Сервисные споры


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Российской филантропии очень не хватает онлайн-сервисов. Об этом я говорил в минувшие выходные на конференции SocialCamp 2012, и это было довольно смелое заявление: ребята передо мной и после меня три дня подряд с утра до вечера рассказывали об использовании интернета для гражданских инициатив. Представляли отличные проекты. Но мнение изменить не заставили: именно для благотворительности, волонтерства, некоммерческой «социалки» сервисов почти нет.

Человек с ноутбуком

Онлайн-сервисы для некоммерческого сектора в России: мало и плохо

А зачем они собственно нужны, эти сервисы? Ответ на этот вопрос поможет понять, что я имею в виду. Большинство создателей онлайн-сервисов не отвечает на него никак или не ставит вовсе — нужно, потому что нужно. У всех есть, и у нас будет. Надо быть в тренде. На заре интернет-эпохи точно так же НКО ринулись создавать свои веб-сайты, без всякого представления, зачем они нужны. Сайты вышли унылыми и бесполезными.

Какая-то часть — небольшая — на вопрос «зачем» отвечает так: чтобы дать удобные инструменты пользователям. Частным жертвователям — возможность вложить свою копейку, не отходя от монитора. Волонтерам — найти того, кому помочь. НКО — найти доноров и сторонников. Это хороший ответ, потому что он заставляет хотя бы попытаться сделать сервис удобным. Однако и этого недостаточно.

Российские НКО сейчас активно учатся «продавать» свои некоммерческие услуги. Маркетинг на службе добра — почему бы и нет? Однако при этом часто забывают: их «товар» — не то же самое, что лежит в соседнем интернет-магазине. В благотворительности понятие ценности «покупки» имеет больше составляющих. Как правильно купить телевизор — выбрать идеальное соотношение цена/качество. Ну, может еще подумать, действительно ли он вам нужен, телевизор этот. Когда мы продаем человеку доброе дело, важно не только предоставить хорошую услугу по низкой цене («Даже рубль спасет ребенка»). Важна не только польза для покупателя (моральное удовлетворение). Важнее всего социальный эффект от купли-продажи. Польза для конечного благополучателя. Вот этого элемента в большинстве существующих онлайн-сервисов как раз и нет.

Какой сейчас самый удобный и массовый инструмент для создания волонтерских сообществ и координации их деятельности? Социальные сети: Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер. Где проще всего удовлетворить свое желание творить добро? Да там же — пройдитесь по бесчисленным группам помощи, созданным ВКонтакте, поплачьте, деньги переведите на интернет-кошелек. Еще раз поплачьте. Испытайте чувство морального удовлетворения. Закройте компьютер. Вздохните грустно, но при этом облегченно: день прожит не зря, пора спать.

Вам никогда не создать сервис, превосходящий главные соцсети по количеству участников и удобству пользования. Так зачем тогда создавать? Еще раз — чтобы получить дополнительные смыслы. Других причин, получается, нет.

Вот вам пример — портал частных пожертвований blago.ru, продукт фонда CAF Россия. С одной стороны, этот сервис — инструмент для быстрых электронных пожертвований благотворительным организациям из разных сфер. А с другой — навигатор по «хорошим» НКО. Дело в том, что все представленные на сайте организации проходят валидацию в CAF — в фонде с большими экспертными ресурсами. Это позволяет отсечь мошеннические или откровенно неэффективные НКО. И это создает дополнительные смыслы всему продукту: пользователи не только жертвуют, но еще и куда надо. И постепенно учатся той самой цивилизованной благотворительности. Можно спорить о том, удобный это сервис или нет, хорошо ли он продвигается и так далее. Но главное, он осмысленный.

Я привел пример, который мне ближе. Порывшись, можно найти еще несколько. Но в любом случае -подобных сервисов, осмысленных, в рунете очень мало. Почти нет. Причем обделены ими не только частные жертвователи, но и НКО. Одна из главных проблем некоммерческого сектора — практически полное отсутствие внутренних коммуникаций. Даже с внешними коммуникациями (классическим  PR) не так все плохо, как с внутренними. Люди не умеют (а кто-то и не хочет) делиться проблемами и опытом их решения. Тиражирование хороших практик, о чем так много говорят в секторе, происходит только из уст в уста да еще и за грант на тиражирование этих практик. Онлайн-сервисы — это то, что помогло бы наладить коммуникации. Наша с Александром Гезаловым статья  о дефиците ресурсных центров — как раз об этом.

Вопрос о том, кто виноват в дефиците, я пожалуй опущу: хочется сразу перейти к вопросу, что делать. Потому что ответ на него очевиден: делать.

9 Comments

Add yours
  1. Лиза

    Мне понравилась статья, критичная, но настраивающая на действие :) То, что: «одна из главных проблем некоммерческого сектора – практически полное отсутствие внутренних коммуникаций» — абсолютно в точку! Как и упомянутая статья Александра Гезалова. Очень похожие идеи про онлайн (и не только) ресурс для 3го сектора мы обсуждали на встрече РУС Инноватора. Я описала их здесь: http://rusinnovator.org/profiles/blogs/rus-innovator-meetup-n3-overview

    С Сергеем и Михаилом я тоже согласна, но только частично. Несомненно то, что персональные связи и взаимоотношения — это самый главный ресурс всегда и везде. Но, несомненно и то, что социальные сети играют все более важную роль в обществе и эта роль будет только увеличиваться. Мне кажется, главное — это понимание того, что все онлайн общение, сайты, и сети — это лишь инструмент для «связывания» людей в реале и вдохновления на сотрудничество и совершение «добрых» дел. Ну, по крайней, мере я так себе это представляю.

    • Матвей Масальцев

      Правильно. Но добавлю — для вдохновления не просто на сотрудничество, а на полезное сотрудничество

  2. Сергей Михайловский

    Сервисы сервисами, а связи решают все. Каким бы ни был удобным тот ли иной сервис, если нет личных взаимоотношений все равно ничего не получится. За 2 года на благо.ру моя организация не получила ни одного волонтера и ни одного пожертвования. 100% людей и ресурсов дает личный фандрайзинг в нашей организации. А сервис который мы используем — добрые личные взаимоотношения, к которым сайт, странички в личных сетях прилагаются.

    • Матвей Масальцев

      Сергей, разумеется, сервисы сами по себе не решают всех проблем НКО. Это инструмент. И даже если осмысленный, все равно инструмент. Одни собирают онлайн, другие — нет. Причины могут быть разные, начиная от умения фандрайзить в сети и завершая спецификой НКО. Вот у вас с Благом не сложилось, а других — сложилось.
      Кстати, я не утверждал, что Благо — идеальный фандрайзинговый инструмент. Приводя этот сервис в качестве примера, я хотел лишь показать его «добавленную стоимость». И не удивлюсь, если окажется, что Благо.ру окажет большее влияние на развитие ePhhilanthropy в перспективе, чем иной более удачный «зонтичный» проект по сбору пожертвований для НКО (кстати, попробуйте назвать другой — нет его).
      Собственно, моя заметка именно об этом — в благотворительности не нужно мыслить в одной плоскости. Нельзя оценивать проект исключительно по количественным показателям — будь этот проект сервисом для НКО или самим НКО.
      Фандрайзить эффективнее у вас получается офлайн? ОК, прекрасно. И что, вам больше никакие сервисы не нужны?

  3. Михаил.

    Значение соц. сетей для организации волонтерского движения сильно переоценены, как и влияние соц. сетей на общество вообще.

    • Матвей Масальцев

      в какой части переоценивают, кто переоценивает, каково реальное влияние? вам не хватает конкретики

      • михаил

        Я живу в Тольятти и 95% молодого населения либо совсем не знают о каком-то более менее большом обсуждении в инете, либо им всё равно что там происходит.

          • Михаил

            Извините, конечно, но это может у Вас там такие процессы можно описать цифрами, а у нас «маленьких» людей можно всё это просто увидеть на приходе и пообщавшись с людьми.

Добавить комментарий