Большой вопрос: что такое технологии Big data и чем они полезны НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Ирина Ефремова-Гарт, руководитель направления Корпоративное гражданство IBM Россия и СНГ, — о том, что такое технологии Big data и как их можно использовать в различных сферах благотворительности, а также бизнесе и медицине.

Ирина Ефремова-Гарт

— Давайте определимся с терминами, что означает Big data?

— Термин «Большие данные» появился сравнительно недавно. В 2008 году его впервые использовал Клиффорд Линч, главный редактор журнала Nature, попытавшегося разобраться в проблеме стремительного роста и разнообразия научных данных. Несмотря на то, что существует множество определений этой технологии, есть договоренность, что Большим данным присущ признак «трех V»: объем (volume), скорость создания и изменения (velocity) и разнообразие (variety).

Если говорить простыми словами, Большие данные – это способы обработки огромных и разнообразных массивов информации, как структурированных, так и неструктурированных, позволяющие получить воспринимаемые человеком результаты.

Основным производителем этих данных является сам человек: это наши посты и запросы в социальных сетях, проводимые научные исследования и медицинские наблюдения, данные об абонентах сотовых сетей, открытые данные, публикуемые правительством, передаваемая нашими смартфонами, имеющими доступ  в интернет, информация,  данные об электронных платежах и коммерческих транзакциях, сайты и любой другой контент, создаваемый в сети.

Еще в 2011 году компания Gartner отметила, что Большие данные окажут наибольшее влияние на такие сферы жизнедеятельности человека как производство, здравоохранение, государственное управление  и торговля. Эти прогнозы сбылись, и сегодня пришло время задуматься о том, как эта технология повлияет на деятельность организаций некоммерческого сектора.

— Как Big data используется в бизнесе, чем эта технология полезна бизнесу?

— Есть примеры, как эта технология используется в сфере финансов, здравоохранения, в производственной сферы. Так, в банковском секторе, Big data фактически на наших глазах за последние 5 лет поменяла формат взаимодействия между банками и клиентами: анализируя поведение клиентов и выявляя их предпочтения, банки научились делать персонифицированные предложения и рекомендовать именно те услуги, который востребованы именно в данный момент. Например, по транзакциям вашей карты видно, что вы часто путешествуете, не пройдет много времени, как банк предложит вам открыть банковскую карту с возможностью накопления миль для перелетов. Не секрет, что многие банки сегодня для анализа потенциального заёмщика помимо традиционных данных — социально-демографической характеристики заемщика, его кредитную историю, уровня зарплаты – используют данные из социальных сетей: анализируется словарный  запас человека, тональность его публикаций, реакция на посты других пользователей.

В медицине аналитика больших данных помогает понять, что именно влияет на то или иное заболевание. Например, исследования, проводимые при поддержке программы IBM World Community Grid  позволили обнаружить новые способы проектирования новых анти-ВИЧ лекарств, основанных на молекулярной структуре, помогли врачам улучшить качество диагностики рака, дав возможность использовать значительно более широкий список биомаркеров, чем при использовании традиционных компьютерных средств. Еще одной областью использования Больших данных может быть оптимизация работы медицинских учреждений. С их помощью можно рационально планировать загрузку медицинского персонала и продолжительность смен, рассчитывая возможности и потребности мед.учреждений в зависимости от множества факторов.

Новые тренды и капитал: почему тема нефинансовых ресурсов филантропии стала особенно актуальной

— Чем big data может помочь НКО?

— В 2017 году подразделение «Корпоративное гражданство» компании IBM совместно с Институтом IBM Institute for Business Value провели исследование, направленное на оценку существующей практики использования данных некоммерческим организациями. Было опрошено более 300 некоммерческих организаций, работающих в 34 странах и варьирующихся как по размеру бюджета, так и по тем программным областям, в которых они осуществляют свою деятельность.

Интерес к управлению и принятию решений на основе данных нельзя назвать новой темой для некоммерческих организаций. Запрос со стороны внешних стейкхолдеров на объективные данные, подтверждающие достижение некоммерческими организациями провозглашаемого социального эффекта, растет и будет продолжать расти.

Причем по мере увеличения спроса на количественные доказательства социального воздействия некоммерческие организации будут чувствовать все большее давление выйти за рамки измерения социальных результатов отдельных программ и начать грамотно и обоснованно говорить о воздействии.

Но это далеко не единственная возможность использования данных. Не менее важно будет научиться использовать данные для того, чтобы строить прогнозы и планировать свою деятельность. Как показало исследование IBM, больше половины НКО от общего числа опрошенных работают с данными либо от случая к случаю по мере возникновения острой необходимости, либо пользуются описательным анализом, и лишь незначительное меньшинство (порядка 15%) используют сегодня предписывающую аналитику (то, что называется на английском prescriptive analytics), позволяющую оперативно вносить изменения в дизайн программ и предсказывать вероятность достижения запланированных результатов на основании прошлого опыта и многочисленных внешних факторов внешней среды, в которой реализуются программы.

— На конференции Форума Доноров американские эксперты рассказали, что даже в США только 5% НКО  используют Big data. Почему? Может быть, это слишком сложно? Слишком дорого для некоммерческой организации?

— Несмотря на растущий спрос на использование данных в своей работе, подавляющее большинство НКО находятся пока на самой ранней стадии формирования культуры работы с данными. Единственным исключением, по мнению экспертов IBM, можно назвать НКО, работающие в сфере здравоохранения и оказания услуг в этой сфере. Этот вывод подтверждается не только результатами опроса, проведенного в рамках исследования, но и анализом той информации, которая создается и размещается данными НКО в социальных медиа.

Если говорить о барьерах, с которыми приходится сталкиваться организациям  некоммерческого сектора, то можно выделить три основные группы: нехватка бюджета, нехватка квалифицированных кадров и нехватка талантов, которые были бы готовы сегодня работать на развитие этой темы.

Эти барьеры не являются чем-то исключительным для российского некоммерческого сектора. Больше того, они не являются барьерами  исключительно для некоммерсеких органиазций, а носят скорее всеобщий характер – об этих же барьерах могут говорить коллеги и из других отраслей и индустрий. Объясняется это стремительным развитием новых технологий, и пока еще недостаточным умением быстро адаптироваться к изменяющимся условиям тя эти барьеры являются общими для всех секторов, хотя, безусловно, нюансы работы некоммерческого сектора  только усиливают эти самые эффекты. В частном секторе рынок стимулируют инвестировать в то, чтобы научиться жить и работать в новой культуре работы с данными, в противном случае компания не сможет оставаться конкурентоспособной.  В некоммерческом же секторе, где финансирование зачастую ограничено выделением средств на программную деятельность,  организации смогут позволить себе инвестировать в работу с данными лишь по остаточному принципу. Именно бюджет был назван причиной номером один большинством лидеров НКО, принимавших участие в исследовании IBM–  74% респондентов. Несмотря на то, что доноры все чаще требуют доказательств социального воздействия, лишь единицы из них готовы выделять финансирование на развитие потенциала НКО в этой области.

Втором серьезным барьером, по мнению руководителей НКО, являются  технологические ограничения, осложняющие работу организаций. Об этом сказали почти половина всех опрошенных – 48%. При этом больше половины из тех, кто рассматривает  технологию как барьер, возглавляют организации которые еще даже не начали пилотировать облачное хранилище своих данных.

На третьем месте в списке препятствий стоит серьезная нехватка квалифицированных кадров. С одной стороны, цифровая революция создает значительный спрос на сотрудников, владеющих знаниями и навыками, необходимыми для работы с данными.

По прогнозам экспертов спрос на специалистов этого профиля (data scientists) уже через два года будет превышать предложение на 28%, при этом речь идет о бизнесе, который может себе позволить конкурировать за специалистов такого рода, привлекая их хорошими зарплатами.

Некоммерческим организациям невероятно тяжело будет соревноваться с ними – с этим согласны 41 % респондентов.

Помими перечисленных барьеров коллеги так же называли особенности организационной структуры  (27%) и сопротивлением новому, которое может присутствоть в культуре отдельных организаций (21%).

5 нефинансовых инструментов эффективной благотворительности

— Что нужно для распространения технологии Big data в благотворительности и НКО?

— С течением времени некоммерческие организации будут генерировать больше данных и испытывать больше потребности в их использовании. Это значит, что рано или поздно им придется обращаться к услугам специалистов, владеющих методами статистического анализа данных, навыками построения математических моделей, опытом работы с большими массивами данных и умением выявлять закономерности. Не обязательно, чтобы такой специалист работал в каждой организации, вполне возможно, что по аналогии с оценкой программ и проектов НКО по своему усмотрению могли делать это либо внутренними силами, либо привлекать внешних специалистов.

Самое главное, чтобы при этом и сама организация развивала чувствительность к тому, как данные соединяются и влияют на принятие решений и достижение миссии организации.

Если говорить о том, что могли бы сделать донорские организации для продвижения этой культуры в секторе, то, во-первых, в их силах подумать о том, как можно было бы поощрять НКО принимать решения, основанные на данных, что в свою очередь, будет способствует повышению прозрачности деятельности и росту доверия к тому, что делают организации третьего сектора. Во-вторых, серьезные надежды здесь можно возложить и на корпоративных доноров из числа высокотехнологичных компаний, которые уже сегодня могли бы делиться с НКО своими знаниями, решением и экспертизой в области Big Data, и, самое главное, инициировать пилотные проекты по использованию данных, что могло бы наглядно продемонстрировать потенциал этой технологии для некоммерческого сектора.

 

1 comment

Add yours
  1. Narmin N-va

    Рекламная работа после бизнес-идеи и плана чрезвычайно важна. На этом этапе вы можете использовать онлайн-маркетинговые услуги, предлагаемые нашей профессиональной командой. Для получения дополнительной информации: https://www.interactivemedia.az/

Добавить комментарий