Чудо перепоста


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Блоги Tjournal.ru 

Редактор коммуникаций объединенной компании «Афиша-Рамблер-SUP» Злата Николаева о силе перепоста. И его слабости.

reposts-wonder-5267d3850cb38

© Московские новости. Евгений Гладин

Однажды мой друг из Питера, назовем его Николай (тем более, что именно так его и зовут), потерял паспорт чудеснейшим образом. Он отмечал успешную защиту курсовой, а потом гулял по набережным, наслаждаясь архитектурой, белой ночью и, полагаю, собственными успехами и большим будущим. В какой-то момент он наткнулся на парня с самокатом и ужасно захотел прокатиться. Попросил сделать пару кругов, в залог оставил свой паспорт, покатался, вернул самокат, а вот паспорт забрать забыл.

Утро было хмурым: Николай — иностранец, и живет в Петербурге по студенческой визе. А потеря паспорта иностранцем в наших краях, уверяю вас, залог увлекательных хождений по инстанциям на протяжении нескольких месяцев и разного рода других мучений. В общем, приготовившись к страшному и не особо надеясь на успех, написал сообщение во ВКонтакте: «Молодой человек, встретившийся мне ночью на таком-то мосту, у которого я попросил прокатиться на самокате….», и попросил у друзей перепостить его. И случилось чудо: спустя несколько часов нервного томления (Идти ли в милицию писать заявление об утрате?), и пары сотен перепостов паспорт нашелся — друг того парня с самокатом написал Николаю, что у нас твой паспорт, приходи туда-то, вернем, бедолага.

Перепосты в социальных сетях — безусловно, мощнейшая сила, ежедневно выручающая многих. С помощью «помогите и распространите информацию» находятся паспорта и владельцы забытых вещей, собираются деньги на тяжелые операции больным и благотворительная помощь пострадавшим от стихийных бедствий, раздаются котята, песики и, наверно, даже крокодилы, а не близкие к миру медиа люди (коих большинство) имеют возможность достучаться до журналистов и рассказать о чем-то важном и изнутри редакций незаметном. Сдаются квартиры, находятся квартиры и соседи, собираются митинги и акции, вершится справедливость — короче, сложно представить, что всего этого не было всего несколько лет назад. Да, интернет был, а вот удобной (без копипейста ссылки, хотя бы) возможности одним кликом поделиться какой-либо важной информацией не было.

Иногда благодаря этому самому по себе удивительному инструменту случаются настоящие чудеса. Например, история про смертельно больного человека и группу Scorpions, которая произошла буквально вчера. Больной раком 29-летний историк Алексей, который давно лежит в московском хосписе, с юности был поклонником Scorpions, но из-за болезни так ни разу и не побывал на их концерте.

И вот, когда группа приехала в Москву на гастроли, сотрудник фонда «ВЕРА» Лидия Мониава запостила у себя в фейсбуке сообщение: помогите найти контакты организаторов концерта, может быть, музыканты смогут навестить Алексея в хосписе и исполнят его мечту. Несколько тысяч перепостов сообщения, знакомые знакомых, конечно, нашлись, и в большом количестве, организаторам оборвали телефоны — и вот, солист Scorpions позвонил поклоннику по телефону, поговорил с ним и спел ему его любимую песню. Осуществление мечты в такой ситуации — это ведь чудо? Вряд ли кто-то поспорит.

Нет, за один только этот случай можно признаться в любви и верности «силе перепоста\ретвита» раз и навсегда, а ведь сколько таких случаев — чуть менее или чуть более чудесных.

Но с чудесами, как ни странно, тоже надо уметь обращаться, чтобы карета, не дожидаясь полночи, не превратилась в тыкву, а добрые намерения — в негативный результат. Всем нам, жителям социальных сетей, регулярно распространяющим чужие воззвания, стоит помнить о двух негативных нюансах [оставим за скобками призывы к разжиганию вражды и ненависти, экстремистские тексты и прочую нечисть — и будем исходить из предположения, что все, жмущие на кнопку «поделиться» делают этого для того, чтобы донести важное, помочь ближнему, сделать мир хоть немного лучше].

Первый нюанс настолько банален, что о нем неловко было бы говорить, если бы со временем он как-то уменьшился стало почти незаметным — но этого не произошло. Речь о том, что пользователи совершенно не задумываются о том, насколько достоверна информация, которую они публикуют. Фейковые новости, лживые вбросы, сообщения с просьбой срочно пристроить котят, иначе их утопят (и номер телефона хозяев, позвонив по которому, доверчивый человек может еще и денег лишиться) и другие приколы мошенников, наконец — очевидная чушь, легенды, на которых вроде бы даже никто не наживается, но они почему-то пользуются популярностью, набирают много лайков и периодически, раз в несколько месяцев, в том же виде всплывают заново. При этом это не просто бесполезная информация, это огромный вред — крик по-настоящему нуждающегося в помощи может утонуть в шуме лживых перепостов, потому что люди в какой-то момент, насмотревшись на байки, да даже просто на чрезмерное изобилие «помогите», «распространите», перестают доверять [и, как следствие, помогать] вообще всем.

Мой «любимый» пример — 16 щенков далматинцев, которых непременно утопят, если срочно не найдутся новые хозяева.

Этих несчастных щенков топят с периодичностью раз в полгода с 2011 года, когда собачка Милли, живущая на ферме Шропшир в Великобритании, так неожиданно ощенилась (новость тогда стала сенсацией, а умилительные фото облетели СМИ). Никому из сердобольных товарищей, желающих помочь песикам, даже не приходит в голову, что далматинцы — породистые, дорогие собаки, и никто в здравом уме не станет избавляться от них.

Другой пример — ужасающего вида фотография какого-нибудь больного ребенка, утыканного капельницами, с подписью вроде: «Этот ребенок болен [описание жуткой, почти неизлечимой болезни, но есть шанс, дорогая операция], Фейсбук заплатит по одному доллару за каждый лайк под фото, и [имя ребенка] будет прооперирован и спасен». Рука бойца колоть устала: я каждый раз пытаюсь объяснить очередному наивному виртуальному другу (чаще — виртуальной подруге), что камон, Фейсбук не заплатит за лайки, нет, возможно, компания занимается благотворительностью, но не таким способом, а вы способствуете каким-то очень циничным людям, которые способны, не дрогнув, выложить вот такое фото, чтобы обмануть других людей. Кто-то меня слушает и даже смущается, но порой я слышу в ответ: «А откуда я знаю? А вдруг это правда? А вдруг мой перепост и правда может помочь, а мне ведь несложно!».

В этих «а вдруг» и «мне ведь несложно» кроется второй, гораздо более сложный негативный нюанс. Дело в том, что, нажимая на «поделиться», мы, возможно, действительно делаем добро, но этим и ограничиваемся. Иногда мы даже не интересуемся прогрессом дела, описание которого и просьба помочь взволновало нас во время чтения ленты на рабочем месте настолько, что мы отправили информацию себе на стену: Что там, нашлись доноры крови для парня, попавшего в аварию? Удалось собрать деньги на операцию ребенку? Разобрали ли тех котят? Да наплевать, я уже сделал все, что мог.

Да, сделав доброе дело одним движением по клавиатуре, мы удовлетворяемся этим, нам уже кажется, что мы помогли и сделали все, что могли. День прошел не зря, а с добрым делом. А это категорически неправильное отношение — перепосты перепостами, но для того, чтобы действительно позволить себе считать, что сделал что-то полезное, нужно встать, пойти и сделать. Именно в этом заключается главный секрет чуда.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий