Неторжественное торжество музеев


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

18 мая традиционно будет отмечаться Международный день музеев, а накануне, 17 мая, пройдет приуроченная к этому празднику Ночь музеев. В прошлом году ночная акция в Москве побила рекорд по количеству участников. Вообще же в последние годы многие эксперты отмечают, что в России происходит «музейный бум». История праздника и хроника прошлогодних майских событий навели меня на некоторые размышления. Какие музеи подвержены этому буму? И о какой именно России идет речь?

Ночь музеев

Ночь музеев. Фото © Антон Тушин/Ridus.ru

История

Невероятно, но факт: Международный день музеев был учрежден по инициативе советских музейщиков. В 1977 году на XI Генеральной конференции Международного совета музеев (International Council of Museums, ИКОМ), проходившей в Москве и Ленинграде в мае. Предложение внесла И.А. Антонова, директор Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Так что можно сказать, что праздник музеев – изобретение советское.

С тех пор ИКОМ — неправительственная профессиональная организация музеев и музейных специалистов — ежегодно координирует этот праздник. С 1992 года у каждого Дня музеев появилась своя тема, ИКОМ дает обзор связанных с ней акций и рекомендации, а также предлагает «возможные подходы для дальнейшего вдохновения». В разные годы темы были, например, такими: незаконный вывоз музейных ценностей, роль музеев в повышении культуры общества, «новые вызовы, новое вдохновение», социальная гармония и многие другие. В 2014 году тема дня — «Музейные коллекции объединяют».

В этот день большинство музеев готовят специальные программы и предоставляют бесплатный вход. К празднику приурочены открытие новых выставок, фестивалей, в музеях проводятся тематические лекции, экскурсии, научные чтения, специальные занятия с детьми, музейно-театральные представления.

У Ночи музеев, которая теперь предваряет дневной праздник, другая история. Впервые ночные походы в музей начали практиковать в Берлине в 1997 году. Французы подхватили идею, и акция под названием «Весна музеев» прошла в Париже в 1999 году, в 2000 году она охватила уже всю Европу. Нынешнее название — «Ночь в музее» — появилось в 2005 году. С 2011 года патроном Европейской ночи музеев также стал ИКОМ.

Интересен еще один факт: первую музейную ночь в России провели вовсе не в столицах. Пионером стал Красноярский музейный центр, который в 2002 году открыл двери ночным посетителям. Москва присоединилась к акции в 2007 году, а Питер – в 2008-м.

Как это происходит в России

В России День музеев проходит активно, но не вызывает большого ажиотажа. Как правило, большинство публики составляют люди, заинтересованные в бесплатном посещении музеев, и семьи с детьми.

Ночью все иначе. Московскую «Ночь в музее», например, окрестили «культурной бессонницей столицы», и в 2013 году эта акция стала самой масштабной в Европе, ее посетили более миллиона двухсот тысяч человек. Для сравнения: в Париже в акции приняло участие 173 музея, в Москве — 246.

«Ночь кошмаров»

Если музейный день не вызывает ни у кого вопросов, то ночь подверглась некоторой критике, причем, как в столицах, так и в провинции.

Яркая публикация была, например, в газете неосоветского политического движения «Суть времени», придуманного С. Кургиняном. Марина Волчкова, член политсовета этого движения, деятель культуры и культуролог, автор книги «Война с культурой», выступила с обличительной статьей. Она пишет следующее: «…праздник называется «Ночь музеев», а не ночь приколов, дизайна, современного искусства, дискотек, веселья и пр. Акцию задумывали и организовывали для того, чтобы привлечь внимание к музеям, вызвать интерес к ним, увеличить их посещаемость, и даже духовно развить посетителей, заставить задуматься. Но не тут-то было».

Особенно разгневал соратницу Кургиняна Центр дизайна Artplay, который, в отличие от подавляющего большинства музеев, продливших время своей работы в «Ночь музеев» только до 23 часов, не закрылся к этому времени, «а провел классическую тусовочную ночь и отвлек на себя значительную часть той самой молодежи, ради которой все затевалось».

Цитируем дальше: «Получилось так, что задуманное как культурно-познавательное, мероприятие «Ночь музеев» превратилось в очумелое метание по городу шумных толп молодежи (отчасти нетрезвой), которые ломились во все открытые ночью музеи, пустующие в дневное время суток».

Марине Волочовой известно и тайное знание – якобы, некоторые петербургские музейщики называют «Ночь музеев» — «Ночью кошмаров на берегах Невы». И то, что от участия в акции отказались Эрмитаж, Петропавловская крепость, Русский музей и др. по ее мнению, очень показательно.

Особое же ее сочувствие вызвали музеи из глубинки. «Но что было делать музеям провинциальных городов, которые представляют собой традиционные «храмы культуры»? Поскольку завоевывать посетителей на ночь было тоже необходимо, то каждый «спасался» как мог».

И действительно, кошмар и ужас: в Новосибирске галерея «Респект» совместно с Музеем погребального искусства предъявила выставку о человеческих страхах, а в Музее СССР в торжественной обстановке принимали посетителей в пионеры. А рядом, в ретро-ателье, дамы примеряли шляпы с перьями, мужчины же — мундиры времен Первой мировой.

В краеведческом музее Тольятти «Играли с реальностью». Посетителю выдавали символическую рамку, через которую надо было смотреть на происходящее в музее.

В Перми же вообще было сплошное безобразие — в этнографическом музее «Дом Мешкова» организаторы оживляли картинки прошлого, посетители (о ужас!) танцевали вальс и рок-н-ролл и даже примеряли обмундирование немецких и советских солдат времен Второй мировой войны!

В общем, сплошная бездуховность. По мнению автора, в музей нужно ходить с серьезной торжественностью, именно так, как написано в известном стихотворении Сергея Михалкова «В воскресный день с сестрой моей…». «Здесь все, как и положено: день, музей, торжественность, искусство», — восхищается Волчкова.

Как это ни прискорбно, думаю, что Марину Волчкову поддержит довольно большая часть российских граждан. Однако в сети мне удалось найти еще только один критический отзыв — от анонимного жителя Воронежа, на загадочном сайте porgi.ru

Здесь иная логика: перформансы, выставки, карнавалы в музейных помещениях приветствуются, но автор сетует на то, что западная традиция на российской почве не растет. «На примере Воронежа сразу стало ясно, что в немногочисленные музеи народ идти не хочет и не пойдет, даже если его туда и калачом зазывать. Про калачи — не метафора и не присказка», — пишет аноним. Далее он рассказывает историю о том, как местный кинотеатр, «якобы арт-хаусного кино», решил присоединиться к акции и напечь блинчиков. Цены на билеты остались прежними, пара местных кафешек, непонятно какое отношение имеющие к музеям, тоже обозначились на афишах, а о бесплатных бутербродах речи не шло. «Судя по принявшим приглашения в социальной сети «ВКонтакте», аншлага не будет (известно, что приходит обычно 10 процентов от принявших приглашение), — пишет воронежец. — И вот опять — вроде как в Европе, да что-то не так… Ночь Музеев есть, как и Права Человека, да только, в основном, только в бумажном виде, да может, еще в СМИ отметят. Те же, кто посетит мероприятие, сам станет музейным экспонатом, так как людей, посещающих музеи, уже тоже скоро можно будет там выставлять — как вымирающий вид. А сейчас организаторы только примеряются. А, все же, жалко…»

Провинция – категория не географическая

«Международный день музеев — прекрасная возможность для музейных работников встретиться со своей постоянной публикой в непривычных обстоятельствах и привлечь совершенно новую аудиторию. И как результат – занять положенное им место в жизни общества» — значится на сайте ИКОМ. То есть, непривычность и ориентация на новую, иную публику «зашита» в изначальной концепции праздника. В числе рекомендаций 2014 года есть, например, такая: «Демонстрируйте наследие по-новому. Используйте новые возможности и технологии, поменяйте антураж, смените точку зрения и способ показа. И наследие перестанет быть старомодным и станет современным».

Как видим, именно такой подход и не приемлем для некоторых людей в России. Тем не менее, многие провинциальные музеи, о которых так сетовала Марина Волчкова, оказались очень довольны ночной акцией. Аншлаги наблюдались в, Екатеринбурге, Костроме, Абакане и многих других больших и маленьких городах.

«Мы уже в пятый раз присоединяемся к международной культурной акции, — сказала, например, заместитель директора Хакасского национального краеведческого музея Елена Щеголькова. — В прошлом году на «Ночи музеев» у нас побывало рекордное количество посетителей, сотрудники музея и приглашенные артисты с большим удовольствием принимали своих гостей. Мы всегда рады удивлять, но в такое необычное время и в столь нетрадиционной форме у нас особенно интересно».

Очевидно, что отношение к событию, да и к самому музею как таковому не определяется принадлежностью к столице или провинции. По-моему, оно явно коррелирует с идентичностью человека и его самоопределением в культурной, социальной и даже политической ситуации.

Что такое современный музей? Где границы возможного/недопустимого? Кто его посетитель: пассивный реципиент или участник, попадающий в интерактивную среду? Вот вопросы, на которые очень по-разному отвечают и музейщики, и посетители.

Меня, помнится, в свое время изумило негодование экскурсовода «Летнего сада» по поводу того, что жарким летним днем иностранец позволил себе прийти в сад в шортах. А то, что в западных парковых музеях кое-где люди ходят по газонам, вообще вызвало у него праведный гнев…

При чем здесь благотворительность?

По-моему, благотворителям, проводящим просветительскую работу с российскими музейщиками, обучающим их менеджменту и возящим на стажировки в западные страны, стоит учитывать и отмеченные выше моменты. Современный меняющийся музей может органично существовать там, где есть меняющийся мир. А там, где мир стремится к стагнации и воспроизводству старых моделей, ему может просто не остаться места…

P.S. В 2014 году Русский музей отважился открыть для Ночи музеев Строгановский дворец (правда, до 23.00). Это, определенно, вселяет надежду.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий