Гранты, пожертвования, краудфандинг: 5 способов финансирования социальной журналистики


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Социальная журналистика занимается разными темами — прежде всего людьми, обществом и его проблемами. А еще деньгами, которых обычно не хватает, чтобы эти социальные проблемы решить. Отдельно денег не хватает самой социальной журналистике. Справедливости ради стоит сказать, что сейчас практически все медиа переживают не самые лучшие времена: бизнес сокращает бюджеты на рекламу, читатели уже давно не подписываются на печатные издания и еще не привыкли подписываться на онлайн-медиа, государство ограничило право иностранцев инвестировать в российский медиа-рынок.

На конференции АСИ в Благосфере «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» обсуждали основные способы финансирования медиа, которые сконцентрированы на освещении общественных проблем. В подборке «Филантропа» — основные из них.

1. Государство

В больших государственных информационных агентствах есть разделы, посвященные социальным проблемам. Например, у «России Сегодня» (бывшее РИА «Новости») есть проект «Социальный навигатор»). Можно получить грант Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В прошлом году более 430 изданий из 62 регионов получили около 340 миллионов рублей для финансирования социально значимых проектов. Фонд президентских грантов может быть источником финансирования социальных СМИ.

«Важно, чтобы издание уже работало, чтобы в команде были журналисты, которые пишут на социальную тематику. Если это проекты на «пустом месте», которые появились в попытке подстроиться под условия конкурса, то такие заявки не будут поддержаны», – объяснил генеральный директор ФПГ Илья Чукалин выступая на конференции.

2. Издатель или спонсор

По этой финансовой модели существуют многие общественно-политические СМИ, а также, например, корпоративные издания. В этом случае основной источник финансирования — коммерческая организация или НКО. Среди социальных СМИ к таким можно отнести АСИ, журнал «Филантроп», сайт «Милосердие.ру». Первым секторным СМИ стал журнал «Деньги и благотворительность», который начал издавать фонд «КАФ». В том же году появилось АСИ — Агентство социальной информации.

«В 1994 фонд «КАФ» начал издавать журнал «Деньги и благотворительность» — первое российское секторное издание, посвященное проблемам филантропии, — рассказывает Мария Черток, директор фонда «КАФ». — Тогда даже сектора не было как такового. Мы поняли, что нужно печатное СМИ, журнал, который бы объединил всех. Так и получилось, журнал был секторообразующий, образовательный проект.
В 2010 году мы открыли электронный журнал о благотворительности «Филантроп», и наша цель была не только создать полноценное внутрисекторное СМИ, но и рассказывать о важных практиках, новых подходах, проектах благотворительности всем, кто интересуется этой темой, но не связан с ней профессионально.

Нам важен этот новый круг людей, новая аудитория, которой близки идеи, но не хватает знаний о благотворительности. По сути это площадка для для обсуждения и продвижения идей филантропии в России, как и другие проекты фонда «КАФ». Кроме того, для нас это инструмент коммуникации, возможность рассказывать о наших проектах, мы — производители смыслов в благотворительность, и онлайн-СМИ позволяет усиливать этот эффект. Но чего мы не смогли — это найти способ монетизировать этот проект».

Некоторые фонды издают специализированные журналы или поддерживают сайты с полезной информацией для широкой аудитории. Так, недавно Фонд помощи хосписам «Вера» запустил обновлённую версию сайта «Про паллиатив». На сайте фонда «Даунсайд Ап» много полезной информации о детях и взрослых с синдромом Дауна, также фонд издает два собственных журнала — «Синдром Дауна 21 век» для специалистов и «Сделай шаг» для родителей.

Добро доброе: учимся говорить на языке благотворительности

3. Краудфандинговая кампания

Особенность каудфандинговой модели в том, что такая кампания ограничена во времени, имеет конкретную финансовую цель, а спонсор может получить вознаграждение (сувенир, экземпляр с автографом и тп). Вот несколько примеров успешных краудфандинговых кампаний:
— интернет-журнал 7х7 за три дня собрал более 840 тысяч рублей для оплаты штрафа Роскомнадзору. Эта сумма равна годовому бюджету региональной редакции, говорилось на сайте журнала.

Сайт Colta.ru появился в 2012 году на базе закрывающегося в тот момент OpenSpace, благодаря сбору на краудфандинговой платформе Planeta.ru. Тогда  цель 700 тысяч рублей была достигнута за 20 дней. «После этого был еще не один сбор, сейчас Colta.ru — лидер в категории «журналистика», они собрали на нашей платформе уже 5,6 млн рублей», — рассказала на конференции Наталья Игнатенко, PR-менеджер planeta.ru

Журнал для слепоглухих людей «Ваш собеседник» собрал 366 тысяч рублей на planeta.ru, это 91% от заявленной суммы. В обращении редакции, опубликованном на сайте платформы говорится, что помимо денег кампания принесла журналу новые контакты и PR.

25 главных фактов о том, как благотворительные организации меняют нашу жизнь к лучшему

4. Прямой фандрайзинг

Прямой фандрайзинг отличается от краудфандинга тем, что он может быть не органичен во времени, сумме и ничего не перелагает взамен. Это не платная подписка или доступ к уникальному контенту, а возможность поддержать издание и выразить благодарность редакции.

Сейчас такой сбор пожертвований открыт, например, у «Новой газеты», «Медиазоны» и портала «Такие дела». Главные редактор портала «Такие дела» Анастасия Лотарева, выступая на конференции АСИ во вторник отметила, что их изданию сложно объяснить читателям необходимость сбора на работу редакции. «Мы фонд фондов, мы через свой сайт собираем деньги для других благотворительных проектов и не берем с них никакую комиссию. То есть читателю нужно донести: вот тут вы жертвуете через нас в пользу хосписа, а вот тут можете пожертвовать нам самим на работу портала, его редакторов, фотографов и журналистов», — объяснила Анастасия.

С ней согласилась главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова. «Очень сложно говорить про себя. Часто попросить для кого-то другого, для подопечных нашего фонда проще, чем попросить пожертвовать на работу редакции», — сказала она. По ее мнению, журналистика как инструмент решения социальных проблем может быть эффективнее прямого сбора денег, но общество пока не осознает этого. «Мы можем написать о какой-то проблеме, резонанс дойдет до органов власти… У нас не раз так было, что после публикации проблема решалась и цена этого решения — гонорар автора в несколько тысяч рублей», — добавила Анна. По ее словам, 70% бюджета портала «Православие и мир» покрывается за счет пожертвований читателей.

«Наша большая мечта – чтобы отношение к смерти и к паллиативной помощи поменялось на культурном уровне»

5. Нативная реклама и партнерские проекты

Пока это направление слабо развито в социальной журналистике, в основном так зарабатывают общественно-политические СМИ.

Анастасия Лотарева привела в качестве примера такого проекта совместный проект с онлайн-кинотеаторм Okko, приуроченный к цифровой премьере фильма «Чудо» с Джулией Робертс. В фильме рассказывается история мальчика с синдромом Тричера Коллинза, который перенес 27 операций и учился на дому, а потом пошел в обычную школу и столкнулся с буллингом. Журналисты портала «Такие дела» подготовили спецматерилы, в которых обсуждались вопросы, поднятые в фильме.

Журнал «Филантроп» тоже делает совместные фандрайзинговые проекты совместно с партнерами — платформой Благо.ру, инициативой #ЩедрыйВторник, ВДНХ и др. Это перспективное направление, уверены в редакции, которое нужно развивать совместными усилиями — СМИ, НКО и бизнес-партнеров.

Как помогают мужчины: спецпроект «Филантропа» и Благо.ру

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий