Социальный имитатор


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Показуха преследует человечество издревле. Показуха стала частью работы многих систем, в том числе и социальной. Люди получают зарплату, имитируют деятельность, об эффективности же при этом немногие думают. Чем больше показухи, тем выше показатели в работе — такая вот эффективность взамен. Как говорил Михаил Жванецкий еще в советские времена: работа работается, а продукции нет.

Покраска роз. Сюжет из "Алисы в стране чудес"

Надо сказать, что часто в этом показушном спектакле участвуют и те, кому демонстрируют потемкинские деревни — заказчики социальных проектов. Так проще: похлопал по плечу и вовремя ушел с работы. Если станешь придираться, придется и к себе требования повышать. И рисовать совсем иные показатели эффективности своей работы. Так проще. Похлопал по плечу, и вовремя ушел с работы.

Лично меня крайне волнует показуха в работе социальных институтов. Потому что решая свой вопрос, соцработник не решает вопрос того, кто находится под его опекой и ожидает определенных результатов от сотрудничества. К примеру, в нашем детском доме,перед проверками таскали с этажа на этаж единственный ковер, чтобы показать, что в учреждении всего достаточно и жизнь просто замечательна.

А со временем показушник сам начинает верить в свои липовые показатели. Вера в показуху пересиливает реальные шаги. И уже привыкнув к такому формату, показушная система не может функционировать иначе, все подчинено имитации и профанации. Такую систему порой проще убрать, расформировать, ликвидировать, законодательно запретить, чем переделывать и переустраивать.

Переформатирование – действительно непростое дело. Для этого надо вычислить затраты на ту или иную систему, ее затраты на решение той или иной проблемы, оценить эффективность, и только потом принять адекватное решение. Чтобы тем самым сберечь ресурсы, повысить ответственность нового лица за полученное направление и уже точно знать, что новая система не будет заниматься показухой.

Ввести, что ли, такой норматив, чтобы те, кто были частью показушной системы, вернуться к работе в этой же сфере могли только после серьезного переобучения. Иначе никак. Имитататор часто навсегда остается имитатором. К примеру, в той же Финляндии, которая в лидерах по уровню социальной защите населения, если та или иная муниципальная организация работает хуже НКО, все функции передают некоммерческой организации. Государству необходима эффективность и стабильность. Граждане не желают отдавать свои налоги на показушную систему. Они, граждане, – главный заказчик социальной системы, им имитация не нужна.

В России показушный лидер – сиротская система, где можно концертом или низкокачественными поделками детей-сирот имитировать свою активность. Достаточно купить в магазине фоторамку, ребенок без длительных навыков повозюкает по ней кисточкой, и уже можно говорить о творческом развитии детей-сирот. Или открыть домовую комнату, где дети учатся жить самостоятельно, при этом беря продукты на той же общей кухне, не зная реальной цены продуктов, трудозатрат и т.д. Когда на видеокамеру чистящие картошку будущие выпускники детдомов за этой же чисткой не могут связать двух слов. Но умильно смотрящему на кадры человеку достаточно этого физического действа.

Дело в том, что администратор детского дома понимает: неумение говорить никто не заметит, с этим надо работать гораздо глубже, главное же показать красивую картинку. Умение заменяет компетенцию. А как потом ребенок будет жить, уже не важно. Важно показать. Неважно что.

1 comment

Add yours
  1. id37813123

    показушный лидер. Это в точку. Как и дорогой, и крайне неэффективный. И впечатляющий по контрасту «продажа детства за счет соплей» — «безразличие к детству, причем при солидных дивидендах за такое доброе дело». Причем безразличие от системы, которая заранее отмела предусмотрение возможности реальной адаптации и усыновления. (Неэффективный: сравнить с бизнесом, 90% трат впустую, да еще и половину брака надо впоследствии снабжать продолжать)

    Только в людях брака нет — это общий урок, стезя научения жизни и для нас.

Добавить комментарий