Благотворительность вместо сувениров: как это работает


Приближается Новый год, многие компании уже заказывают корпоративные подарки к празднику для своих партнеров. Благотворительные организации уже давно полноценные участники этого подарочного марафона. В России уже больше 10 лет развивается международный тренд alternative giving — «благотворительность вместо сувениров»: компании могут отказаться от сувенирного бюджета и перечислить деньги на благотворительность. Есть и опция для тех, кто не готов лишить партнёров подарков, но хочет вложить в них смысл, — корпоративные сувениры можно приобретать прямо у благотворительных организаций. «Филантроп» собрал мнения экспертов рынка сувениров и самые интересные новогодние предложения фондов.

Объем рынка промоиндустрии и корпоративных подарков в России по итогам 2015 года составляет 20,5 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации коммуникационных агентств России. В 2016 АКАР отметила рост на 15%. Сколько из этих подарков остаются невостребованными, в отчете не говорится, но понятно, что далеко не все подарки будут оценены адресатами.

Альтернативой новогодней гонке корпоративных сувениров стала идея «Благотворительность вместо сувениров», которую принес в Россию фонд «КАФ» в 2007 году. За первые два года к инициативе присоединились 380 компаний, в том числе PricewaterhouseCoopers, «Ренова», Комкон, Тройка-Диалог и другие. В результате более 217 млн. рублей были направлены на развитие благотворительных программ, а также в некоммерческие организации из разных регионов России. С тех пор тренд поддержали практически все крупные благотворительные фонды, в том числе «Подари жизнь», «Вера», «Линия жизни», фонд Константина Хабенского, служба помощи «Милосердие», и много небольших организаций, а суммарные сборы ежегодно исчисляются сотнями миллионов. Только фонду «Подари жизнь» в прошлом году таким образом удалось собрать более 35 млн рублей.

Рисунки вместо сувениров

Большинство благотворительных организаций, поддерживающих идею альтернативных подарков, не оставляют компании и их партнеров без подарков — чаще всего это работы подопечных или друзей организации, календари, открытки, любая полиграфия, где можно использовать корпоративную символику. Открытки и календари с логотипом компании делают служба помощи «Милосердие», фонд «Измени одну жизнь«, «Арифметика добра«, фонд Константина Хабенского, «Детские сердца».

Одним из первых эту традицию начал Центр лечебной педагогики. «Эта акция важна не только для привлечения средств, но и с точки зрения распространения наших ценностей, нашей идеологии — инклюзии, нормализации жизни людей с ограниченными возможностями здоровья», — рассказывает Инга Пагава, консультант ЦЛП.

В основу открыток и календаря всегда ложится детский рисунок — один или несколько. Над ним немного работает дизайнер, он же создает макет. В создании макета принимает участие и компания — она предлагает поздравительный текст и ключевое сообщение о вовлеченности в  программы ЦЛП (занятия с детьми, консультации для родителей).

«Именно для осуществления этих программ компании и делают свои благотворительные пожертвования. Для них это лишний повод проявить свое социальное неравнодушие, социальную ответственность», — добавляет Инга Пагава.

В этом году открытки и календарь ЦЛП украшены рисунками ребят, которые продолжают ходить на занятия, и работами юного выпускника Центра — девятилетнего Пети, который занимался со специалистами организации несколько лет, а теперь учится в обычной школе и сам делает домашние задания. Приобрести календарь и открытки могут не только компании, но и частные лица.

Кроме того, у ЦЛП можно заказать корпоративные сувениры — деревянные домики от «Артели блаженных» — столярной мастерской воспитанников Центра, и керамику от мастерской «Особая керамика» — содружества художников и керамистов, среди которых есть люди с ментальными проблемами, и лечебных педагогов.

Благотворительный фонд «Настенька», который помогает детям с онкологическими заболеваниями, тоже предлагает корпоративным жертвователям новогодние открытки, в том числе необычные — например, в виде коробочки с бенгальскими огнями. Кроме того, «Настенька» устраивает в офисах «Новогодние елки желаний»: вместо обычных украшений на дереве висят шарики с детскими желаниями (на шариках указаны конкретные подарки, которые нужны детям — от конструктора до лекарства). Компания эти желания исполняет. Наконец, фонд проводит новогодние благотворительные ярмарки, в которых со своими поделками участвуют как сотрудники компаний, так и подопечные фонда. Все вырученные деньги идут на подопечных фонда.

Сертификаты, зарядки и спорт

На рынке корпоративных сувениров существуют своя мода. Одним из трендов и стала благотворительность. Маркетолог компании Giftery Антон Ковылкин отмечает: «В корпоративном сегменте активно дарят благотворительность. Благотворительные фонды выпускают свои собственные электронные подарочные сертификаты, а компании могут дарить либо сертификаты фондов, либо универсальные сертификаты, в которые входят и благотворительные сертификаты и другие товары и услуги на выбор получателя. При этом, если средний чек на подарочный сертификат равен тысяче рублей, то на сертификаты на благотворительность в среднем тратят 500 рублей, но крупные компании могут себе позволить дарить подарочные сертификаты до ста тысяч рублей.

Из этого видно, что спросом пользуется благотворительность как у клиентов способных потратить разово крупную сумму, так и у тех, кто хочет пожертвовать в меру возможностей».

Ольга Марголина, руководитель отдела маркетинга ГК «Оазис», одного из крупнейших поставщиков корпоративных сувениров, считает, что основной тренд на протяжении двух-трех последних лет — стремительное развитие категории «электроника»:  «Больше всего спросом пользуются power bank — портативные зарядки, также популярны беспроводные колонки, очки виртуальной реальности, наушники и разнообразные аксессуары для смартфонов. Также активно развиваются товары для спорта — спортивные бутылки, сумки, рюкзаки, спортивный текстиль. При этом традиционные подарки вроде ежедневников, кружек и пишущих инструментов из года в год показывают небольшой стабильный прирост. Топ-5 самых популярных подарков, исходя из наших продаж, — это футболка, рюкзак, зарядное устройство, термокружка и ручка».

Александра Клементьева, менеджер по корпоративным подаркам из Петербурга, отмечает также моду на «экологичные» подарки из дерева, экокубы, в которых можно вырастить деревце. Также, по словам эксперта, по-прежнему востребованы полезные гаджеты — аккумуляторы и жесткие диски. Все корпоративные подарки брендируются.

Благотворительный календарь проекта «Легко-легко» фонда Advita

Фонды тоже следят за тенденциями и стараются делать не только классические благотворительные открытки, календари и магниты на холодильник.

Так, с рекламным агентством по объему сувенирной продукции может конкурировать фонд AdVita, который помогает и детям, и взрослым с онкогематологическими заболеваниями. В проекте фонда «Легко-легко» можно заказать кружки, термосы, футболки, фартуки, подарочные свечи и даже… деревянные скворечники. Многие сувениры украшены рисунками подопечных фонда или петербургских художников. В базе проекта уже более 1500 изображений — работ подопечных фонда, причем отбирают их очень тщательно. На большинство подарков можно нанести логотип или выполнить оформление сувенира на заказ. Фонд также формирует целые подарочные коробки с разнообразными сувенирами.

Подарочная коробка проекта «Легко-легко» фонда AdVita

Курс на оригинальность

Все эксперты отмечают, что на рынке по-прежнему ценится оригинальность идеи и чувство юмора. И фонды, которые готовят свои сувениры, пытаются не отставать.

Так, фонд «Живой» предлагает корпоративным партнерам фирменное варенье от проекта «Вареньевар» — от одной баночки в фирменной упаковке из крафта до набора варений в коробочке с сеном и рождественскими открытками.

Вкусы — от классических вариантов, таких, как вишня с бадьяном или малина, до экстравагантных: винный джем, земляника в шампанском и так далее.

Иногда креатив исходит не от фондов, а от компаний. Так, группа компаний RCG на рынке рекламы превратила волонтерский проект в творческую идею. Десять лет сотрудники RCG посещали детские дома с новогодними творческими мастер-классами, на которых дети расписывали фигурки животных-символов наступающего года. Фигурки уже образовали целую коллекцию, и в прошлом году RCG запустила проект «Крутая штука». «Механика проста: мы приезжаем в детский дом, устраиваем детям праздник с представлением, а потом все вместе раскрашиваем символы Нового года по Восточному календарю. Далее мы их дарим своим бизнес-партнерам. И тот бюджет, который раньше тратился на покупку памятных сувениров клиентам, идет на помощь конкретным детским домам, находящихся в трудном положении, — рассказывает Ольга Ломова, Head of Special Projects группы компаний RCG, интеллектуальный волонтёр платформы Todogood.  — За это время посещение детских домов стало для нас чем-то большим, чем просто новогодняя корпоративная традиция. Поэтому мы её трансформировали не просто в ежегодную благотворительную акцию, а в круглогодичный социально ориентированный проект».

«Крутая штука»  — это набор для творчества, в который входят краски, кисти и чистая фигурка-символ наступающего года. Набор можно приобрести в популярных онлайн- и оффлайн-магазинах. При этом часть средств от покупки «Крутой штуки» направляется в благотворительный фонд «Здесь и сейчас» для развития программы «Социальная адаптация детей-сирот». «В этом году наши подарки стали вдвойне социальными: сообщество слепоглухих из Творческого объединения «Круг» присоединилось к нам и теперь занимается производством самих фигурок. «Крутая штука» — действительно крутая. Это продукт, который интересен широкой аудитории: с крутым дизайном и с крутым копирайтом. Таким образом мы пытаемся достичь своей сверхцели — вовлечь как можно больше людей в решение социальных проблем», — рассказывает Ольга Ломова.

Одним из самых заметных в секторе творческих тандемов — стало сотрудничество фонда помощи хосписам «Вера» и корпорации «Открытие». Для проекта «Добрые Дела» были специально выпущены банковские карты с изображением персонажей сказки «Ежик в тумане», чехлы для iPhone, обложки для паспорта, холщовые сумки, блокноты, футболки и подарочные издания книги «Ежик в тумане». Дизайн всех сувениров утверждал лично автор Юрий Норштейн. Часть средств от покупок по карте и средства, собранные от распространения сувениров, идут в фонд «Вера».

Сувениры «Доброго проекта» фонда «Вера» и корпорации «Открытие»

Фонд «Вера» второй год подряд проводит еще одну необычную акцию — «С Верой в музей», которую поддержали ведущие музеи Москвы, в том числе Третьяковская галерея на Крымском Валу, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Музей Москвы, Музей современного искусства GARAGE, Политехнический музей.

Компании-участники акции вместо дежурных сувениров подарят своим партнерам открытки и возможность посетить музей. К каждой открытке прилагается вкладыш-приглашение, который можно обменять на билет в один из московских музеев, которые присоединились к проекту. В акции можно участвовать не только под Новый год, но и в другие праздники — например, 8 марта, или в день рождения компании. В 2016 году в проекте участвовали 37 компаний: Deloitte, Лаборатория Касперского, сеть пиццерий «Папа Джонс», Blanco, PR-агентство Pro-Vision Communications и другие. Тогда участникам акции удалось собрать 23 миллиона рублей для пациентов хосписов. Леонид Божко, представитель компании Blanco, говорит: «Компания Blanco уже традиционно участвует в проекте Фонда помощи хосписам «Вера» «Благотворительность вместо сувениров». Вместо традиционных ручек, календарей и ежедневников мы дарим нашим клиентам… открытку. Простую открытку. Со словами нашей признательности. В прошлом году, помимо открытки, Фонд «Вера» предоставил участникам акции «С «Верой» в музей» еще и билеты в лучшие музеи и выставочные залы Москвы и наши партнеры были рады таким необычным подаркам».

Вместо или вместе?

При объеме рынка в 20 млрд рублей у фондов еще много точек роста и возможностей для развития. При этом отношение к акции «Благотворительность вместо сувениров» на рынке не у всех однозначное. Как и, например, к сентябрьской акции «Дети вместо цветов». Так, Ольга Марголина считает, что «компании не должны смешивать социальную ответственность и коммуникацию со своими клиентами и партнерами». «Занятие благотворительностью — добровольное дело каждого человека и каждой компании, при этом кричать об этом на каждом углу и говорить о своей «продвинутости» — моветон, — добавляет Ольга. — А кампания «Благотворительность вместо сувениров» многими крупными корпорациями как раз используется для дополнительного пиара: посмотрите, как мы заботимся о больных детях/сиротах/инвалидах/бездомных собачках/ нужное вставить. Если компания хочет жертвовать деньги на добрые дела, то она должна выделить на это отдельный бюджет, а не пытаться разом усидеть на двух стульях».

Впрочем, во многих компаниях существует такая практика — часть бюджета идет на благотворительность, часть — на подарки партнерам.

Именно так в этом году решили провести акцию в компании Virgin Connect, которая уже давно принимает участие в благотворительных акциях. В этом году они впервые решили частично отказаться от покупки новогодних корпоративных сувениров в пользу фонда «Арифметика добра». «Поздравить клиентов, коллег и партнеров с Новым годом – это знают все – задача не из легких, — говорит директор по маркетингу Virgin Connect Марина Пак, — Нужно не только придумать что-то оригинальное, но и уложиться в бюджет. Мы решили, что намного важнее оказать реальную помощь, а в качестве подарка – вручить открытку, нарисованную детьми». Причем компания не полностью отказалась от традиционных подарков и примерно половину бюджета потратит на благотворительность.

В итоге получается настоящий пример модели «win-win»: партнеры и их клиенты в выигрыше, получая оригинальные и осмысленные подарки, и у фондов появился эффективный фандрайзинговый инструмент.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply