Некоммерческая агора


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Сегодня мне пришлось вступить в полемику с экспертом и автором, которого я очень ценю и уважаю (хотя и заочно), чьи тексты я обычно с интересом читаю, — с Натальей Каминарской. Пришлось, потому что не могу не ответить на два «сильных утверждения» о роли СМИ в ее письме из Америки, опубликованном «Филантропом».

Газеты

Фото с сайта www.allday.ru

Перовое утверждение Натальи, которое заставило меня колотить по клавиатуре, таково: «Именно СМИ являются единственным действенным механизмом, обеспечивающим подотчетность НКО перед обществом».

В ответ, я спрашиваю себя и всех:

Так ли это, особенно, если иметь в виду не СМИ вообще, а российские СМИ?

Казалось бы, в качестве примера роли СМИ в качестве контролера отчетности НКО перед обществом можно привести историю кампании критики в адрес фонда «Федерация». Однако по этому поводу следует отметить несколько моментов.

Во-первых

С самого начала этой истории некоторые блогеры и журналисты высказывались в том смысле, что кампания критики построена на ложных основаниях и исходит, по сути, не из фактов, а из предрассудков и вольных или невольных подтасовок. В частности, использование письма матери больной девочки было абсолютной ошибкой, поскольку девочка, к счастью, не была больна раком, хотя и была больна другой тяжелой болезнью. Но ведь «Федерация» собиралась облагодетельствовать исключительно онкологические и офтальмологические отделения больниц — путем поставки оборудования. И, заметьте, вовсе не детей они хотели осчастливить, и — не финансированием операций.

Именно неточность и фактическая несостоятельность этой кампании ее и погубили, хотя, возможно, она преследовала благие цели и по своему смыслу – требовать прозрачности благотворительности — была совершенно правильной. Так или иначе, история с критикой в адрес Фонда «Федерация» оказалась весьма неоднозначной и невразумительной и закончилась проигрышами в судах практически всех спикеров и СМИ, которые критиковали Фонд.

Во-вторых

Российские СМИ, не зря именуемые «средствами массовой информации», не являются ни в какой степени выразителями мнений общества, — они его информируют о новостях и мнениях тех, кто является их владельцами или тех, кто признается журналистским сообществом ньюсмейкерами. У них – фактически другая задача, нежели выражать мнение общества или информировать общество о тех или иных сторонах деятельности НКО, которые и в лучшем-то своем виде не так уж интересны СМИ.

В частности, газета «Ведомости», которая – честь ей и хвала! – проводит ежегодную конференцию с награждением лучших благотворителей, считает, что вся российская благотворительность в ее новостном выражении и информационной ценности умещается на один разворот и — раз в год. Все.

В-третьих

Я предполагаю (и, понятное дело, могу в своих предположения ошибиться), что Наталья уделяет такое внимание «деловым» СМИ потому, что их, якобы, читают в основном деловые люди. А не всякая шушера. То есть: я предполагаю, что она исходит из той посылки, что целевой группой именно бумажных «деловых» СМИ являются потенциальные доноры и благотворители.

Но зададим ряд простых вопросов:
Когда и где деловые люди читают газеты? По моим наблюдениям – чаще всего в самолетах или в иных ситуациях вынужденного ожидания. Возможно, это дефект моего опыта, но я не знаю ни одного делового человека, который с наслаждением читал бы российскую деловую бумажную прессу за завтраком или ужином.

Что происходит с ними в результате чтения? Порывы, импульсы? Да нет, — ничего определенного, поскольку те, кто из них действительно «деловые», уже заранее знают из своих каналов общения о том, что пишут «Ведомости» или «КоммерсантЪ». Их, по моим наблюдениям, гораздо больше интересуют властные тренды, месседжи власти и некоторые внезапные криминальные истории.

Заинтересованы ли они в критике или освещении отчетной стороны благотворительности вообще? Сомневаюсь. Разве что – в лестных отзывах о своей благотворительности.

Еще вопросы к тезису: «Именно СМИ являются единственным действенным механизмом, обеспечивающим подотчетность НКО перед обществом».

Так ли это, если иметь в виду, что общество в России фактически не представлено нигде в публичных местах, кроме как – весьма ограниченно – в Общественных палатах разного уровня и, главным образом, в интернете?

Именно интернет, форумы и социальные сети – это российская «агора», та «площадь», на которой высказывается общество. Вообще, интернет-фактор очень важен для моих рассуждений, поскольку именно его действенность, по существу, отрицается Натальей Каминарской, во всяком случае – на сегодняшний день.

Второе сильное утверждение. Наталья пишет: «Никакой специализированный портал или издание о благотворительности никогда не привлекут того внимания, как деловая национальная пресса. Еще долго интернет-медиа будут понятны и доступны лишь ограниченному числу людей в нашей стране. Поэтому задача появления специалистов по социальной тематике и некоммерческому сектору в ведущих российских СМИ – первостепенная задача благотворительного сообщества».

«Деловая национальная пресса», газета «КоммерсантЪ», например, имеет тираж около 125 000 — 130 000 экз., а реальная ее аудитория, по оценкам независимых экспертов – в 3 раза меньше. Интернетом же пользуются ныне в России не менее 70 млн. людей. По некоторым оценкам, пользователей интернета в России еще больше — 59% россиян, то есть 84,3 млн. человек.

Рост волонтерства в России, отмеченный в исследовании CAF и позволивший стране подняться в 2011 году на 8 позиций в мировом рейтинге благотворительности, никак не был связан ни со СМИ, ни, собственно, с НКО. Это произошло благодаря самоорганизации людей в социальных сетях в интернете, но СМИ, особенно, — бумажные, не сыграли в этом никакой заметной роли. История с пожарами – тому наглядная иллюстрация.

А денежные же пожертвования НКО в России от частных лиц, по данным CAF, снизились, и Россия оказалась по этому параметру на предпоследнем месте рейтинга. И разве первоочередная задача российской благотворительности не формулируется именно как рост массовых индивидуальных, а не корпоративных, пожертвований? Заслуживает внимания, что они упали в массе, но, тем не менее, кое-где и выросли. В том же интернете они, по мнению многих экспертов — выросли.

Итого

Резюмируя, хочу сказать следующее: очень важно то, как мы себе представляем публичное пространство и сам феномен публичности. Многие вещи, которые нам кажутся всем известными, не имеют резонанса за пределами нашего сообщества или города. Хорошая или дурная репутация людей или организаций часто никому не известна за пределами совсем небольших групп. Нам все еще нередко кажется, что написанное в «честном» СМИ имеет силу закона, как это было в СССР.

Если мы продолжаем думать, что фокус российской публичности находится в XXI веке в бумажных СМИ, мы попадаем в довольно просто устроенную ловушку. Нам начинает казаться, что бумажные СМИ непременно должны обсуждать важные для нас темы, а если они это не делают, то нужно их либо каким-то образом заинтересовать в этом, в том числе — путем воспитания и обучения, либо – фактически вынудить их на эти темы писать. Мы не хотим осознавать ни то, чем де-факто бумажные российские СМИ являются, ни их интересы, цели и задачи.

А рядом находится настоящее публичное пространство – интернет. Которое есть не просто место для торговых вывесок и болтовни ни о чем, но – единственное живое ныне публичное пространство России. Там следует не только собирать пожертвования или рассказывать о своих проектах, там следует формировать важные для себя темы, поскольку именно там можно общаться и с пользователями, далекими от всякой благотворительной тематики, и с VIP’ами, и с профессионалами в разных областях.

Разумеется, уже и в интернете есть и платные блогеры, и люди с преднамеренными и заранее обусловленными позициями. Однако если благотворители не сумеют использовать публичное пространство интернета, разговор о любой роли СМИ для развития благотворительности следует заканчивать немедленно – он будет ни о чем, и не в пользу даже и бедных и больных.

16 Comments

Add yours
  1. Юлия

    отвечаю Матвею: никак не хотела высказаться негативно о филантропе, ресурс хороший, видно что стараетесь. совсем не о том высказывалась. это к слову.

    по сути:
    вы говорите,
    «специальные сервисы будут пользоваться спросом только тогда, когда появится культура регулярных частных пожертвований. Пока же эффективнее всего (в смысле охвата массовой аудитории) выходит провести кампанию через зомбоящик». про зомбоящик понятно всё. а во про формирование культуры пожертвований — нет.
    в нашей стране это возможно только, если правительство всем начнёт мозги промывать? как вы думаете? я просто думаю о роли людей, которые вот создают разные сервисы, или ездят с семинарами, или занимаются просветительской деятельностью. они же и формируют разными способами это пространство. и также о том, как можно донести до широкого «потребителя» идею пожертвования в принципе.

  2. AndreySuch

    Друзья, я очень рад тому, что дискуссия получилась живой. Спасибо всем, кто уже в ней поучаствовал! Надеюсь, в той или иной форме она будет продолжена.
    А сейчас я хочу еще раз кратко обозначить свою позицию.
    1. я сомневаюсь в том, что бумажные газеты формируют российскую публичность. я считаю, что вполне можно выделить специфическую группу «читателей газет», но эта группа не имеет ни ясного отношения к благотворительной сфере, ни является «мнение-задающией» группой.
    2. я предлагаю маленькое экспресс-исследование прямо сейчас: кто из журналистов, пишущих в бумажных изданиях является «опиньон-мейкером» для ВАС ЛИЧНО? для меня лично — никто. а в области благотворительности?
    3.ящик смотрят люди, которые за это не платят. как и за бесплатное эфирное радио. если вы говорите о том, что ящик покрывает ту аудиторию, до которой интернет не добирается — поясните, пожалуйста, кого ИМЕННО вы имеете в виду? если крестьян в депрессивных деревнях — то советую прочесть вот такое интервью с исследователями-социологами. как раз о деревнях: http://www.vse-pishut.ru/Mir-ludei/DRUGOI-NAROD-KOTORYI-OKAZALSYA-LISHNIM-V-ROSSII/
    если же вы имеете в виду, скажем, пенсионеров в небольших городах, то почему вы убеждены в том, что они что-то вообще когда-либо будут жертвовать? то есть: А ГДЕ ЖЕ ИМЕННО НАХОДИТСЯ ТОТ РЕСУРС, КОТОРЫЙ, ЯКОБЫ, ОХВАТЫВАЕТ ЯЩИК, В ОТЛИЧИЕ ОТ ИНТЕРНЕТА? и каков он? я считаю, что надежда на этот ресурс — основана на мифах. без всякого снобизма :)
    например, уже доказано в маркетинге музыкальной продукции, что люди, смотрящие ящик и слушающие ящики с целью слушать именно музыку никогда (ну, почти никогда, не значимо для всех продаж) не будут покупать CD.
    4. и — еще один тезис: интернет есть не просто «большое сми», интернет в России сейчас — единственная свободная общественная площадка. бумажная пресса ею не является.

  3. nkamin

    Андрей,
    спасибо за Вашу статью. Мне очень приятно, что кому-то захотелось не просто комментарий приписать, а так подробно разобрать мой текст.

    Не хочу принижать роль Интернета, но по-прежнему остаюсь при мнении, что пока во многих регионах он дайл-ап, считать его агорой можно лишь в сильно ограниченном масштабе. Да, Интернет — поле, на котором мы завоюем и вовлечем в наши ряды молодежь, и уже поэтому надо серьезно относиться к позиционированию и продвижению благотворительности в этом пространстве.

    Но! Я всегда говорила и буду повторять, что благотворительность должна стать обычной темой — не темой специализированного портала или издания, а темой вообще. В том числе для той аудитории, которая читает деловые и общественно-политические издания. В том числе для той ауидтории, которая смотрит зомбоящик (и отдельные приличные каналы в нем). В том числе для тех, кто слушает развлекательное радио. А значит — нам нужны специлисты в СМИ, которые смогут это все представить. Они нужны и для хороших статей в Интернете.

    Пожалуй, в этом и был главный пафос моей заметки.

    А то, что без Интернета никуда очередной раз подтверждает окружающая меня в настоящий момент американская действительность: рост пожертвований через Интернет растет день ото дня, и остановить это цунами может только смерть всемирной паутины. Ну, или изобретение сети следующего уровня.

    • Юлия

      поддерживаю Ваше мнение относительно того, что благотворительность должна стать обычной темой. Для этого действительно нужны люди, посредники. Нужно большее взаимодействие НКО и СМИ, которые, как кажется обычно взаимно недолюбливают друг друга. А как отражение, как следствие, как инструменты, на мой взгляд нам нужны или нужен информационный ресурс(ы), продвигаемый и заточенный под то, что человек не из сферы, мог прочитать какое положение вещей сейчас в соцсфере и в благотворительности в России. Чтобы к человеку было такое обращение, что он может прямо сейчас поспособствовать улучшению ситуации. Одним словом вовлечь его — частное лицо — в процесс. Он сейчас не особо вовлечён. Если взять фокус-группу из даже просто коллег по офису, одногруппников, просто друзей, выходит, что благотворительность занимает в умах и сердцах людей место «очень редко интересуюсь — не интересуюсь», поэтому оборот пожертвований у нас в России сами знаете какой. А уж во сколько раз он ниже американских. Просто у них есть стратегия, есть подача, есть инструменты. Ты значимая единица, поэтому ты можешь, и мы скажем тебе как. Нам тоже уже пора это сделать.
      Исходя из того, что у нас в стране Интернетом пользуется 70 миллионов человек, а это примерно половина жителей нашей страны, и это количество растёт (офф-топ — благодаря мобильному интернету сильно), то про сильно ограниченный масштаб, можно посомневатся. И это не только поле для молодёжи и завоевания молодёжи, тем более в будущем. Вообще очень странно, что до сих пор это поле не вспахано. Не практично. Видимо было не время. Очень хорошо, что уже начали появляться пока ещё маленькие краудфандинговые ресурсы, которые и повествуют и собирают.
      В общем я и за — вывод благотворительности на уровень общей темы, и за продвижение и сбор средств и в Интернете особенно.

      • Юлия

        телевизор никто не отменял, но правда сложно туда, очень сложно. Поэтому проще пользоваться тем, что легче и прямо-таки сильно набирает обороты.

    • AndreySuch

      Спасибо, Наталья. я просто очень критично настроен к идее, что телевизор или бумажные СМИ хоть на что-то влияют. почему? — постарался объяснить. я не вижу никакого действительного ресурса, который телевизор покрывает в отличие от интернета.
      то есть, люди такие есть, но являются ли они ресурсом развития для благотворительности?.. Пойду Вашу новую статью читать.

  4. Анатолий Грудинин

    Я согласен с Марией, что для большинства жителей телевизор все таки остается одним из мощных источников информации, особенно в регионах.
    Недавно TV канал у нас в Бурятии опубликовал просьбу на лечение ребенка (операцию) и вот неожиданно для всех одна женщина, у которой ребенок умер от той же болезни, пожертвовала 400 000 рублей. Они остались у ней от сбора на лечение ее ребенка. Это вызвало взрыв, так как наши местные богаты бизнесмены таких сумм не дают.
    В регионах так же значимы и печатные СМИ, а вот интернет более развит в западных областях России и в Москве.

  5. Юлия

    был бы хотя бы один хорошо раскрученный ресурс по сбору частных пожертвований. все что есть, люди не знают. или лучше хотя бы один информационный о третьем секторе раскрученный для людей, которые не из третьего сектора.
    народ просто не знает ничего, а помогать он хочет. не знает куда обратится.

      • Юлия

        у всех этих ресурсов в соотношении к тому, сколько людей хотя бы в Москве пользуется интернетом и сколько в среднем человек зарабатывает — просто ну очень маленькое количество посетителей и соответственно маленькое количество пожертвований.
        ничего из этого нельзя назвать хорошо раскрученным ресурсом.
        у нас просто нет таких ресурсов в плане финансов.
        филантроп конечно хороший, читаю его давно. но я его читаю, потому что потрудилась сама — сама нашла его, прич потому что мне интересна эта сфера и я в ней работаю, а не потому что — это электронный журнал, который рассказывает нам о том, что вообще в мире и у нас делается в этой сфере.

        • Юлия

          (извините, случайно не туда нажала. поэтому последнее предложение в предыдущем комментарии не правильно написано).
          нужен ресурс такой информативный о том, в каком именно сейчас состоянии находится российская соцсфера, третий сектор, какие направления, в общем всё. все ресурсы которые я видела меня как просто человека не удовлетворяют, они сделаны не удобно, не представляют полную картину, и в результате каждый пользователь сам ходит по сайтам фондов и представляет свою картину. а если такой ресурс и есть, то то что я до сих пор о нём не знаю, как раз и говорит о его отсутствующем продвижении.
          и если Вы мне подскажите какой, то буду очень признательна.

          • Матвей Масальцев

            Нигде в мире нет СМИ о филантропии, которое могло бы по популярности хоть отдаленно конкурировать с общественно-политическими или деловыми изданиями. Вообще, любое специализированное СМИ редко выходит за границы свое специализированной аудитории.

            Единственная возможность вещать для большой аудитории — выходить на большие площадки — будь то общенациональные газеты, или федеральный зомбоящик, или интернет-СМИ. Лучше всего сразу по всем направлениям долбить.

            Все, что может сделать «Филантроп» — так это обращаться к общественным опиньон-мейкерам и журналистам больших изданий. И уже через них ретранслировать важные послания обществу. Работа эта очень и очень непростая и не быстрая, поверьте уж. Но мы стараемся.

            То же самое по поводу массовых пожертвований: специальные сервисы будут пользоваться спросом только тогда, когда появится культура регулярных частных пожертвований. Пока же эффективнее всего (в смысле охвата массовой аудитории) выходит провести кампанию через зомбоящик.

  6. mchertok

    Забавно, что этот комментарий, как и оригинальная колонка Натальи о печатных сми, все же узко представляет «публичное пространство и сам феномен публичности». Я согласна, что печатные сми мало влияют на общественные настроения и в большей степени рассчитаны на формирование мнений лидеров мнений. Реальной противоположностью интернету являются вовсе не они, а телевизор! Те, кто не в интернете, проводят время у ящика, а там никаких НКО и рядом не стояло.

    • AndreySuch

      ящик могуч и гоняет стаи туч. только он ничего не формирует, поскольку мнения, и тем более, конкретные намерения вообще не формируются пропагандистскими машинами.
      пропаганда — для другого, для отчетности, распила денег и для создания некой «общей» риторики.

      представьте, что ящик завтра сделают платным, — его ведь никто смотреть не будет. он сейчас — как пособие или пенсия, для бедных и больных.
      тв вообще — архаизм из 90-х. т.н. «социальная реклама» там, кстати, активно идет, и, порой, неплохая, в эстетическом и «общекреативном» смысле.
      только — не работает, поскольку авторы ее не понимают, зачем они ее сделали, кроме как — себе на радость…

      мощная, кажется, была пропаганда в ссср? но:где ссср и где его пропаганда? нету сссра, и пропаганда, следовательно, плохая была…

      • mchertok

        Это ваш интеллектуальный снобизм говорит. Типа — кто смотрит ящик, тот нам не интересен в силу неполного соответствия. Посмотрите, какие миллионы и миллиарды собрала акция Первого канала «Добрый свет». Проблема в том, что в ящик не пробиться, да и продукт адекватного (не в смысле высокого, а в смысле соответствующего) качества НКО могут быть не готовы производить. Тут коллеги из знакомой хорошей НКО попали на передачу к Малахову и все прокляли, больше не хотят в ящик.

Добавить комментарий