Лунное сиротство


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Девочки и мальчики из десятков детских домов России собрались в Подмосковье на фестивале творчества детей-сирот «Созвездие», где показывали свои таланты и умения в театральном искусстве, вокале, танце. Меня в очередной раз пригласили провести для них семинар-встречу «Умный чемодан». И пусть у меня большой опыт выступлений — в том числе перед детьми-сиротами, я всегда переживаю: волнует ли их то, о чем мы будем говорить — их непростое будущее? Готовы ли они воспринимать информацию, которая позволит запустить некоторые алгоритмы для  формирования успешной личности?

Здесь есть один весьма сложный момент. Подсмотреть или познать эти самые секреты успешности в детдоме практически невозможно. Конструкция успешности сирот деформирована и слагается в их головах в рамках системы, успех обеспечивается без их участия.

Даже элементарное общение со сверстниками в закрытой и цикличной системе дает искажение успешности контакта. К примеру, дружба здесь выглядит совершенно иначе, а если сказать точнее, ее нет вообще. Вынужденное совместное проживание приводит к тому, что сироты не знают, что такое дружба, не понимают ее критерии. Это приводит к неудачам при попытках выстроить дружеские отношения вне системы. Им незнакома другая конструкция дружбы: без тесного взаимодействия и постоянного контакта. Все это приводит к внутреннему зажиму и стрессу. Из этого трудно найти выход: либо учиться заново, либо жить со своими представлениями, которые не подходят остальным членам общества.

И таких проблем у детей-сирот очень много. Они создают у ребенка из детского дома искаженное представление о жизни, быте, системе контактов, не учат рефлексировать, понимать проблему и самому преодолевать ее. Незнание простых заповедей жизни приводит к тревогам, ожиданиям постоянного подвоха со стороны. Ребенок боится, а значит, старается вести себя так, чтобы проблемы не появлялись на его пути, избегая контактов, загораживаясь на длительный период.

Созвездие

С таким сознанием крайне непросто жить и пытаться встроится в окружающее пространство. И когда говорят, что нужно заниматься профориентацией сирот, мне видится-таки, что вопрос надо ставить иначе – сначала полная реабилитация выпускника детского дома, а уже потом встраивание его в новые обстоятельства. Но у нас мало кто этим занимается. Многие искренне считают, что стоит дать сироте новую квартиру или устроить его на работу, это разрешит все его внутренние проблемы и противоречия, которые накапливались годами проживания в системе. А ребенок срывается, перестает выходить на связь или сбегает с работы. Все это свидетельствует о том, что внутреннее пространство сироты так и не было освещено правильным участием и пониманием, что при выходе из детского дома ему забыли надеть скафандр, он оказывается на Луне, где воздуха для будущей жизни просто нет.

Для качественной помощи сиротам нужна не только жалостливая система сопровождения, но и полная диагностика его внутренних травм, без которой невозможно помочь ребенку стать и хорошим семьянином и гражданином. Это необходимо делать еще до выхода из детского дома, подготавливая индивидуальный маршрут сопровождения ребенка-сироты, с осознанием плюсов и минусов его прошлой и настоящей жизни. Говорят, что скоро появится новая специальность – реабилитолог. Возможно, тогда количество потерянных сирот будет гораздо меньше. А пока, луноходы выходят на кабельном питании от детского дома, что не позволяет им пойти дальше и найти свою успешность. А Луна такая красивая…

9 Comments

Add yours
  1. Галина

    Добрый день, Александр!
    Очень хорошая и правильная статья. Но мне кажется, нужно все-таки предпринимать каие-то действия на уровне государства, может быть вносить предложения в Думу и уже реализовывать реальные проекты, пока выпускники детских домов окончательно не сбились с пути и влились в общество полноценными его членами. Поездки волонтереов в детские дома — это капля в море в раскрытии для них внешнего мира. Надо организовываь центры реальной помощи и поддержки выпускников. Вот к примеру дети города Советска Тульской области вышли в мир и не знают как дальше жить, чтобы не пропасть. Как им помочь, один человек на энтузиазме не вытянет. Нужна государственная программа и поддержка.

      • Галина

        Александр, а по-Вашему, что реально можно сделать уже сейчас? Каждому ребенку при выходе из детского дома нужен старший товарищ, но не у всех они есть. А дирктора школ, я знаю такие случаи, не разрешают некоторым выпускникам приезжать в детский дом, а ведь это их дом, где они выросли.

        • Гезалов Александр

          Это вопрос сложный, но для того, чтобы система сопровождения работала, этим должен заниматься детский дом, готовить сирот уже в самом начале входя в систему детского дома, а не за год иди даже два. Не пытаясь решить вопрос открытием бытовых комнат а создав СИСТЕМУ, в которую включены все субьекты и обьекты системы. К примеру нужен юрисконсульт, который учит сирот правам. Чтобы в процессе подготовки сирот участвовали все: нянечки: повара и так далее. Но для этого нужен обученный качественный персонал, которого сегодня в детском доме чаще всего нет. даже если сотрудники искренне любят детей, этого весьма недостаточно. Важен вопрос отбора кадров, мелодического сопровождения и обучения, как реального так и вирутального.А пока сирот СОВЕРЕШЕННО не готовых к жизни подхватывают все кто угодно, делая часто угодливые для них действия, тем самым еще сильнее раздезодаптируя их. Так и не приведя их через адаптацию к социализмами. Игры. Вопрос весьма острый и пока не решаемый. Хотя кое где уже есть опыт верной подготовки сирот и сопровождение.Но это ростки)Малые пока.

          • Галина

            Спасибо, Александр, за ответ. Хорошо, что есть ростки. Я немного общаюсь с выпускниками детских домов, вижу как они одиноки, с чувством не нужности никому. А когда к ним проявляешь внимание, заботу, они просто на тебе виснут, не понимая границ дозволенного. От этого есть конфликт с обществом, когда они вступают во взрослую жизнь. Вот если бы были такие центры, куда бы они в любое время дня и ночи могли позвонить, приехать и с юристом бесплатно посоветоваться, просто услышать позвалу, приятное слово поддержки. Ведь в этом нуждается любой человек.

              • nataliya.volkowa2013@yandex.ru

                Галина,пока в Советском интернате работали старые кадры там никого из выпускников не пускали с ночевкой после выпускаСейчас -не знаю.Если у вас есть такие ребята,которым пока некуда,можете посоветовать им Хитровщинский дом Милосердия в Кимовском районе нашей области,Ольга Ивановна многих принимает,помогаем чем можем.И ногда заводим связи на всю жизнь)))Мой номер89207703091,Ольга Ивановна Фролова89202745224.

Добавить комментарий