«Cоблюдай или разъясняй»: готовы ли организации к информационной открытости


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

 Середина июня проходит в секторе под знаком информационной открытости: сегодня состоялась конференция газеты Ведомости, посвященная устойчивому развитию и нефинансовой отчетности, а уже на четверг запланирована дискуссия с ФПГ о роли инфо-открытости в грантовых конкурсах.

Что такое модель «Соблюдай или разъясняй»

Конференция Ведомостей строилась вокруг темы раскрытия информации: добровольного или рекомендуемого, продуманного или фиктивного. Глеб Прозоров, издатель газеты Ведомости, уверен: инфо-открытым нельзя быть наполовину. «Либо вы информационно открыты, либо инвесторы делают относительно вас свои выводы, в том числе из независимых СМИ». С таким подходом согласны и представители Минэка: министерство, которое к началу осени представит Правительству проект ФЗ о публичной нефинансовой отчетности, уже сегодня предлагает бизнес-организациям модель «Соблюдай или разъясняй»: либо вы публикуете информацию о себе и деталях своей деятельности, либо вы объясняете, почему игнорируете эти рекомендации.

Чего опасается бизнес

Бизнес, в свою очередь, опасается чрезмерного вмешательства государства: «Отчетность должна быть моральным и этическим обязательством компании, а регулирование «сверху» чрезмерно и пока необязательно. Саморегулирование всегда эффективнее», — заявил Андрей Бадер, директор по корпоративным делам «Нестле». Компании, в т.ч. производители продуктов питания, уже внедряют систему проверки цепочки поставок, и теперь общество, потребители должны делать ответственный выбор, своим кошельком поддерживать этичные бренды, уверен эксперт.

Какие возможны риски

Между тем, как показывает практика, даже крупные компании не до конца осознают все детали корректного раскрытия информации. Представитель Банка России отметил, что многие организации раскрывают требуемую информацию формально, и из этих данных невозможно сделать существенных выводов. Главное — проводить оценку своей деятельности и быстро реагировать на любые возможные риски.

Так, Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики ГМК «НорНикель» рассказала о том, как в компании осознали, что не вся социальная деятельность, работа в области достижения устойчивого развития находила отражение в открытых документах. По ее словам, оказалось, что зарубежные инвестиционные аналитики проводят свои исследования на основе открытых данных компаний по всему миру, не вникая в детали отраслевого или национального законодательства. «НорНикель» отреагировал на этот вызов оперативно и комплексно: во-первых, в 2017 году компания подготовила и опубликовала 17 политик, которые очевидны и доступны для стейкхолдеров, в т.ч. инвесторов и их аналитиков; а во-вторых, в этом же году был создан специальный комитет по аудиту и УР (ранее экологическими вопросами в компании занимались экологи, охраной труда — hr-специалисты, работой с местными сообществами — специалисты департамента социальной политики и тд.).

Практика показывает

«Важно учитывать ценности и потребности стейкхолдеров, вовлекая их в процесс разработки дизайна программ КСО», — продолжает тему Ирина Ефремова-Гарт, руководитель направления Корпоративное гражданство, IBM Россия и СНГ. Более того, новые технологии, напоминает Ирина, «значительно расширяют возможности компаний выстраивать свою работу с разными группами стейкхолдерами, включая их в процесс обсуждения приоритетов, предоставляя возможность становиться волонтерами и участвовать в решении глобальных гуманитарных проблем», — напоминает эксперт. ​

Компания «Филип Моррис Интернэшнл» рассказала о своем опыте интеграции целей устойчивого развития в свою бизнес-стратегию и важности повышать информационную прозрачность среди всех заинтересованных сторон. Ирина Жукова, директор по устойчивому развитию и корпоративным программам, провела небольшой экскурс в историю взаимодействия компании с обществом и властью, подчеркнув, необходимость быть осведомленными о том, как компания воспринимается вовне. В конце 90-х –начале 2000- х годов компания «Филип Моррис Интернэшнл» провела опрос относительно восприятия имиджа компании потребителями, и его результаты показали необходимость:

1) начать разрабатывать продукты с пониженным риском (компания открыла 2 научно-исследовательских центра, где более 400 ученых трудятся над тем, чтобы предложить курильщикам лучшую альтернативу)

2) запустить программу предотвращения курения среди несовершеннолетних

3)участвовать в благотворительных программах.

Скорость реакции на вызовы сократили и в ОМК: здесь проводится не только ежегодное исследование вовлеченности сотрудников (более 100 вопросов в анкете!), но и с этого года — опрос сотрудников подрядных организаций. «Компании должны стремиться к тому, чтобы стать драйверами изменений в своем окружении», — призвал коллег Петр Грейдинг, ответственный секретарь комитета по КСО в ОМК.

Очевидно, что запрос на информационную открытость в контексте устойчивого развития продолжает возрастать. «Все понимают, что бизнес обладает огромной и созидательной, и разрушительной силой, и этот баланс, выбор подходов, на основании что которых компания строит свою деятельность, становится ключевым фактором для внешней аудитории», — уверена Елена Феоктистова, управляющий директор РСПП по КСО.

Дискуссия о роли бизнеса и НКО в повышении информационной открытости и роли межсекторного диалога в этой работе продолжится 21 июня в рамках встречи «Грантовые конкурсы и открытость НКО: планируем будущее вместе». Подробнее об этом можно прочитать на сайте Форума Доноров.