Неправовое детство


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На днях в Липецке общественность забила тревогу: около пятидесяти сирот, которые недавно получили квартиры, атакуют черные риэлторы, просто закошмаривая своими гнусными предложениями детей. Один сирота уже исчез, а в его квартире живут другие люди. Липецкая история — не уникальна. Подобное происходит по всей стране. Детей кидают, обманывают, убивают. В том числе — за полагающиеся им жилые метры. И мало кто может помочь: институт сопровождения сирот-выпускников как был несовершенным, так и остается. 

Ребенок и судья

Не секрет, что сироты выходят из детского дома абсолютно инфантильными. Они не знают своих прав, а часто — и не находят в себе  энергии отстаивать эти права. В детском доме таких навыков не получить: все вопросы с правами и даже обязанностями сирот берет на себя система. Юристов, которые обучили бы сирот навыкам правовой самозащиты, почему-то не видать, а сами дети не готовы учиться — даже на собственных ошибках. Сироты не умеют «включаться» в нужный момент, и после выпуска из детдома они  ждут, что кто-то продолжит все делать за них. Так вот демотивирует полная, тотальная опека со стороны системы.

И когда опека ослабевает, бывший детдомовец оказывается беззащитным. Именно правовая безграмотность приводит многих к фиаско в жизни. Я это хорошо знаю — на наш сайт «Успешные сироты РУ» с просьбами о помощи ежегодно заходят до двух тысяч выпускников детдомов.

Я не сказал бы, что юридической помощью детдомовцам не занимается никто. Занимаются. Но в основном в русле все того же тренда — взять за ручку и отвести куда надо. А стоит руку отнять, и все возвращается на свои места.

Не так давно произошел конфликт между двумя видными общественниками. Один из них собирал средства для оплаты труда специалистов, которые оказывают юридическую помощь выпускникам детских домов. А второй — высказался в очень резких выражениях об этой программе. Мне не хотелось бы вдаваться в подробности спора и аргументы сторон. Важнее, как мне кажется, другое — сколько бы денег на юридическое сопровождение сирот не собирали, их всегда будет мало. Просто потому, что нельзя человеку помогать постоянно, и тем более невозможно помогать так всем. Если не научить сироту самостоятельности, он будет приходить за помощью раз за разом. А кто-то даже за помощью не придет — тихо сгинет, если добровольные помощники не разыщут его сами.

Эту проблему можно решить и без особого фандрайзинга. Деньги нужны юристам, бегающим за сирот по инстанциям. А если заставить самих сирот заниматься своими проблемами, если помочь им освоить правовое пространство, научить решать жилищные и иные вопросы — юристам платить уже не понадобится. Ну или как минимум затраты снизятся. А эффективность такой помощи, наоборот, вырастет.

Нужны иные формы сотрудничества между сиротами и их добровольными помощниками. Дети-сироты просто обязаны получать юридические знания с самого прихода в детский дом — пусть в игровой форме, но научатся понимать границы своих прав и свобод. Для этого нужна целевая адаптивная программа. Здесь мало одного юриста — нужно запустить процесс, в котором участвовал бы весь коллектив детдома, от ночных нянечек до директора учреждения. Чтобы последний не сидел в своем кабинете, принимая благотворителей, а изучал каждый день пространство, в котором живут дети. Да и сами старшие сироты смогут передать полученные знания младшим воспитанникам.

Это уже даже не управленческое, а скорее стратегическое отношение к реализации целей и задач по подготовке детей-сирот к будущей жизни. И от этого решения зависит, какой будет жизнь сироты – трудной или не очень.

Нынешняя система детского дома этого дать не может. И «бытовые комнаты», в которые помещают сирот перед выпуском, тоже не панацея — восполнить пробелы в знаниях и компетенциях здесь успевают. Нет единой системы, которая в том числе способна и меняться вместе с быстро меняющимся общественным устройством — при поддержке научного и общественного сообщества.

До тех пор, пока система детских домов будет закрытой и отделенной от общественного пространства, из стен детских домов будут выходить весьма инфантильные и весьма привлекательные для ОПГ и черных риэлторов выпускники государственной системы.

Недавно на заседании совета по делам сирот при Министерстве образования России рассматривались эти вопросы. Надеюсь, это приведет к тому, что система детских домов будет наконец-то трансформироваться.

PS На днях мы направили в следственный комитет обращение, с просьбой обратить внимание на происходящее в Липецке. Надеемся вопрос будет решаться в пользу детей.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий