Добровольцы покидают детдом


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Сходил недавно на встречу, посвященную адаптации детей-сирот. Говорили в том числе и о том, как влияют на эту тему добровольческие организации. Уже из докладов сотрудников детдомов, которые все были как под копирку, стало очевидно – время добровольцев в детских домах проходит, всё больше внимания уделяется наставническим проектам, – более затратным, но и в разы более эффективным.

Волонтеры

К чему привели добровольческие усилия? Увы, прежде всего – к перегрузу сирот и всей системы детдомов мероприятиями, не имеющими стратегического контекста. Не отвечающими на главные вопросы: что будет с сиротами завтра и через несколько лет, а также как подготовиться к этому. Все вовлечены в тактические задачи – занять, развлечь детей, но этого на поверку очень мало. А вот работа над сознанием ребёнка – весьма сложный и долгий процесс, на который соглашаются совсем не многие добровольцы, ведь для этого потребуется не просто потратить время на «добрые дела», – нужно будет провести супервизию отношений с ребёнком, умение заново выстроить эти отношения и развивать их в правильном, полезном для сироты направлении.

Либо вы просто подыгрываете сироте, его заработанным в детдоме иждивенческим желаниям, либо начинаете отдавать самое главное – искренний интерес конкретным ребёнком, его личностными переживаниями, поиском. На второе у обычного добровольца попросту нет времени – не говоря уже о необходимых компетенциях и личных качествах. Чтобы повлиять на искорёженного системой ребёнка, чтобы помочь ему начать полноценную взрослую жизнь, помочь адаптироваться в обществе, нерегулярных краткосрочных визитов с концертами и конфетами недостаточно. Да что там конфеты – недостаточно и нерегулярных полезных дел. Всё это – в привычной для сироты канве пожизненного благополучателя: мне все должны, за меня всё сделают. В стенах детского дома эта схема работает, а за его пределами – нет. Выпускник остаётся один на один со своими нерешёнными проблемами, совершенно не готовый жить самостоятельно.

Чтобы изменить такое отношение, настроить детдомовца на непростую работу, дать ему нужные цели и вдохновить на их достижение, добровольцу нужно другое качество контакта с ребёнком – взаимная заинтересованность. А это уже называется наставничеством. Наставники – вот в ком нуждается большинство сирот в нашей стране.

Простой пример. Добровольцы организуют поездку сирот в Москву или Питер из небольшого городка. Таких проектов немало. Многие скажут, прекрасно – дети-сироты увидят мегаполис. А на деле выходит всего лишь перемещение ребёнка из одного места в другое, по сути – очередной подарок, новая конфета.

А теперь поставим в ТЗ не просто поездку по достопримечательностям, а проектное решение, чтобы поездка оказалась полезным трудом. Пусть это станет не только перемещением из одного места в другое, но и перемещением сознания – из из одних предлагаемых обстоятельств в незнакомые, где есть и загадка и разгадка. Сложность в том, что такое путешествие не сможет организовать отстранённый взрослый – хоть нанятый экскурсовод, хоть случайный доброволец. Нужен конкретный человек, который уже прошёл какой-то путь с сиротой, а после поездки этот путь продолжит. От простого к сложному, от налаживания контакта до взаимного доверия. Для которого поездка в мегаполис будет очередным этапом подготовки сироты к большому пути, а не законченным мероприятием. Нужен наставник.

Такой опыт кое где уже появляется, но весьма медленно, хотелось бы скорее: дети-сироты продолжают тысячами и тысячами ходить в незнакомый им мир, где нет привычного им умасливания, который нужно заново познавать – часто через боль. Давайте думать об этом уже сегодня. Вместе.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий