«Нужно менять фандрайзигновые модели прошлых лет»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Инга Моисеева, руководитель проекта ПРОНКО_2.0 и благотворительной ярмарки «Душевный Bazar», подвела итоги года в работе своей организации и третьего сектора, рассказала об ошибках и успехах, а также планах на будущий год.

Инга Моисеева

«Уходящий год был для третьего сектора экономики не очень простым, но, как и любой опыт, влекущий за собой переоценку ценностей, это дало качественные результаты и шаги вперед во многих, принципиально важных направлениях деятельности НКО. Важная веха этого года — государство встроило третий сектор экономики в свою систему координат с пониманием границ, зон влияния, возможностей и механизмов работы. НКО активно включились в отношения между первым и вторым рыночным сектором и начали стремиться работать по правилам бизнеса, как полноценный игрок, партнер и исполнитель услуг.

Перезагрузка

Огромную роль в этом сыграло создание в апреле 2017 года фонда президентских грантов по развитию гражданского общества с принципиально иной системой работы с НКО и поддержки социальных проектов. Фонд дал возможность НКО не только заявить о себе и получить поддержку от государства, но и регламентировал некоторые правила игры в третьем секторе экономики, не соблюдая которые, рассчитывать на помощь уже нельзя. То, что раньше было факультативным: качественное социальное проектирование и умение составлять грамотные заявки на получение грантов, стратегия, прозрачная отчетность и информационная открытость — сегодня стало обязательным. Участие в конкурсе президентских грантов, как и в конкурсе субсидий Комитета общественных связей города Москвы, буквально перезагрузили сектор на предмет коммуникационной активности и прозрачности работы. Не отчитываться о проделанной тобой работе и путях привлечения средств в этом году стало просто неприлично. Сегодня и бизнес, и власть уже не хотят из высших побуждений «подавать» тем, кто просит, зато готовы сотрудничать с теми, кто понимает и умеет представить грамотную стратегию и, главное, реальный результат, который сыграет роль в социально-экономическом развитии страны.

Это заставило НКО пересмотреть свое отношение к работе и изменить, а может и просто выстроить стратегию дальнейшего развития исходя их сегодняшних реалий.

Приметой года стало объединение сотен некоммерческих организаций в борьбе против лжеволонтеров, собирающих на улицах городов деньги в пользу лжефондов. Собственно, появление такого количества мошенников – есть свидетельство того, что благотворительность – действительно сектор экономики с большим оборотом денег.

Гранты, рост, развитие: НКО подводят итоги 2017 года

Еще одна особенность этого года — кадровый переток из команды в команду НКО, а также приход специалистов из бизнеса. Некоторые «старые» фонды стали постепенно «выходить из эфира» — некогда сильные стали почти незаметными. Зато скачок вперёд сделали те фонды, в которых произошли кадровые перестановки – в том числе, где появилось много молодых сотрудников с проактивной позицией, готовых охотно включаться в благотворительность в новых форматах. Из-под крыльев известных нам организаций вышли их «дети», некогда получавшие поддержку, а теперь готовые стать независимым благотворительным проектом.

Неуспех

Этот бурный приток новых людей в сектор, безусловно, его будоражит, особенно на фоне растущей конкуренции за финансовые и нефинансовые ресурсы, а также тотальное ускорение всех процессов внутри и вокруг. В этом году практически многие говорят о неуспехах некоторых фандрайзинговых кампаний. Суммы сборов начали падать или удерживаются на уровне и растут за счет притока новых доноров. Вместе с тем увеличивается число проектов по сбору средств — на тот же пирог претендует либо больше организаций, либо больше событий. Если раньше среднестатистический фонд устраивал одно-два крупных фандрайзинговых мероприятия в год, то сегодня он может позволить себе пять-семь новых проектов, к тому же, постоянно появляются новые организации. Количество доноров постоянно растет, и это лучший тренд 2017 года, но общая доля жертвователей на число благотворительных акций либо остается прежней, либо снижается.

Закончился ли кризис в сфере пожертвований?

И тут, как говорится, хочешь жить — умей вертеться: нужно менять фандрайзигновые модели прошлых лет, уже устарели привычные всем мероприятия, и очевидно, что, хотим — не хотим, а пора нам снять розовые очки и переходить от путей интуитивного управления к грамотному ведению, пусть и некоммерческого, но все же бизнеса — по его канонам.

Те, кто принял новые условия, сегодня уверенно шагают вперед и оказываются в плюсе. Остальным приходиться не очень легко. Это хорошо видно и по нашей ярмарке. Потрясающие результаты дали фонды, ориентированные на гостей и готовые к конкуренции, а также к сотрудничеству между собой и с бизнес-партнерами. Так, 21 участник ярмарки – из тех, что сотрудничал с нами в прошлом году, улучшили свои финансовые результаты на «Душевном Bazar’е». Например, BuySocial и Социальная мастерская нужных подарков – в четыре раза, и это именно за счет партнерств, которые сложились в рамках проекта.

Новые цифры

«Душевный Bazar» — 2017 стал отправной точкой и для нас как для организаторов, мы уже начали менять контент мероприятия и понимаем, что именно хотим изменить на площадке и каким содержанием ее наполнить в девятый раз.

Планируя событие этого года, мы практически предугадали цифры. Офлайн площадка в Гостином дворе принесла в сектор 4,2 миллиона рублей, партнёрские истории – около 1 миллиона, а вот «Всероссийский Душевный Bazar на Добре Mail.Ru» дал на миллион больше, чем мы ожидали. И это отличный показатель, ведь онлайн-формат длился на месяц меньше обычного.

Мы довольны выполнением KPI по проекту. Ежегодная прогрессия цифр — вовсе не обязательный показатель ярмарки, ведь мы – не фандрайзинговое, а коммуникационное событие.

Событие, на котором важно не заработать, а инвестировать в отношения с новыми и уже имеющимися сторонниками – волонтерами, донорами, партнерами. И важно учесть, что если даже 3-4 года назад пойти в одни выходные на два благотворительных мероприятия было невозможно, то в этом году в один день с «Душевном Bazar’ом» проходило еще два заметных благотворительных мероприятий – ярмарка в пользу «Дома с маяком» и праздник «Линии жизни». И нам было важно, сколько людей придёт к нам, и мы добились этой цели: ярмарку посетили 15 тысяч человек. Удержать же людей и заслужить их лояльность может только профессионализм и качественная продукция. Увы, пока не все НКО готовы переходить на формат фактически рыночных отношений, когда нужно угодить «покупателю» и проявить максимальное к нему внимание – ту самую клиентоориентированность, иначе он уйдет на соседний стенд на одной ярмарке или просто на другое мероприятие. Давно прошло то время, когда люди приобретали безделушку из жалости. Потому мы и третий сектор, а не просители. Многим кажется, что то, что работало всегда, должно сработать и сегодня, но этот Душевный Bazar вновь показал, что это не так. В 2017 году люди стали охотнее включаться в волонтерские активности. Огромное количество людей помогали руками и головой. Мы разработали массу волонтерских активностей для посетителей, и стало очевидно, что угадали запрос.

Партнерства

Очень приятно наблюдать за партнерскими тандемами, казалось бы, не имеющих отношения друг к другу организаций. Для нас, как организаторов «Душевного Bazar’a», это настоящий повод для гордости! Нам хочется видеть в благотворительной среде еще больше отношений именно в партнерском духе, потому что объединение и поддержка дают очевидные результаты, быть может они не столь объемны в материальном эквиваленте, который можно посчитать здесь и сейчас, но отложенный эффект – гораздо ценнее и, если угодно, дороже.

Еще один важный качественный прорыв в третьем секторе в целом связан со смещением акцентов помощи.

Если раньше львиная доля средств шла на поддержку детей, то сегодня на арену выходит все больше организаций помощи взрослым людям. При этом появились не только проекты помощи заболевшим или оказавшимся в трудной жизненной ситуации, но и направленные на повышение качества жизни и активной социализации пожилых людей (яркий пример – тот же «Подиумы зрелой красоты»).

Андрей Шаронов: «НКО важно непрерывно учиться новому»

Что же касается денег, то лучший подарок для фонда на Новый год — это обещание себе не останавливаться на достигнутом, идти вперед, развиваться, прокачивать свои профессиональные, в особенности, управленческие навыки, переходить от ситуационного интуитивного управления к системой работе, и, наконец, понять, что бизнес — это бизнес, со своими законами и требованиями и всеже чаще отдает предпочтение и оказывает поддержку системным и инфраструктурным проектам. И здесь важно напомнить о еще одном тренде – проекте фонда «Друзья», который финансирует обучение и развитие топ-менеджеров крупных благотворительных фондов и социальных проектов, а также помогает проектам находить уже профессиональных руководителей и берет на себя оплату их труда.

«Подобной площадки в России еще нет»: как работает фонд «Друзья»

Как и раньше, в течение всего 2018 года, мы будем предлагать участникам «Душевного Bazar’a» и всем желающим НКО принимать участие в разнообразных программах обучения и развития, в том числе в рамках нашего проекта «ПРОНКО_2.0». Классно, что то же самое будут делать и наши коллеги — «Нужна помощь», «Друзья», ресурсные центры Комитета общественных связей города Москвы, «Благосфера» и другие. Мы будем работать не только в Москве, но и в регионах. И даже если вы не попадете ни на одно из этих событий, взаимодействуйте друг с другом, делитесь опытом, двигайтесь вперед сообща и берегите себя — не забывайте о себе, соизмеряйте возможности и потребности, не пытайтесь спасти весь мир за одну минуту, идите к этой цели сообща — большим партнерским фронтом».

Записала Елизавета Яковлева

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий