Докричаться до взрослых


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В  Аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области прошел круглый стол на тему: «Как дети группы риска могут влиять на принятие госорганами решений относительно своей судьбы?».

Ребенок кричит
Общественные организации и представители госучреждений обсуждали, как применять на практике идею, заложенную в статье 12 Конвенции ООН о правах ребенка — о том, что ребенок может свободно выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы. В частности, при решении проблемы преступности среди детей и поддержке детей без попечения родителей.

Инициатором круглого стола выступила благотворительная организация «Семья детям», которая при поддержке Европейского Союза второй год работает над социальным проектом «Право быть услышанным». Основной целью проекта является разработка механизмов участия детей группы риска в принятии решений относительно своей судьбы. Главным принципом в разработке данных механизмов, было представление тех методов, которые предложили сами дети.

Проблема

Проблемой детей-сирот в данном контексте является то, что по закону мнение детей старше 10 лет должно быть учтено при принятии решения относительно судьбы ребенка, когда его родителей лишают родительских прав. Однако в этом процессе ребенок зачастую не участвует, а если участвует, то в такой форме, которая может нанести ребенку психологическую травму.

Другая проблема – дети, живущие в детских домах, лишены возможности делать выбор и заявлять о желаниях даже в мелочах: что кушать на обед, какой свитер надеть, когда ложиться спать. И если по объективным причинам взрослые не могут обеспечить каждому ребенку индивидуальное меню и собственную семью, то ребенку необходим способ заявлять о своих желаниях и мнениях. Для этого необходимо заниматься не только с детьми, но с воспитателями детских домов и приютов: рассказывать им, какое общение ребенку необходимо, обучать их работе с ребенком, направленной на развитие в нем правосознания. Получая новые навыки и знания на тренингах и мастер-классах, ребенок должен впоследствии применять их в своей жизни, вне тренингов, а воспитатели могут поддержать ребенка в этом.

Что касается подростков, преступивших закон, то при назначении им наказаний, мер воспитательного воздействия, не учитываются их индивидуальные и психологические особенности. Поэтому налагаемые наказания не способствуют изменению их поведения и не снижают количество повторных правонарушений  в будущем. Статистические данные МВД по Свердловской области подтверждают данный факт, с 2007 года по 2011 год уменьшения повторной преступности среди несовершеннолетних не произошло, ежегодно примерно 25% подростков из числа тех, кто уже преступал  закон, совершают рецидивные правонарушения.

Решение проблемы

Открывая круглый стол, Уполномоченный по правам ребенка Игорь Мороков, отметил:

«Мы горды тем, что для освещения вопросов по такому важному проекту была выбрана площадка Аппарата уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области. Идею ст.12 Конвенции ООН о правах ребенка никто не оспаривает, ее принципы заключены и в Национальной стратегии действий в интересах детей.

Дети должны быть услышаны и имеют право выражать свое мнение, особенно, когда это напрямую касается их жизни или здоровья.  Главное в этом вопросе знать, как добиться, чтобы идея Конвенции перешла из теории в практику. Надеюсь, что итогом круглого стола будет выработка практических решений».

Некоторые практические решения «Семьей детям» и их партнерами по проекту были уже разработаны в ходе проекта. Представляя их на круглом столе, координатор проекта «Право быть услышанным» Алина Плотникова, высказала основную позицию организации: «Все люди имеют право выражать свое мнение по вопросам, которые напрямую влияют на их жизнь. Дети – не исключение. Неважно, касается ли дело того, с кем ребенок будет жить после развода, или правил в школе, или минимально допустимого возраста, при котором ребенок может начать работать, — дети имеют право выразить свои опасения, участвовать в разработке той или иной политики и быть принятыми всерьез. Это не про то, чтобы учить их игнорировать мнение взрослых. Это значит серьезно выслушать ребенка, уточнить что-то, пояснить свою позицию/мнение. Возможно, что желание ребенка и не будет выполнено, но при этом ребенок будет знать, что он высказал свое мнение, его услышали, объяснили на доступном ребенку языке, почему это невозможно, нежелательно, нереалистично, и пришли к соглашению».

Право быть услышанным

Проект «Право быть услышанным» реализуется в трех городах России: Санкт-Петербурге, Орле и Екатеринбурге.

В Санкт-Петербурге проект «Право быть услышанным» совместно с общественной организацией «Партнерство каждому ребенку» решает вопрос реализации права участия детей в судебных процессах, когда выносится решение по лишению родителей родительских прав. В итоге работы были предложены возможные формы участия детей в судебных процессах:

  • учет мнения ребенка через видеоконференцию, когда мнение ребенка записывается на камеру один раз, с той целью, чтобы в дальнейшем в ходе процесса не травмировать ребенка;
  • также было предложено учитывать мнение ребенка через неформальное интервью с судьей.

В Орле совместно с РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия» (Москва) «Семья детям» совершенно инновационным образом пытается решить проблему преступности среди несовершеннолетних:

  • впервые в нашей стране создаются принимающие семьи, в которых смогут временно (3-6 мес.) проживать и проходить реабилитацию подростки, преступившие закон. Ожидается, что услуга «Принимающая семья» станет хорошей мерой по подготовкеподростка к самостоятельной жизни, даст ему лучшие шансы для социализации и профилактики правонарушений.
  • кроме того, при колонии для несовершеннолетних создана служба медиации.

В Екатеринбурге «Семья детям» объединяет два аспекта работы: и с детьми, преступившими закон, и с детьми-сиротами. Что касается детей в конфликте с законом, то на круглом столе руководитель программного отдела «Семьи детям» Наталия Алексеева рассказала о том, что в рамках проекта в Екатеринбурге велась работа с разными группами подростков: с теми, кто уже пережил условное осуждение и получил заключение в колонию в качестве наказания, и с детьми на грани, у которых еще не было условного наказания, но которые могли его получить.

«В итоге можно сделать следующие выводы. Несовершеннолетние чаще всего совершают правонарушения из-за нехватки денежных средств, алкоголя, наркотиков и просто случайно. Все эти причины это следствие того, что у детей не удовлетворены такие важные потребности как общение, принятие и уважение  взрослых. Что касается наказаний, то те меры, которые применяются к детям сегодня — исправительные работы или условное осуждение – зачастую не дают желаемого результата.

Вот, например, что говорит один из подростков про условное осуждение: «Я не особо почувствовал наказание. Учусь, как учился, по ночам дома сижу – комендантский час, хотя свое правонарушение совершил днем. Раз в месяц хожу в Комиссию по делам несовершеннолетних отмечаться. Как это может повлиять на мое поведение?» — резюмирует Наталия.

О том, что делать в такой ситуации ответ давали сами подростки. Они предлагали больше внимания уделять работе по предотвращению правонарушений, а для этого больше рассказывать детям о последствиях правонарушений. Что касается тех ребят, которые уже нарушили закон, то дети предлагали исходить из пожелания самих подростков и учитывать индивидуальные характеристики несовершеннолетних при выборе наказания, как говорили подростки: «Мы сами себя знаем, сами себе можем придумать наказание». Другим предложением детей было получать больше поддержки от взрослых.

Участники круглого стола отметили необходимость учитывать такие пожелания детей. «Что касается поддержки взрослых, то сегодня можно с уверенностью сказать, что в работе с детьми большинство специалистов госорганов слишком формально относятся к работе с детьми. Человек в форме вызывает у подростка только страх. Из-за этого ребенку не хочется идти на контакт со взрослым, он замыкается и чаще всего выполняет предписания не задумываясь о самой сути наказания» — говорит начальник ФКУ УИИ ГУФСИН России по Свердловской области Максим Карагодин.

Чтобы преступлений стало меньше

На круглом столе много говорилось о значении семьи и окружения в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Учитывая это, «Семья детям» предложила апробировать следующие меры:

  • Проведение серии обучающих тренингов для специалистов госорганов (Комиссий по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительной инспекции и др.) по эффективной работе с подростками.
  • Создание фильма о правонарушениях, которые были совершены подростками, и мерах наказания за правонарушения. Трансляция и обсуждение фильма с подростками в различных учебных заведениях. Фильм может служить в качестве основы для программы по профилактике правонарушений среди подростков.
  • Выбор наказания с учетом потребностей и личностных особенностей подростка. Например, до определения наказания проводится работа психолога с подростком, чтобы определить, что будет способствовать изменению поведения ребенка, что будет соответствовать его интересам. После назначения этого наказания проводится отслеживание, поддержка и необходимая коррекция.

Что касается вопроса детей, живущих под опекой государства, то на данном этапе «Семья детям» предложила обучать специалистов детских домов эффективной работе с детьми,чтобы в дальнейшем дети могли самостоятельно представлять и отстаивать свои права, влиять на  процесс принятия решений, касающихся их жизни.

Лучшие из предложенных форм участия детей в процессах принятия решения в отношении их судьбы «Семья детям» планирует апробировать в дальнейшем. Об одной из главных целей, которых уже удалось достичь в рамках проекта, говорила на круглом столе помощник судьи Областного суда Наталья Гайдаржийская: «Все действенные и важные решения, которые разрабатываются общественными организациями, должны найти свое закрепление в нормативной базе, иначе очень сложно что-то менять системно. Когда писалась Региональная стратегия действий в интересах детей,благодаря проекту «Семьи детям», Областной суд впервые внес в нее очень важный элемент — при разработке индивидуальных программ по адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, должны учитываться мнения и потребности каждого ребенка».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий