«Всякая практика благотворительности прекратилась»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Была на днях в Минске, где присутствовала на конференции, посвященной корпоративной благотворительности со странным названием «Разделяя ответственность общества». К слову сказать, это первое событие в Белоруссии, посвященное корпоративной благотворительности. На котором практически не было бизнеса.

Источник: www.pegs.com

Видимо, бизнесу не до благотворительности, когда в стране валютный кризис, и неясно, «что же будет с родиной и с нами». Кроме бизнеса, в зале также не было вопросов и комментариев. Во время пленарного заседания с трибуны рассказывали о «правовом положении, динамике и приоритетах развития общественных объединений и фондов в Республике Беларусь», «основных направлениях и приоритетах государственной политики в сфере социальной поддержки населения», о том, что в стране социальное государство, созданы прекрасные правовые условия и проч. и проч., а зал тяжело и как-то задавленно молчал, видимо, думая о своем, о реальной жизни, где все совсем иначе, чем в официальных отчетах.

Конференция проходила в давно забытом, но до ужаса знакомом формате партийного мероприятия — на секунды появилось ощущение дежавю, возврата на 20 лет назад.

И как бы мы здесь, в России, ни ругали власть, вялость и разобщенность нашего некоммерческого сектора, отчужденность граждан от общественной и политической жизни, эта поездка показала, как серьезно и, хочется верить, необратимо продвинулись мы вперед – и гражданское общество, и благотворительный сектор, — насколько больше у нас возможностей, оптимизма и веры в важность выбранного дела.

Это все лирика. Несмотря на то, что в Минске я была, что называется, туда–обратно, хочу поделиться информацией о том, в каких условиях белорусские компании «разделяют ответственность общества», а некоммерческие организации собирают средства на свою деятельность.

«Указ стал жесточайшим барьером»

Основой правового регулирования благотворительной деятельности является Указ Президента Республики Беларусь № 300 от 01.07.2005 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». Заметьте, даже в самом определении указа смешиваются понятия: безвозмездная и спонсорская помощь, что уже вносит сумятицу. Спонсорская помощь, как известно, оказывается на вполне понятной возмездной основе, в обмен на размещение логотипов, баннеры, печатную продукцию и проч. и проч.

Читаем в брошюре «Пути развития корпоративной благотворительности», изданной в Минске в 2011 году, следующее: «Как только вышел Указ № 300, всякая практика благотворительности прекратилась. Начиная с 2001 года, началось ужесточение регулирования международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи… Указ стал жесточайшим барьером для всех организаций – в том числе коммерческих – и не дает возможности систематически оказывать благотворительную помощь. Появился ряд формальностей – система передачи спонсорской помощи, договор и т.д.

Кроме того, Указ определил цели оказания спонсорской помощи, их всего 12. Они не подвергались изменениям в последующих нормативных актах. Это является ключевым моментом Указа и основным сдерживающим фактором на пути оказания благотворительной помощи. В этот перечень не вошли многие социальные проекты. Указом определена и ответственность, в административный кодекс введена статья 23.84 – нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной помощи – где предусмотрены штрафы от 20 до 200 базовых величин, в некоторых случаях с конфискацией помощи.
Это и есть фон, на котором компании еще пытаются оказывать благотворительную помощь. Но на основе рассмотренных аспектов можно сделать вывод о том, что Указ практически пресекает желание бизнеса заниматься благотворительностью».

Другие барьеры

Есть немало других факторов, сдерживающие развитие корпоративной социальной ответственности в Белоруссии. По мнению представителей бизнеса, главный из них – слабое финансовое положение самих компаний (так ответили 26% опрошенных компаний). На втором месте – отсутствие соответствующей государственной политики (25%). На третьем – отсутствие единого понимания принципов КСО и корпоративной благотворительности (20%). Далее – отсутствие информации и неприятие принципов КСО на корпоративном уровне.

Отмечая условия, при которых компания будет реализовывать благотворительные программы, на первый план выходит вопрос достаточности средств (39%). 15% компаний утверждают, что благотворительная деятельность может осуществляться ими только при наличии острой необходимости, подразумевая, что это будет сделано под неким давлением государства. Для компаний также важна уверенность, что средства будут потрачены с пользой.

Родные мотивы

Основные стереотипы, мешающие развитию корпоративной благотворительности:

  • Барьер «жертвы»: социальная ответственность – функция государства, это государство должно быть ответственным перед бизнесом;
  • Барьер риска: «это политика», «лучше не высовываться»;
  • Барьер ценности: «это не оценят», «что нам это даст»;
  • Барьер психологии «бедного»: «не до жиру», «это долг глобальных брендов и крупных международных корпораций»;
  • Барьер некомпетентности: «а что это такое».

Несмотря на то, что в России другая политическая и экономическая ситуация, многое в этих факторах и стереотипах кажется узнаваемым, пусть даже и не озвучиваемым публично. Лишь несколько десятков компаний, лидеров корпоративной благотворительности в нашей стране ушли от понимания благотворительности как порыва души, внутреннего позыва помочь нуждающимся. В Белоруссии такая мотивация занятия благотворительностью у подавляющего числа компаний (36% по данным международного благотворительного фонда «Шанс»). «Оказание помощи продиктовано обычным человеческим желанием помочь» – таков наиболее типичный ответ белорусских компаний. — «На показатели работы благотворительность влияние не оказывает, приносит только самоудовлетворение». Не кажется ли вам это знакомым?

Освещение СМИ белорусской корпоративной благотворительности тоже похоже на наше: либо за деньги, либо — полная лотерея (случайность выбора темы, героев материала) без какой-либо глубины и аналитики, за исключением нескольких деловых российских изданий, в частности, Ведомостей, Форбса, которые вносят значительный вклад в формирование культуры социальной ответственности бизнеса.

Да и взаимодействие бизнеса с белорусскими не отличается НКО в корне от российского аналога: отсутствие доверия, понимания того, как устроен некоммерческий сектор, непредсказуемость доноров и проч. и проч.

Одним словом, несмотря на то, что мы ушли далеко вперед по сравнению с беларусской корпоративной благотворительностью, находящейся в стадии становления, многие проблемы являются общими, до боли знакомыми, и быстро вряд ли они решаются. Накопление багажа доверия, знаний, понимания, готовности к диалогу – процесс долгий и непростой. Оглядываясь назад, понимаешь, что пройден большой путь, впереди – новый день и новые вызовы.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий