Музеи в офисе, граффити на заводе: как бизнес поддерживает культуру


У современных меценатов есть много разных способов поддерживать искусство. Не просто дать денег музею или завещать личную коллекцию картин, а например, — учредить грантовую программу и обучать музейных сотрудников технологиям фандрайзинга и современному менеджменту, отдать стену своего завода под огромное граффити, поддержать создание в моногороде арт-резиденции или арендовать произведения современного искусства, чтобы устраивать выставки прямо в офисе. «Филантроп» рассказывает про проекты «Музеи Русского Севера», «Арт-Овраг» и Art2B.

Этой теме была посвящена конференция Центра развития филантропии «Сопричастность» и портала «Бизнес и общество» «Бизнес и культурные проекты: тенденции, вызовы и перспективы» в Государственном историческом музее (ГИМ). Участники обсудили, как сделать культурные учреждения городскими социальными центрами, как привлечь средства бизнеса для восстановления объектов культуры, искусства и благоустройства обсудили участники конференции.

Участники конференции. Фото Мария Аксенова

Основная тенденция – совместные проекты

Директор ГИМ Алексей Левыкин отметил в своем выступлении, что в последнее время бизнес отказывается от простой финансовой поддержки учреждений культуры и предпочитает другой формат — совместные проекты. С ним согласен и Андрей Бадер, директор по корпоративным вопросам «Нестле» в России и Евразии – компании, которая была первым в истории России спонсором театрального фестиваля «Золотая Маска», а сегодня поддерживает Мариинский театр, Московский пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, гастроли Цирка дю Солей в России, балет Большого театра.

«Сегодня тенденция такова: крупных корпоративных проектов станет меньше, будущее за индивидуальными проектами, которые зарождаются снизу и продвигаются в соцсетях, поддерживаются сообществами людей, заинтересованных в одном общем деле. Они более индивидуальные, точечные, фрагментированные, нацеленные на конкретную аудиторию», — уверен Андрей Бадер.

Андрей Бадер, Мария Поппель, фото Мария Аксенова

Участники конференции привели несколько примеров, как в малых городах меняется культурная среда. Где-то это происходит при поддержке крупного бизнеса — прежде всего металлургических компаний, а иногда это просто пробивная инициатива снизу.

Музеи индустриального Севера и обучение фандрайзингу

В 2011 году государство отказалось полностью финансировать культурные объекты и учреждения. Это стало вызовом для их сотрудников ‒ пришлось учиться фандрайзингу, маркетингу и современному менеджменту. На возникший спрос ответила, например, компания «Северсталь», которая запустила программы культурного менеджмента и совместные с международными университетами курсы обучения и повышения квалификации.

Предприятия «Северстали», на которых работают более 50 тысяч сотрудников, расположены на Северо-Западе, где преобладают моногорода. Только в одной Вологодской области насчитывается более трех тысяч памятников культурного наследия. Культура считается здесь четвертым кластером после металлургии, химии и деревообработки, говорит Наталья Поппель, директор по КСО и бренду компании «Северсталь».

Компания попыталась преобразовать культурное пространство в регионах своего присутствия и запустила Благотворительную грантовую программу «Музеи Русского Севера». Организационными партнерами проекта стали Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ» (2007-2011), Фонд развития медиапроектов и социальных программ Gladway (2012-2014), Форум Доноров (2015), Фонд некоммерческих инициатив «Траектория» (с 2016 по настоящее время).

О программе «Музеи Русского Севера»

Программа объединяет 12 регионов, где насчитывается около 90 музеев. Существовавшие много лет в условия стопроцентной государственной поддержки музей оказались не готовы к выходу на рынок: их редкими визитерами были лишь школьники и местные пенсионеры, привычные к тряпичным лаптям на завязках, запрещающим табличкам и окрикам: «Руками не трогать». Музейщиков предстояло научить работать с каждой категорией посетителей, учитывать нюансы аудитории и заниматься фандрайзингом, в том числе и краудфандингом.

За 11 лет работы программы на участие в грантовом конкурсе «Музеи Русского Севера» было подано 276 проектных заявок. Финансовую поддержку получили 38 проектов на сумму около 22 млн рублей.

В 2015 году в программе «Северстали» появилось два новых блока ‒ Музейный форум, объединивший музейщиков северных регионов для обмена опытом, и конкурс тревел-грантов, для финансирования поездок сотрудников музеев по стране, участия в профессиональных мероприятиях.

«Мы ежегодно вывозим сто человек по России, чтобы они видели, как работают коллеги, стремились к профессиональному росту, – рассказала Наталья Поппель. – Эту программу мы сделали совместно с Британским советом. В Великобритании была похожая проблема – когда-то при Маргарет Тэтчер был закрыт печально известный угольный кластер, это событие вызвало немало волнений в шахтерской среде. Но британцы превратили шахтерские регионы в культурное пространство, и сейчас только театральных фестивалей там 12! Их специалисты теперь наши желанные гости, они проводят тренинги для наших музейщиков».

Русскому Северу уже есть что показать. Например, Череповец уже не только индустриальный, но культурный центр: он уже сейчас известен своим кинофестивалем, рок-фестивалем имени А. Башлачева, родившегося в этих местах. В Костомукше, городе рядом с финской границей, проводится пять различных фестивалей.

Культурная эволюция в Выксе

В 2011 году в городе Выкса Нижегородской области впервые состоялся фестиваль Art Ovrag, который постепенно стал важным культурным событием.

«Перед нашим фестивалем стояли конкретные задачи: сделать город туристическим местом, создать в нем саморазвивающуюся среду, привезти туда новых людей, которые способствуют его развитию города» — рассказала на конференции Татьяна Немировская, pr-директор Фестиваля ОМК «Арт-Овраг».

Татьяна Немировская, Евгения Киселева. Фото Мария Аксенова

По ее словам, основной проблемой было отсутствие коммуникаций, ведь Выкса не имеет прямого сообщения с крупными российскими городами. Организаторы привлекли международных архитекторов и урбанистов, запустили на время фестиваля кемпинг и бесплатный трансфер, разработали туристические маршруты по городу для гостей мероприятия.

«Нам удалось привлечь городские власти, втянуть жителей в культурный процесс. Урбанисты вместе с ними разрабатывали идеи арт-дворов… Результат ‒ в городе создан совет по туризму, которого не было раньше. Появляются люди, готовые вкладывать инвестиции в развитие туристической индустрии. Можно сказать, что мы объединили стейкхолдеров города и нашли возможности для партнерства», — объясняет Татьяна.

В рамках фестиваля в Выксе открыли арт-резиденцию для художников, готовых пожить в маленьком городке, изучить его жизнь и создать свои работы. Ее участники сделали 10 выставок, сформировали солидную коллекцию современного искусства в музее Выксунского металлургического завода (ОМК). Руководство разрешило на стене одного из заводских зданий сделать самое большое в мире граффити величиной 10 тыс. кв. м. Был объявлен конкурс, на который пришло около 300 заявок из 25 стран мира. Его выиграл популярный граффити-райтер Миша Most, выполнивший гигантскую монументальную роспись «Эволюция-2». Граффити вошло в книгу рекордов России, а город Выкса приобрел известность в мировом художественном сообществе.

Графити Миши Most

Участники фестиваля учредили конкурс на лучший арт-плот – художественный объект, на котором можно было плавать по городскому пруду. Его выиграла жительница Выксы Екатерина Кулева с самым авангардным произведением под названием «Прищепка». Так у города появилась своя «флотилия». Местные пенсионеры катали на плотах внуков и спрашивали организаторов: «А что вы придумаете в следующем году?».

«Руководителей [Выксунского металлургического] завода стали воспринимать в художественном и профессиональном сообществе как людей, умеющих работать с местным сообществом, – убеждена Татьяна Немировская. – Они стали экспертами в городском развитии, а бренду это очень важно».

Музей в офисе

В 2014-15 годах, когда в России случился очередной виток финансового кризиса и резко упал курс рубля, компании стремительно стали сокращать бюджеты на корпоративы. Но от этого удалось выиграть, например, проекту по аренде искусства Art2B.

«Трубная металлургическая компания решила открыть выставку на территории офисного здания на Покровке в Москве, чтобы хоть как-то поздравить сотрудников с новогодними праздниками. Оказалось, что один из директоров компании поддерживает художников уральского региона и собирает произведения в духе соцреализма», –  вспоминает доцент кафедры маркетинга и рекламных коммуникаций в социокультурной сфере Московского международного университета, руководитель проекта по аренде искусства Art2B Екатерина Карцева.

Практика размещения произведений искусства в офисах широко применяется на Западе. Тем самым совмещаются две задачи: реализуется социальная ответственность бизнеса и формируется корпоративная культура, комфортная творческая обстановка внутри компании.

Выставки в офисных зданиях — только один из способов повышения уровня корпоративной культуры. Существует также традиция корпоративных коллекций, компании могут брать искусство в аренду, если им оно нравится. Для современных художников же это возможность выставиться, и шанс, что кто-то приобретет их работы.

Участники конференции. Фото Наталья Аксенова

«Cведение на одной площадке представителей институтов культурны и бизнеса помогло наладить продуктивный диалог и услышать ожидания друг друга», — отметила главный редактор «Бизнес и Общество» Татьяна Бачинская.

Представители Государственного исторического музея выразили надежду на регулярное проведение подобной площадки в своих стенах.

 

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply