Жертвуешь — значит лох


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На телеканале «Столица» попугали страшным мошенничеством в сфере благотворительности: «По оценкам экспертов, в России на благотворительность ежегодно тратится почти 16 млрд рублей, почти половина этих средств уходит не по назначению».


Мошенничество на благом деле

Не знаю, откуда такие цифры. Сомневаюсь, что они точные, хотя мошенничества (особенно через интернет) в благотворительности предостаточно. Мы уже писали об этом.

Меня поразило другое. Сначала автор репортажа говорит о том, как много денег жертвователей мошенники умудряются утащить, а потом — как трудно собирать средства честным фондам. Это как же так получается: с одной стороны, наши сограждане непростительно доверчивы, раз попадаются на удочку. Ведь чтобы вычислить мошенника, порой достаточно провести простую проверку: набрать в гугле имя ребенка (а вдруг на него кто-то уже собирает или собрал деньги), найти на сайте телефоны фонда и позвонить по ним, попросить учредительные документы. А с другой стороны, наши сограждане жутко недоверчивы: не расстаются со своими кровными, так как опасаются обмана.

Повысить доверие к благотворительности невероятно трудно. И дело здесь в отношении к самому понятию «благотворительность». Многие наши люди считают ее чем-то близким к монашескому аскетическому служению. А когда кто-то из «монахов» нарушает аскезу, он дискредитирует всю идею — так работает массовое сознание. Противник православной церкви обязательно упомянет в споре о часах патриарха, и убедить его, что вера — это одно, а грешные люди — совсем другое, практически нереально.

Так же и в благотворительности — один случай мошенничества даст больший медиа-эффект, чем тысячи добрых дел.

Недоверчивые не дают никому, доверчивые — всем. Две такие крайности. И выходит, что российский жертвователь — это тот самый гражданин, которому впаривают на улице ненужный товар за бешеные деньги, который останавливается у цыганки «позолотить ручку» или впускает в дом «соцработников» без документов? Лох, другими словами.

Это те люди, которым можно внушить все что угодно. А на эмоциональном фронте мошенники могут быть куда более убедительными и эффективными, чем честные фандрайзеры. Ложь бывает очень красивой.

Так может, нужно сыграть на этой площадке? Переодеться цыганками, получить пару уроков гипноза — и вперед, дурить народ ради доброго дела.

8 Comments

Add yours
  1. Надежда

    Я думаю, что должно пройти время! Россия должна переболеть «детскими болезнями».

    К сожалению, Советское время породило в человеческом сознании понятие «Государство должно!» Нужно только работать с 9 до 18:00, а государство обеспечит квартирой, детским садиком, бесплатной медициной,образованием и т.д.Социальные навыки были потеряны. Нет культуры благотворительности. Большинство людей просто не верит, что помощь нужна. У нас же бесплатная медицина, образование. О каких деньгах может идти речь?!

    Мы привыкли жить для себя. Очень сложно разжать кулак и отдать. Говорить на тему хороших дел можно долго, но вот взять и перевести на счёт Фонда деньги (не большие, 100 рублей, например)- оказывается не так просто. от 100 рублей, даже если они пойдут «ни туда», мы же не обеднеем?! Пожертвовать 100 рублей, проследить за судьбой ребёнка… И сказать: «Да, меня обманули или нет, я ошибался — эти люди, действительно, помогают.» В России 140 млн. людей, с каждого по 100 рублей — огромные деньги! Не надо говорить голословно «Все воруют».

    В России очень много людей, которые кроме благотворительных фондов никому не нужны.

    Хороший принцип: если не помогаете, то хотя бы не мешайте :)

  2. global

    На самом деле — это тоже вопрос рынка. У нас он также с одной стороны недоразвит, с другой — монополизирован государством.
    У меня есть друг, который как говорится «control freak» — он дает деньги на операции, а потом сам ездит в больницы и проверяет. Ему там говорят, что на операции пошла не вся сумма. На что я возражаю, что если у него есть время, то пусть сам едет в больницу и платит врачам, но если он не хочет — то это сервис, за который надо платить. В итоге, когда появится много организаций, занимающихся операциями, то тут и формируется рынок. На самом деле в вопросах операций и помощи детям — уже ЕСТЬ РЕАЛЬНЫЙ РЫНОК. Есть свои «голубые фишки», и есть «малый бизнес». Рынок и формирует доверие…

  3. ipagava

    возможно, это из сферы непреходящего. сколько существует благотворительность, столько же — серая ее сторона. это как добро и зло — вечное противостояние. наше дело скромное — все время говорить о «чистой» благотворительности и участвовать в ней как можно чаще и разнообразнее, чтобы тень не накрыла-перекрыла. мы, конечно, хотим всего: и дело делать, и других учить его делать правильно. и художника может обидеть каждый. но кто, собственно, обзывается, простите?

  4. б.а.рмалей

    не согласен. категоричвенно.

    есть третья и четвертая, а также — энная категория буратин.
    третья категория — оставить в кабаке лимон и не дать поллимона больнице или на кино.
    четвертая — не дать рупь, но, при суриезном экономико-организационном обосновании — дать лимон. даже явному мошеннику.
    на исследования бессмертия, к примеру.
    есть и пятая категория. но о них — секретно.

    • Матвей Масальцев

      Категорий миллион. На исследование их я вообще не претендую.

      Я говорю, увы, о самой массовой из них. Такие люди вокруг меня -среди дальних родственников. Такие люди в метро и в электричке.

      • б.а.рмалей

        тут вот какое дело —
        мы-то задаемся вопросом: «могут ли они благотворить?», а может быть, стоит задаться вопросом:
        «а что они вообще могут?».
        не в смысле неверия в то, что они что-то могут, а в смысле вполне простом. выяснить, к каким формам самодеятельности они способны.

        • Мизантроп

          Могу сказать, к каким формам самодеятельности они готовы. Нагадить в подъезде и написать на заборе «наш мэр — козёл».

Добавить комментарий