Содержательные взрослые: наставничество как часть КСО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Корпоративные наставнические программы, похоже, становится трендом. По крайней мере, такое впечатление сложилось от кейсов, прозвучавших на сессии «Наставничество как содержательная часть программ КСО» в рамках первой международной конференции России Global Mentori, которая проходила 13-14 ноября в Москве. Организатор – Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ (проект «Рыбаков фонда»). Своим опытом поделились ИКЕА, KFC (точнее, корпоративный благотворительный фонд «Открывая горизонты»), от малого бизнеса – цветочная мастерская «Это еще цветочки», со стороны третьего сектора – фонд «Хранители детства» и Социальный центр Святителя Тихона при Донском монастыре, где помимо развития собственного наставнического направления недавно разработали проект «Умные каникулы» для Сбербанка.

Фото «Рыбаков фонд»

Переформатирование помощи

Для наметившегося интереса к наставничеству со стороны бизнеса есть предпосылки. Помощь детским домам оказывают многие компании. И постепенно некоторые из них приходят к осознанию, что артисты и конфеты-подарки, привезенные в детдом, не меняют жизнь конкретного ребенка, а даже напротив – способствуют формированию еще более иждивенческой позиции. Отчасти этого аспекта коснулась в своем выступлении Анна Орлова, директор благотворительного фонда «Открывая горизонты» компании KFC, рассказывая о переформатировании программы по социальной адаптации для детей-сирот.

После первого года проведения сюжетно-ролевых игр, способствующих освоению методик социальных взаимодействий, в фонде увидели, что для детей более значимым оказалось регулярное общение с корпоративными волонтерами, чем сами игры.

Изменения в программу внесли с учетом данных исследования по современным подросткам. Теперь работа строится более индивидуально. «Значимый взрослый должен быть один и надо, чтобы одни и те же волонтеры приезжали к одним и тем же детям», – отмечает Анна Орлова. После полугода работы в новом формате в Уфе получили такой результат – 30 ребят из детских домов подали заявки на устройство на работу в KFC, чтобы быть как их наставники, отбор прошли восемь из них и работают успешно. Программа реализуется в 17 регионах, в ней задействовано 250 волонтеров и 13 НКО.

Игорь Рыбаков. Фото «Рыбаков фонд»

Рост корпоративного волонтерства

Для компаний, как отмечает Александра Андриевских, директор программ корпоративного наставничества фонда «Хранители детства», подобные программы дают вовлечение сотрудников в решение острых социальных проблем, лояльность персонала и клиентов, внимание СМИ. Но и для НКО корпоративные волонтеры – благо, это хорошая база для формирования пула наставников в принципе. «Практика открытого рекрутинга была рискованной, — объясняет Александра Андриевских. – Мы отвечаем за каждого волонтера, который участвует в мероприятиях с детьми. В случае, когда это сотрудники компании, очевидно, что первичный контроль уже пройден при приеме на работу».

Рост вовлеченности персонала констатировали все участники дискуссии. Антонина Малева, менеджер по социально-экологическим вопросам магазинов ИКЕА Москвы и Московской области, рассказала, что после первой профориентационной экскурсии подростков из детских домов впечатлений было много не только у них, но и у участвовавших во встрече сотрудников. Взаимодействия стало больше. Саму экскурсию переформатировали в квест – на разных станциях можно через игровые задания понять, чем занимаются в разных отделах. Неформально пообщаться сотрудники и воспитанники детских домов могут на экологических акциях по сбору мусора. Многие сотрудники прошли тренинги по наставничеству, для детей разработали мастер-классы по обустройству квартиры. Каждый год в Москве из детдомов выпускаются около 130 человек, и они не знают, с чего начинать жизнь. Как отмечает Антонина Малева, во время мастер-классов им объясняют не только азы дизайна интерьера, но и вопросы, связанные с оплатой коммунальных услуг, составлением сметы на обустройство жилья.

Фото «Рыбаков фонд»

Опыт наставнического центра «Донской»

Опыт наставнического направления Социального центра Святителя Тихона, который возглавляет Александр Гезалов, сам выпускник детского дома и эксперт по социальной адаптации с многолетним стажем, сильно отличается от обычной работы наставников с детьми-сиротами. Наставнический центр «Донской» опекает детский дом-интернат для умственно-отсталых детей в городе Кольчугино Владимирской области. Профессиональная ориентация для таких подопечных не актуальна, нужен максимально индивидуальный подход, погружение в персональную историю, чтобы строить взаимодействие, исходя из потребностей конкретного ребенка, его медицинских показаний и перспектив – у кого-то есть шанс попасть в приемную семью, кто-то сможет восстановить контакт с кровной семьей, а у кого-то наставник останется единственной поддержкой извне после перевода из ДДИ в ПНИ.

«Наставничество – это регулярное общение, пожизненное взаимодействие», — говорит предприниматель Дмитрий Донской, наставник центра «Донской».

Вовлекать корпоративных волонтеров в такие сложные и долгосрочные проекты, наверное, невозможно. Но у Социального центра Святителя Тихона есть другие точки для взаимодействия с бизнесом. В частности, экспертиза и опыт системной работы с детьми-сиротами оказались востребованы Сбербанком – Александр Гезалов разработал в рамках программы банка «Умная помощь» проект «Умные каникулы». Он начнет реализовываться в Иркутской области и предусматривает вовлечение сотрудников Сбербанка во время зимних каникул.

Фото «Рыбаков фонд»

Частью КСО могут стать и отдельные проекты Наставнического центра. Например, создание тренинговой квартиры в Кольчугино, где воспитанники детских домов могли бы осваивать социальные навыки в реальных условиях при поддержке наставников, можно было бы проводить мастер-классы и клубы наставников.

Евгений Русинов, руководитель Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ, говорит, что одна из задач организаторов конференции – культивирование наставничества. Ресурсный центр уже начал работу по составлению национальной карты подобных проектов, чтобы у самих участников движения была информация друг о друге. На данный момент в стране около 250 организаций, занимающихся наставническими программами. «В последние год-полтора все больше людей вовлекаются в наставничество с институционального ракурса. Мы стараемся, чтобы среда для них изменилась. Это очень ценный вид взаимодействия, который снижает уровень стресса и способствует доверительным отношениям, которых в быстро меняющемся мире так не хватает. Потребность делиться – глубинная, она не зависит от политического строя или технического прогресса. Но еще много предстоит сделать, чтобы этот инструмент работал эффективно», – говорит Русинов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий