5 нефинансовых инструментов эффективной благотворительности


25 октября в Москве Форум Доноров провел 16-ю ежегодную конференцию «Благотворительность — больше, чем деньги. Нефинансовые ресурсы филантропии». Таким образом Форум Доноров инициировал широкую дискуссию о нефинансовых ресурсах филантропии. Основные нефинансовые инструменты НКО и способы эффективной работы с ними — в авторской колонке Татьяны Задирако, исполнительного директора БФ «Социальный навигатор».

Татьяна Задирако, Фото предоставлено пресс-службой Форума Доноров

Pro bono

Одним из первых нефинансовых инструментов в НКО можно назвать pro bono услуги, причем они могут оказываться как в рамках компании, так и за ее пределами. Этот инструмент легко использовать: он дает возможность участвовать в благотворительности узкопрофильным специалистам (IT специалистам, юристам, финансистам, кадровикам и так далее). С одной стороны, pro bono услуги являются достаточно универсальным инструментом, поскольку формат подходит многим компаниям.

С другой стороны, узкопрофильные специалисты ежедневно реализуют свои компетенциями на работе и часто (судя по результатам опросов сотрудников)  хотят сменить сферу деятельности, занимаясь волонтерством. То есть, условно говоря, оказывать не консультационную помощь НКО по части финансовой отчетности, если волонтер является бухгалтером по профессии, а делать другие вещи, не связанные с основной работой при этом принимая участие в социально значимой деятельности. Но, работая с волонтерами, мы стараемся донести до них мысль о том, что многолетние профессиональные навыки могут принести больше пользы НКО, чем , например, событийное волонтерство, понимая, что людям хочется переключиться с основной работы на что-то другое.

В этом есть некий элемент напряжения, хотя КПД от pro bono, с моей точки зрения, самый высокий среди нефинансовых инструментов.

Inkind

Inkind поддержка НКО- это еще одна форма помощи нефинансовыми ресурсами. К примеру, наш фонд проводит круглый стол по этике ведения работы НКО. Чем может помочь формат Inkind? Донор предоставляет помещение, оборудование (экраны, ноутбуки и так далее). Таким образом, НКО не надо платить за аренду офиса, оборудования, предоставления чая-кофе участникам круглого стола. Эти вещи достаточно ресурсоемкие. Посчитайте, во сколько бы вам обошлось проведение мероприятия без помощи Inkind-партнеров. В два-три раза дороже. Другой пример – предоставление продукции компании для проведения мероприятий: благотворительные базары, спортивные мероприятия. Так, если компания производит мыло, или кружки, то эта продукция может быть пожертвована НКО для дальнейшей реализации в рамках мероприятия с тем, чтобы собранные деньги пошли на программную деятельность НКО или на ее уставные цели. То же самое – со спортивным инвентарем, если мероприятие спортивное.

Узкоспециализированная помощь НКО

Например, в проведении аудиторского отчета. Вы можете заплатить деньги компании, а можете воспользоваться услугами бесплатно, если аудиторская компания хочет вам помочь. НКО проще отчитываться перед донорами или иными заинтересованными лицами, имея на руках аудиторское заключение. Деятельность организации становится более прозрачной, так как она, эта деятельность, становится проверенной внешним, незаинтересованным участником профессионального рынка . По сути это — pro bono, но оказывается эта услуга не конкретным человеком, а компанией и по ее решению. В этом и есть отличие от примеров, приведенных выше.

Гранты, пожертвования, краудфандинг: 5 способов финансирования социальной журналистики

Инфраструктурная поддержка фандрайзинговых усилий

Проведение встреч, забегов, аукционов, рождественских праздников – это комплекс мероприятий, на которых можно получить поддержку нефинансового характера. Сэкономленные на организации мероприятия средства можно направить на основную деятельность НКО. Кстати, речь идет не только о сэкономленных деньгах, но и волонтерских усилиях, например. Поскольку организацией мероприятия могут заниматься сотрудники компании, в то время как волонтеры будут вовлечены в основную деятельность организации.

Что я имею в виду: в фонде волонтеры компании могут оказывать помощь как наставники или тренеры, советники по бухгалтерии, IT-специалисты, преподаватели, — по многим направлениям. А когда НКО проводит фандрайзинговое мероприятие, то волонтеры могут войти в комитет его по подготовке (подготовительный этап иногда может занимать до полугода, в зависимости от масштаба) и работать на самой площадке во время проведения мероприятия. Основываясь на своем опыте, могу сказать, что такая системная поддержка работы НКО по разным направлениям помогает существенно минимизировать расходы.

Правила корпоративного волонтерства

И последние два момента, на которые я бы хотела обратить внимание:

Когда мы говорим о волонтерстве в рамках корпоративного формата, нужно всегда помнить о соблюдении принципа добровольности. Для всех участников процесса будет лучше, если 3 человека от компании станут волонтерами добровольно, чем 50 человек – «из под палки».

И второе — любая волонтерсткая помощь, от разовой до системной, является дополнением к финансовой. Волонтерской помощью нельзя заменить деньги. Только при наличии финансов НКО может реализовать свою миссию, хоть в долгосрочной, хоть в краткосрочной перспективе. Замена денег на волонтерскую помощь в работе НКО возможна, но такая модель неустойчива и может хорошо работать в диапазоне 6-9 месяцев. И об этом нужно помнить всегда.

Как участвуют в благотворительности звезды, бизнес и общество

Международные практики и мировые тренды

Относительно прошедшей в 25 октября ежегодной конференции Форума Доноров, я хотела бы отметить следующее: за все годы, что я участвовала в конференциях Форума Доноров, а это последние 16 лет, я впервые увидела столь широкое международное представительство именно на недавней конференции. Мне кажется, это важно сегодня и на уровне народной дипломатии. В том числе важно обмениваться лучшими практиками, делиться опытом. Российские НКО могут использовать международный опыт для выстраивания своих моделей.

Так, участникам конференции стало понятно, что и за пределами России некоммерческому сектору приходится сталкиваться с вопросами, как организовать эффективное партнерство, растить число участников профессиональных ассоциаций, учитывать региональную специфику в своей работе, управлять большими базами данных в интересах не только членских организаций, но и сообществ, и общества в целом.

И это, в принципе, не зависит от страны. Вызовы, как мы узнали от уважаемых иностранных коллег — участников конференции, не сильно отличаются в США от Ирландии, в Австрии и России. Мы все живем в глобальном мире и развитие российской благотворительности находится в рамках мировых тенденций, что и подтвердила прошедшая конференция.

Записал Дмитрий Хазиев

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply