского проекта одного из сотрудников компании и переросло в сотрудничество, которое продолжается уже 14 лет.

О партнерах

Постепенно круг партнёров расширялся. Сегодня программы фонда ежегодно финансируют все компании «Большой четверки», их представители вошли в Попечительский совет. Сотрудники участвуют в занятиях с ребятами на волонтёрских началах, участвуют в решении административных вопросов. Традиционным стал субботник Big4ForBigChange, на котором сотрудники четырех компаний помогают подготовить помещение фонда к нашей международной конференции.

Круг друзей фонда постепенно расширяется. С каждым новым партнёром мы продумываем программу сотрудничества, основываясь на честности и прозрачности, готовности учиться друг у друга, учитывая ограничения обеих сторон. От качества и масштаба этих отношений напрямую зависят качество и масштаб нашей помощи детям.

О стратегии

Новая для нас форма партнёрства — вклад в целевой капитал (эндаумент), созданный Попечительским советом в 2013 году. Сейчас размер целевого капитала составляет 4,2 млн рублей, но доход от него уже помог нам успешно завершить прошлый учебный год.  

В стратегии развития на ближайшие пять лет: наращивание эндаумента, расширение и обучение команды, развитие научно-практической платформы для обмена опытом и образовательными практиками».

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply