Бойся россиян, дары принимающих


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Говорить о своей благотворительности неприлично. Я согласилась говорить на эту тему исключительно в надежде вдохновить других людей ко мне присоединиться. Помогать, знаете ли, очень трудное дело. Требуется много такта, терпения, смирения и упорства.

Хубилай принимает дары венецианцев. Иллюстрация к "Книге" Марко Поло. Мастер из Бусико. Около 1412 года

Жизненный опыт убедил меня в печальном правиле, что здоровым взрослым помогать не стоит, от этой помощи в основном хуже как раз тем, кому помогаешь. Взрослые должны и могут сами себе помочь. А тем, кто не может себе помочь хотелось бы помогать больше и лучше, и мне стыдно, что делаю мало. На благотворительность я отдаю то, что получаю сверху моей преподавательской зарплаты. Деньги за картины, за рассказы. На мою зарплату мы живем: муж, младший сын, мама и я, к тому же старший сын учится в университете. Он студент последнего курса частного университета под Нью-Йорком, где учится на стипендии. А младшему шесть лет. Он аутист и с ним очень трудно.

В первые годы эмиграции моей задачей было помочь оставшимся в России бабушке и маме. Я за этим и уезжала: чтобы вытащить их из нужды, граничащей с нищетой. Это мне вполне удалось, хотя и не сразу. Мама дождаться не могла, когда же я, наконец, пойду работать. Она, инженер-кораблестроитель, полжизни провела в отравленном ядерными отходами Северодовинске, в бесконечных командировках и подработках. Мы, при разных размерах обуви, носили с ней одну пару ботинок на двоих. Я пихала в носок вату, привязывала обувь к ноге шнурками и вперед. Еще завидовали, как же, кроссовки! Только ходить мне было трудно, носков не чувствуешь и цепляешься, Чарли Чаплин, того гляди нос разобьешь. А бабушке, проработавшей всю жизнь, потерявшей в революцию, блокаду и войну, всех родных и все движимое и недвижимое имущество, когда она прилетела ко мне в штаты погостить в 1992 году, не во что было даже переодеться.

В первые годы мы, как все, передавали помощь со знаменитыми оказиями, уговаривая знакомых и незнакомых людей передать деньги или вещи. Помню, как передавала домой огромный пакет сахара со своим американским студентом. В России тогда сахар пропал. Один раз моей оказией был Ролан Быков. Мне посчастливилось быть переводчицей у него и Елены Санаевой. Чудесные люди.

Недавно прочитала в российской прессе, что среднеазиатских рабочих обвиняют в том, что они высылают все деньги домой, тем самым вкладывая в свои среднеазиатские, а не в российскую экономику. Так ведь эмигранты из России годами делали то же самое! Это всем известно. В девяностые годы помощь от уехавших шла в Россию миллионами долларов, на это есть статистика. Все мои знакомые посылали деньги и вещи, исключений почти не было. Да и сейчас очень многие иммигранты содержат своих престарелых родителей и родственников в России.

Мы возили помощь необъятными сумками, есть такие, знаете, военные зеленые сумки, очень вместительные: родственникам, друзьям, соседям, детям друзей. А сами мы были аспирантами, денег совсем не было, жили хуже, чем впроголодь, в основном на консервах «сало с фасолью», 3 банки за доллар. И у меня, и у бывшего мужа на всю жизнь испорчено пищеварение. Гадость ужасная. Чипсы из автомата за 25 (тогда) центов у меня на факультете казались мне недостижимой роскошью.

Но мы не пошли сразу зарабатывать, как большинство, а пошли учиться в аспирантуру, что было в конечном итоге для нас единственно верным решением. Но в России все считали, и отчасти считают еще, что раз в Америке, значит денег полно, никому ничего не объяснишь. И потому мы покупали вещи в секонд-хендах и везли, везли, сколько могли. Помню, как однажды летом 2000 года я вышла в аэропорту Петербурга в двух зимних куртках, одетых одна на другую. Руки торчали как у чучела у которого, знаете, палки вместо рук. Я везла куртки моей любимой тете и подруге мамы, в чемодан они не влезли, и я привезла их на себе. Мы были челноками, но только возили не на продажу, а в помощь оставшимся в России.

Но потом необходимость в этом отпала, люди стали жить лучше. И вот тогда и возникли некоторые психологические трудности. У нас помешательство на том, чтобы не «одалживаться» и при первой возможности «отдариться», и, если можно, с гаком. В России умеют подарки делать, но не умеют принимать. Из-за этого возникали и возникают проблемы, конфликты на почве «отдаривания», желание во что бы то ни стало перехлестнуться подарками, обиды, оскорбленное самолюбие и т.д.

Вот француженке подаришь что-нибудь, она скажет спасибо и будет рада. Раньше, после российского воспитания, я этого не понимала. Типа, я ей подарок, а она мне спасибо? Скупердяйка, не правда ли? Они такие, эти западники, скупердяи. Сколько раз это слышишь. Но это вовсе не так. Просто им не знакомо правило «отдаривания». И Слава Богу. Ведь если ты подарил от души, зачем же ждать ответного подарка? А у нас ждут, еще как.

У Довлатова смешно описано, помните, как его отец отправлял посылки брату в Бельгию, в надежде взамен получить джинсы, а глупый «озападнившийся» брат все не догадывался. Поэтому в России подарки делать опасно, можно разорить адресата! Этот обычай сильно затрудняет благотворительность, и все иностранцы жалуются на горы никому не нужных сувениров, которыми их навязчиво осыпают. Помню, когда мы ездили снимать фильм на Валаам, нас просто завалили иконками, оберегами, крестиками, четками, открытками, календариками и т.д. У нас оказалось два мешка всего этого, и мы не знали, что с этим делать.

Потом я прочитала исследование замечательного российского историка Арона Яковлевича Гуревича ( о котором у меня вышла книга на английском языке), о дарении как одной из форм первобытной экономики. В такой экономике обмен дарами мог даже стать способом агрессии, когда изнуряющими подарками и непосильными ‘отдарками’ одно племя доводило до разорения и голода другое. Этот ритуал существует или существовал почти у всех народов, был и у древних германцев, и у славян. Когда я это прочитала, то я сразу поняла, что российское помешательство на подарках отголосок этого обычая.

Все это имеет прямое отношение к благотворительности. Например, мне удалось передать довольно большую для меня сумму денег на слепого студента в Петербургский Институт Богословия и Философии. Ведь слепых в России никуда не берут учиться, а среди них масса людей, которые так мечтают об этом. Этот институт берет и условия создает. Оплата за обучение там очень небольшая была, всего $2000 в год, но за четыре года выходит 8000, и потому мне удалось собрать деньги только один раз. Мне очень, очень жаль. Там такая очередь. Преподаватели этого замечательного института работают почти даром, настоящие подвижники, я их полюбила как родных. Но и они, чтобы отблагодарить (меня от одного этого слова перекашивает), подарили мне очень дорогие подарки. Меня это смущает в обычном и христианском смысле этого слова. Во-первых, деньги были далеко не все мои. Выходит, мне подарок, а остальным спонсорам, моим американским, лондонским и французским друзьям, ничего? Во-вторых, зачем? Ведь на подарки ушли средства, которые лучше бы передали тем же слепым. Ничего христианского в этом обычае, конечно, нет. Это чистое язычество. Зато лично поблагодарить каждого спонсора, четко объяснив ему, куда пошли его пожертвования, надо обязательно. Это азы культуры благотворительности.

Когда я поняла, что, к величайшему моему сожалению, больше слепым студентам помочь не смогу, стала искать другие пути: кому можно помочь небольшими суммами. Увы, Россия не участвует в благотворительной акции Children International, которая позволяет помогать детям в бедных странах. Причем делать это удобно и надежно. Я, например, несколько лет поддерживаю девочку из Калькутты. Ее зовут Мамата, и благодаря помощи в покупке формы, обуви, медикаментов, принадлежностей и оплате обучения (в Индии оно платное), она заканчивает школу и учится отлично. Она не сирота, у нее есть любящие папа и мама, но они, работая вдвоем, не смогли бы ее вытянуть. Если получится приехать в Индию, надеюсь повидаться и с моей подопечной.

В России мне хотелось найти организацию столь же безупречную, а кроме того, позволяющую мне помогать конкретным детям, иметь с ними контакт, как в случае с Маматой. За время поисков я открыла такую бездну горя, глупости и жестокости, что у меня было нервное расстройство. В современной России брошенных детей больше, чем после Великой Отечественной войны. От таких масштабов опускаются руки, но помочь хотя бы кому-то – единственный способ как-то успокоить совесть.

Наконец, я вышла на благотворительную организацию при Саратовской епархии, и сразу почувствовала, что они особенные. Они помогают конкретным, только конкретным лицам, и позволяют выбрать, кому ты хочешь помочь. На мое письмо сразу откликнулась литературный редактор журнала «Православие и Современность» Ольга Новикова, человек открытый и совершенно европейский в лучшем смысле этого слова: образованный, тонкий, без всяких национально-религиозных предрассудков.

Она мне прислала несколько историй с фото. От этих историй кому хочешь станет дурно. Все они, до единой, были предотвратимы, и имели одно общее — да простят меня русские мужчины, к которым данное обвинение не относится — предательство, обман или насилие мужей. Страшные, немыслимые истории, когда муж избил жену на восьмом месяце беременности так, что ребенок родился с параличом. Мужья увечат жен и детей, а исчезают при первом намеке на трудности: больной ребенок, больная ли женa, просто незапланированная беременость. Таких, понимаете, десятки, сотни, все случаи похожи, дуреешь. И никто из этих преступников не под судом.

Я решила помочь женщине, не буду ее называть, у которой в результате страшных избиений родилась полностью парализованная девочка и есть еще двое детей. А еще – другой, героической женщине, которую можно назвать. Зовут ее Евгения Калининская и она взяла опекунство над семью мальчиками-сиротами: Мишей, Сашей, Игорем, Родей, Васей, Яшей и Максимом. Мальчиков она уже выходила, они уже пришли в себя после непередаваемых ужасов, которые им довелось пережить. Они все учатся и живут в деревне Рыбушево Саратовской области. Первой семье мы купили холодильник, а второй — школьные принадлежности для тех мальчишек, что уже учатся. У меня есть их фотографии, мы переписываемся. Я очень надеюсь их увидеть, надеюсь и боюсь. Из-за подарков! Очень хочу, чтобы обошлось без излияний благодарности и ненужных мне подарков на их последние деньги.

13 Comments

Add yours
  1. mchertok

    А мне понравился поворот темы, относящийся к российской культуре принимать помощь. Я согласна, что это очень тонкая материя, чувствительная, и как раз этой чувствительности и понимания контекста нашим получателям часто не хватает. Если НКО кое-как осваивают этикет, связанный с благодарностью через отчет, прозрачность для донора, а не бестолковые подарочки, то частные лица, мне кажется, частно не знают, как себя вести. Особеннно когда помощь, как описывает Елена, персональная — от человека к человеку.
    И вот тут, мне кажется, начинается измена. Получающему помощь человеку, по-моему, гораздо комфортнее иметь дело с профессиональным посредником — благотворительной организаций, с которой у него могут быть уважительные деловые отношения, чем с частным донором с именем и фамилией. Вот где самое неудобство и неловкость начинаются… Так что в этом аспекте я с вами, Елена, не согласна. У благотворительных организаций есть важная роль, и можно помогать им в их работе, а не обязательно «адресно» — это тоже очень наша российская история, от недоверия…

    • елена матусевич

      Я вовсе не против организаций. Просто написала о личном опыте. Что же мне было, своей родне и близким через организации помогать? Я разработала эту тему, написала более аналитический, теоритический, основанный на истории и богословии, текст о динамике дарения в России, но пока не удается опубликовать в России. «Фома» заказал, потом отказался. А жаль.

  2. елена

    Господин Гезалов,

    Спасибо за отклик. А насчет зажравшихся сирот, я в шоке. Наши студенты ездят летом в детский дом в городе Усурийске и всегда собирают туда игрушки и одежду. Я им каждый год передаю. Там нет самого необходимого. Наверное, детдома разные бывают? Как вы думаете? Деньги я передаю только семьям с детьми. конкртным, с уверенностью в использовании по назначению. Я вам писала не так давно, мне посоветовали вам послать мои рассказы. Спасибо. Е.М>

    • gezalov

      Елена!
      Сказать Вам более откровенно.Сиротам все равно, что Вы им привезли, вопрос качества одежды или чего-то еще не стоит во главе угла.Вопрос в другом, почему у нас до сих пор работает ТАКАЯ система, в которую надо каждый год что-то возить, потому что нет самого необходимого?Разности нет.И мало кто влияет на то, чтобы эта система и менялась и уходила в прошлое.Всем искренне жаль сирот. Мне нет. Ну и дети-сирот не ценят всего этого, потому что для них это по умолчанию ТАКАЯ помощь, и они знают, что они сироты и ТОЛЬКО им будет ВСЕГДА ТАКАЯ поддержка.Часто они думают, что пожизненно.Для того, чтобы сироты не выросли ИЖДИВЕНЦАМИ, плохой детский дом лучше прекрасного, потому что из первого выйдут дети, которые будут наедятся чаще на себя, нежели привыкшие к халяеве.Рассказы шлите.Спасибо.

      • Елена

        Я давно на это обратила внимание — эта система существует и всё тут. Проводятся конференции, говорятся речи, принимаются решения, трятятся почти космические деньги — а система стоит как скала.

        • Матвей Масальцев

          Она потому и стоит как скала, что все эти фантастические деньги тратятся на ее поддержание, а не на трансформацию

          • gezalov

            Согласен.Менять надо отношение к этой теме, например помогать не системе, а тем, кто старается эту систему разобрать на запчасти.Приемные семьи, НКО,СМИ.

          • елена матусевич

            В свое оправдание могу сказать две вещи:
            1. когда-то в России работала с сиротами, в доме-интернате, так что я не совсем не в курсе.

            2. я как раз и помогаю приемным семьям. И толк есть.

            В Америке детдомов как таковых нет. Всех маленьких детей отказников, даже даунов, усыновляют. Иногда очень небогатые люди. Здесь культура усыновления. Я лично знаю множество семей. Но поностью решить проблему не удается никак. Когда дети остаются без попечения родителей в подростковом возрасте их очень трудно пристроить. Или агрессивных подростков. Их никто не хочет.

  3. gezalov

    А я всегда боялся дары иностранцев, нам русским приносящих.
    Как-то раз в одном детском доме раздавали закрученные в красивые обертки небольшие поделки сделанные руками детей из Франции.На Рождество.Русские сироты покрутили их в руках и выбросили, сказав, что добровольцы дарят плееры и телефоны, а тут маленькие подарки, с открыткой сбоку.Пусть и сделанные вручную.Сволочи эти французы, сказали дети.После этого все программы были закрыты.Зажрались наши сироты, причем фонды их развратили наши.Русские.А французы теперь войти на «социальный рынок» уже не могут, не конкуренты.Дарить плееры и прочую муру они не будут и не хотят.Так что тако?Како..

    • Алексей

      Согласен,не одаривать надо бестолково,а развивать в детях дух соревнования,соревнования между детскими домами.Это было раньше между школами и не плохо будет когда это поймут и применят к детским домам.

  4. б.а.рмалей

    ну, елена. зря боитесь.

    я вот вам могу таких подарочков наделать, что в век неотдаритесь…

Добавить комментарий